мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»
методическая разработка по литературе на тему
Цель: обмен опытом в освоении и применении технологии развития критического мышления.
Задачи:
1.Познакомить педагогическую аудиторию с одним из методов технологии развития критического мышления
2. Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
3. Распространить педагогический опыт и привлечь внимание к новым образовательным технологиям.
4. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_den.docx | 43.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»
Цель: обмен опытом в освоении и применении технологии развития критического мышления.
Задачи:
1.Познакомить педагогическую аудиторию с одним из методов технологии развития критического мышления
2. Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
3. Распространить педагогический опыт и привлечь внимание к новым образовательным технологиям.
4. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Раздаточный материал для участников: шесть разноцветных шляп, памятки «метод 6 шляп».
Ход мастер-класса
I.Организационный момент.
-Уважаемые коллеги! Я прошу Вас сесть поудобнее и ответить на моё приветствие после той фразы, которую посчитаете обращением именно к Вам.
Здравствуйте те, кто уже проснулся!
Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!
Здравствуйте те, кто способен любить!
Здравствуйте те, кто желает творить!
Кстати, о творчестве! На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приёмы ТРКМ. Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.
Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.
II.Теоретическая часть
Технология критического мышления – означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.
Критическое мышление:
● Во-первых – это мышление самостоятельное
- Во-вторых – это мышление обобщенное
- В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
- В четвертых – это мышление аргументированное
- В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях (литература, история, обществознание, биология, иностранный язык, география, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, "надпредметная" технология.
Чем еще привлекает меня данная технология? Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка. Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология РКМ с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов.
III.Метод «Шесть шляп»
Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, могут использоваться настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли по предложенному тексту, исходя из цвета шляпы.
Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.
1. Белая шляпа - статистическая (событие оценивается на основе данных статистики).
2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события).
3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события).
4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи).
5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие).
6. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.
Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии – определение направлений для дальнейшего развития…
- Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет шестью разными способами.
Практическая часть
Приглашаю на сцену 10-15 человек (по 2-3 человека в каждую группу), каждая группа получает шляпу, мы отправляемся на страницы «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, которую, я думаю, каждый из вас читал. ваша задача проанализировать сказку с заданной позиции.
/Раздаются шляпы и памятки/
видеоиллюстрации
Заключительное слово
Кто-то считает, что наша жизнь состоит из черной и белой полосы. Согласитесь, довольно скудный набор красок. Сами того не замечая, мы ограничиваем себя в выборе возможностей. Мне же кажется, что жизнь наша скорее напоминает не зебру, а радугу, и от того, какую палитру выберет для себя человек, таковы и будут его представления о жизни. Школа – отражение той же жизни, и от того, как мы её преподнесем ученику, зависит, насколько разнообразнее и богаче будет развиваться его личность.
Я благодарю вас всех за активное участие и за ту поддержку, которую вы мне оказали и я искренне желаю нам всем, чтобы:
- нас всегда окружали люди, перед которыми можно было бы «снять шляпу»
- мы на каждом шагу пытались бы расцветить нашу жизнь более яркими красками
- каждый из нас «нашел бы свой клад в основании радуги»
И всегда помнить: «Жизнь заключается не в том, чтобы ждать, когда пройдет буря, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем»
1. Белая шляпа
Перечислите факты: кто написал сказку, сколько героев, сколько лет жили старик и старуха, сколько раз вызывал старик золотую рыбку, какие события произошли в сказке, какие желания были у старухи .
2. Красная шляпа
Какие эмоции вызывает у вас эта сказка?
3.Желтая шляпа.
Что положительного и полезного вы увидели в этой сказке
4. Черная шляпа.
Отрицание и критика.
Назвать отрицательные черты героев произведения.
5. Зеленая шляпа
Творческая ( самые невероятные, необычные идеи).
Придумайте счастливый конец ( можно в стихотворной форме)
6. Синяя шляпа.
Обобщите все услышанное от предыдущих участников.
2. Красная шляпа
Эмоциальное состояние: хорошая сказка, написана красивым художественным словом, легко читается. Чувство радости, что рыбка обрела свободу
Чувство злорадство и сопереживание, радость и грусть, восхищение и недогодования
Грустно (несчастный конец),
обидно (за старика, которым помыкали много лет, унижали, не считали его личностью; за старуху, не исполнились ее мечты)
радостно( старуха наказала за свою ненасытность, рыбка обрела свободу, старик поставил на место)
3.Желтая шляпа.
Положительное (золотая рыбка исполняет 3 желания, добрый и очень терпеливый старик), вера в чудо
у старухи стремление к лучшему( есть мечта)
"Не садися не в свои сани, радоваться и довольствоваться тем, чем
1.Белая шляпа
Факты: втор, жили 33 года, сколько желаний 3 раза вызывал золотую рыбку), факты (корыто, изба, столбовая дворянка, вольная царица, владычица морская)
4. Черная шляпа.
Старуха - грубая деспотичная, ненасытная старуха, старик довольствовался малым, не мог найти общий язык со старухой, не имел своего желания, рыба не исполнила свое обещание. Старуха получив желаемое не ценила это, хотела получить больше, ничего не делая.
5. Зеленая шляпа
Счастливый конец: рыбка помогла б старику с уловом, рыбу продавать на рынке. На вырученные деньги построить дом. Старухе подарить стиральную машину .
Глядь стоят пред ними добры молодцы
Предлагают дело выгодное
Заключить контракт долгосрочный
На поставку рыбы свежайшей
В рестораны заморские да элитные
Заключил старик контракты
А старуху назначил бухгалтером
Да не простым, а главным ответственным
И пошло и поехало дело
И семья наконец разбогатела.
6. Синяя шляпа.
обобщение
Каждый герой может обладать положительными и отрицательными качествами. Мы поняли, что нужно уметь вовремя остановиться, и тогда событие можно повернуть в другое русло. Любое произведение может вызывать разные эмоции: злорадство и сопереживание, радость и грусть, восхищение и негодования
Мы примерили разные шляпы и сумели отойти от стандартного , навязанного шаблона и рассмотрели произведение с разных позиций, опираясь на свой жизненный опыт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы
В данной работе представлено описание педагогического опыта....
Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках литературы в 5 классе.
Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять.И потому главное дело совершенствования:работать над мыслями.Л.Толстой Мысль, ...
Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках литературы в 5 классе
В работе рассмотрены психолого-педагогические основы технологии «Развития критического мышления», а также были выявлены наиболее целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в 5 классе...
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы в 7 классе.
Урок литературы по ФГОС...
Инновационный проект «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ...
Мастер-класс на тему: Технология развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринева» по I гл. повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Данный урок проведен в технологии развития критического мышления с использованием различных методических приёмов. Основа технологии – построение урока по определённому алгори...
«Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»
Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках литературы в старших классах, а также выявлены целесообразные методы и при...