Эффективные и неэффективные технологии обучения
учебно-методический материал на тему
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Сегодня насчитывается больше сотни различных образовательных технологий. Но все ли они актуальны в современном мире, в 21 веке? Почему педагоги не готовы к принятию современных образовательных технологий?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_i_neeffektivnye_tekhnologii_obucheniya.docx | 35.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед
с головой, повернутой назад, а потому недопустимо
в школе XXI века использовать неэффективные,
устаревшие технологии обучения,
изматывающие и ученика, и учителя,
требующие больших временных затрат
и не гарантирующие качество образования...»
(М. Поташник, действительный член
Российской академии образования).
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Сегодня насчитывается больше сотни различных образовательных технологий. Но все ли они актуальны в современном мире, в 21 веке? Почему педагоги не готовы к принятию современных образовательных технологий? Выделяют несколько причин данного процесса:
- Нежелание включения педагога с инновационную деятельность, (в связи с информационной, технологической компетентностью);
- Нежелание саморазвиваться;
- Школа была и осталась сориентированной на усвоение научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях. Все подкреплено господством власти учителя.
Возникает такая тенденция: мир школы и современный мир – это два разных полюса. Школьный мир включает: традиционную классно-урочную систему, домашние задания, «стандартные, обычные уроки», применение учебника, атласа, карт, презентация к уроку, применение на уроках неэффективных форм, методов обучения. Что же включает в себя современный мир? Это постиндустриальное общество, век информатизации, компьютеризации, глобализация, инновации, модернизация и многое другое.
В результате возникает противопоставление двух разных миров. Школа это отдельный мир, оторванный от современного мира.
В связи с этим возникает проблема. Отставание образовательного пространства школы от реального детского мира. Разрыв между реальностью и обучением. Школа создает искусственную среду, противоречащую детским интересам и ограничивающую их восприятие и освоение окружающего мира. Фактически учитель и ученик говорят на разных языках. (Если раньше учитель находился выше ученика по уровню развития и компетенций, то в настоящее время учитель сильно отстает от детей, которые уже на интуитивном уровне владеют новыми технологиями, и они вошли в их сознание, способы поведения и социализации). Поэтому возникает еще одна проблема - учитель не нравится детям, потому что он не современен. Педагоги оторваны от современного мира: не применение современных образовательных технологий, отсутствие ИКТ компетентности и т.д. Но, дети не учатся у тех, кто им не нравится. Как следствие, недоверие детей к школе, потеря интереса к обучению.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Обучение любой науке – это искусство, направленное вовсе не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Урок – как музыкальное произведение, рождается со звонком и умирает со звонком, пролетает для тридцати пар глаз одновременно, но в душе и в уме каждого ученика оставляет свой собственный след, рождает тропинку, по которой еще предстоит продираться через дебри и овраги к пониманию, к истине. Но не все дети одинаково трудолюбивы. Поэтому очень важным я считаю найти путь к пониманию и сердцу ребенка.
Как заинтересовать школьников своим предметом?
Как сделать так, чтобы ребятам хотелось идти, спешить на урок?
Как сформировать ответственное отношение учащихся к своему учебному труду?
Систему уроков следует строить так чтобы ученики совместно с учителем «творили» уроки, работали бы с полной отдачей сил.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы;
2. Интерактивные методы.
3. Активные методы;
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Интерактивный метод . Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.
Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
Логика проблемного обучения принципиально отлична от логики информационного обучения. Если в информационном обучении содержание вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.
Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует.
С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) педагог побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной, и наоборот, монологическое изложение приближает обучение к информационной форме.
Очевидно, что существовавшая ранее традиционная образовательная модель, для которой свойственны субъектно–объектные отношения между учителем и учащимися, а основной задачей считалось усвоение определенной суммы знаний с помощью показа и тренировочных упражнений стала неэффективной, т.к. информация в современном мире стала легко доступной и набор предметных знаний стремительно теряет свою ценность. При этом традиционная образовательная модель не может в качестве конечного продукта создать личность, свободно ориентирующуюся во всех разнообразных противоречиях современного мира.
Современное образование как один из проводников социальной адаптации вынуждено переходить к новой образовательной системе, в которой учитель перестает быть транслятором информации и становится организатором учебно-деятельностного процесса, направленного на оснащение ученика набором умений по добыванию, интегрированию или созданию информации.
Необходимым условием для реализации требований ФГОС является переход на активные формы и методы обучения, под которыми понимаются методы, побуждающие обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Одной из технологий, отвечающих принципам активного обучения, является технология проблемного обучения, оформившаяся еще в ХХ веке, но не потерявшая своей актуальности и по сей день
Технология проблемного обучения есть система методов и средств обучения, основой которой выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Несомненно, уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения. Как показывает педагогический опыт, проблемное обучение требует целенаправленной подготовки ученической аудитории. При переходе в среднее звено обучающимся еще присущи такие возрастные психологические особенности, как преобладание непроизвольного внимания, недостаточно развитые наглядно-образное и логическое виды мышления, также играет свою роль недостаток жизненного опыта, влияющий на качества памяти.
Исходя из этого, первоначально преобладает эвристический метод, подразумевающий, что учитель не только актуализирует начальные условия деятельности на уроке, но и формулирует промежуточные задачи. Проблемный метод вводится в учебную деятельность постепенно, сообразно росту интеллектуальных возможностей обучающихся.
Ценность проблемного обучения состоит в том, что в его рамках происходит развитие основных личностных качеств обучающегося: мышления и внимания, создается положительный эмоциональный фон обучения, деятельность ученика носит творческий характер, возрастает глубина понимания изучаемого материала и, как следствие, знания, к добыванию которых ученик приложил личные усилия, останутся в памяти значительно дольше.
Философское обоснование необходимости проблемного обучения дал Э.В. Ильенков, остроумно сравнивший традиционную систему с математиком, "который заставлял бы своих учеников зубрить наизусть ответы, напечатанные в конце задачника, не показывая им ни самих задачек, ни способов их решения". Ученый настаивал на том, что "учить специфически-человеческому мышлению – это значит учить умению строго фиксировать противоречие, а затем находить ему действительное разрешение.
Еще одной технологией, позволяющей активизировать познавательную деятельность обучающихся, является технология развития критического мышления.
Данная технология разработана в к конце ХХ века в США и представляет собой систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Целью этой образовательной технологии является развитие мыслительных навыков обучающихся, а именно коммуникативных и рефлексивных умений и действий школьников, востребованных не только в учебной, но и в повседневной жизнедеятельности.
Специфика технологии заключается в том, что она создана на обоснованном взаимодействии человека и информации, обладает инструментальной обеспеченностью на всех фазах, реализуется на принципах сотрудничества и совместного планирования.
Главная роль в технологии развития критического мышления отводится тексту, а методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Основные стадии урока – это стадия вызова (здесь происходит пробуждение интереса к информации, актуализация уже имеющихся знаний и жизненного опыта обучающихся), осмысления содержания (получение новой информации) и рефлексии (помогает обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал и наметить направления в дальнейшем изучении материала).
Следует отметить, что деление урока на выше упомянутые стадии полностью соответствует этапам когнитивной (познавательной) деятельности.
Как уже говорилось, данная технология обладает богатым инструментарием методов и приемов, среди которых следует отметить такие как кластер (графическая организация материала в виде грозди), инсерт (активное чтение материала с его маркировкой), синквейн (нерифмованное стихотворение - пятистишие), денотатный граф (особый способ вычленения из текста ключевого понятия) и другие.
Технология развития критического мышления способствует формированию гибкости мышления, коммуникативности, самостоятельности, толерантности, ответственности за результат своей деятельности.
Современное общество сегодня немыслимо без широкого использования информационно-коммуникационных технологий, которые обеспечивают эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.
Применение информационных технологий позволяет использовать мощный визуальный канал, удерживающий произвольное внимание обучающихся на довольно значительное время, способствует индивидуализации обучения и развитию самостоятельности, помогает организации поисковой работы, проверочных и тренинговых упражнений.
Замечено, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень навыков самообразования, совершенствуются навыки отбора и анализа информации.
Благодаря современным компьютерным технологиям появляются оригинальные формы и методы изложения нового материала, повышается эффективность усвоения учебного материала. Современные информационные технологии позволяют учителю достичь более высокого уровня в обучении. В современном уроке компьютер играет большую роль, позволяя сделать сложную науку более доступной. Использование информационных технологий на любом этапе учебной деятельности позволяет делать уроки, не похожими друг на друга.
При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера:
- усиливает мотивации учения. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной информации, путем диалога с ПК более эффективно и интересно для ученика, чем штудировать учебник (текст+звук+видео+цвет). С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит видеть причины и следствия, понимая их смысл.
- развивает познавательные способностей учащихся; (не учить знаниям, а учить учиться)
- углубляет межпредметные связи за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей
- прививает навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
- расширяет возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
- интегрирует обучение предмету.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Варианты использования средств ИКТ:
- полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным учебным пособием, внося принципиальные изменения в содержание обучения (компьютерные программы по геометрии, рисованию).
- частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами, учитель использует свой сценарий изучения учебного материала с применением фрагментов программного обеспечения по предмету.
- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала аудио-видео наглядности из электронных хрестоматий.
- использование тренинговых программ для закрепление материала
- использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носителе или разработанных учителем.
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учениками с последующей демонстрацией их на уроках или внеклассной работе.
- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы
- использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, мотивации, психологической разрядки.
Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
С целью повышения эффективности современного урока можно использовать основные информационные возможности:
1. Программы – тренажеры, тесты, зачеты
Использование тренажеров, обучающих и контролирующих программ удобно применять для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом.
2. Мультимедийные диски
Иллюстрированные учебники, интерактивные модели, виртуальные лаборатории, разноуровневые вопросы и задачи, справочники и поисковая система мультимедийных дисков позволяют применять на уроке различные виды учебной деятельности:
I уровень обучения - воспроизведение знаний с подсказкой (осознал, запомнил, воспроизвел), где возможна совместная деятельность учителя и ученика, а можно применить для оценки уровня знаний в начале обучения.
II уровень - воспроизведение знаний по образцу в знакомой ситуации, но без подсказки, самостоятельно, где проверяется усвоение знаний в течение обучения.
III уровень - применение знаний в незнакомой ситуации, без предъявления алгоритма решения, где целью является определение трудностей обучения, предлагаются диагностические тесты.
IV уровень - действия, для которых характерна проверка умений и навыков в конце обучения; выполнение итоговых тестов.
3. Мультимедийные презентации уроков
В процессе своей работы я широко использую электронные презентации при объяснении нового материала, повторении, контроле знаний.
Динамические элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Кроме того, применение мультимедейных технологий на уроках повышает статус учителя, идущего в ногу со временем.
4. Проектная деятельность.
Проектная деятельность является одним из приоритетных направлений работы. Проект - это научная, исследовательская, прикладная, творческая работа одного или группы учащихся, которая может быть представлена в виде сочинения, трактата, наблюдения, сценария, исследования, компьютерной программы, эссе, научной статьи, учебно-наглядного пособия и т.д.
Целью любой проектной работы является:
- систематизация полученных знаний,
- их практическое применение,
- приобретение новых, более глубоких знаний по данной проблеме.
Научно-исследовательская работа учащихся организуется для:
- развития творческих возможностей учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области наук;
- формирования первоначальных практических умений организации научной работы;
- улучшения профориентации учащихся.
Подводя итоги, можно утверждать, что использование ранее упомянутых образовательных технологий позволяет перейти к преподаванию в рамках новой образовательной парадигмы и, как следствие, повысить мотивацию школьников к обучению, сделать более продуктивным процесс усвоения учебного материала, содействовать успешному формированию ключевых компетенций у обучающихся.
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Использование активных методов обучения на уроке позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Кроме интенсификации освоения учебной информации, активные методы обучения позволяют так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение активных методов обучения в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.
Я считаю, что в педагогическом процессе следует максимально использовать активные, развивающие методы. Они могут быть включены в реальный педагогический процесс.
Таким образом, развитие школы, прогресс в отдельных направлениях её работы могут осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми и более эффективными, использование новых идей, технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные педагогические технологии обучения и воспитания.
Источник мотивации человека находится в нем самом,поэтому следует придавать первостепенные значение формированию внутренней мотивации учащихся....
Современные технологии обучения: опыт применения, результаты, эффективность.
Опыт применения новой технологии РКМЧП на уроках литературы: находки, пути решения, использование. Опубликована в сборнике КГПУ ....
Эффективные методы применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики
Статья о б Эффективных методах применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики...
Повышение эффективности обучения через технологию обучения в сотрудничестве
Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:- взаимозависимость членов группы;- личная ответственность каждого члена группы ...
«ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ.
Согласно ФГОС «Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение разви...
Эффективные методы и технологии обучения немецкому языку как второму
Технологии обучения немецкому языку как второму, приёмы, используемые на занятиях...