Эффективные методы и технологии обучения немецкому языку как второму
учебно-методический материал по немецкому языку (5 класс)

Шатилова Светлана Алексеевна

Технологии обучения немецкому языку как второму, приёмы, используемые на занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные методы и технологии обучения немецкому языку как второму.

 (Шатилова С.А. МОУ СОШ № 16)

Владение сразу несколькими иностранными языками во все времена считалось признаком образованности, а сейчас стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество. По действующим ФГОС изучение второго иностранного языка является обязательным. Можно много говорить о трудностях: нет специалистов, тяжело детям, не всегда поддерживают родители. Но ведь у каждой медали - две стороны. Нет смысла отрицать тот факт, что изучение иностранных языков тренирует память, расширяет кругозор, помогает открывать новые культуры и новые идеи, способствует карьерному росту и т.д. И чем больше этих языков будет, тем больше возможностей реализоваться в будущем будет у наших детей. Ради этого, имея под рукой учебник немецкого языка как второго "Горизонты" М. Аверина, используя наиболее эффективные методы обучения и современные технологии, мы, коллеги, пытаемся с помощью немецкого языка расширить горизонты ребят, изучающих английский язык как первый иностранный и преодолеваем все выпавшие на нашем пути трудности.

Современные технологии обучения основаны на следующих положениях:

- в центре технологии обучения - обучающийся;

- роль учителя – научить учиться;

- в основе учебной деятельности - сотрудничество;

- обучающиеся играют активную роль в обучении;

- суть технологии - развитие коммуникативной компетенции учащихся и способности к самообучению.

Современные технологии обучения иностранному языку очень органично вплетаются в организацию работы по учебнику М.Аверина и помогают решить все практические задачи освоения немецкого языка как второго иностранного.

Давайте на конкретных примерах посмотрим, как это происходит.

Начиная с первых уроков, идёт опора на 1-ый иностранный язык: учебник предлагает, например, найти соответствия приветствий, данных на 3-х языках, включая родной. Задание, где нужно самостоятельно перевести названия цветов на немецком с опорой на английские эквиваленты, очень хорошо снимает психологический барьер, возникающий из убеждения, что изучать второй иностранный очень трудно. На примере этого задания дети видят, что многие слова в английском и немецком очень похожи, и привыкают использовать английский как язык-помощник при изучении немецкого языка.

Чем хороши игровые технологии? Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать материал, а как детям удобно и естественно его взять. Учебник предполагает систематическое использование игровых технологий на уроках немецкого языка, это не только делает процесс изучения второго иностранного языка эффективным, но и поддерживает мотивацию к изучению, что особенно важно на начальном этапе. Часто предлагаются игры с кубиком, где нужно бросить кубик дважды и составить предложния с "выпавшими" лексическими единицами. В качестве способа обобщить и повторить изученный материал в рубрике "Играем и повторяем" используются игры-"ходилки", которые проверяют не только знание определённого лексического материала (например, есть поля, где нужно назвать определённое количество слов по теме), грамматического материала (задание проспрягать данный глагол или образовать форму множественного числа существительного) и даже страноведческого, но и навыки диалогической речи.

Игра "Диктант на бегу" позволяет использовать её не только при изучении числительных, но и как физминутку на уроках. Так же большое количество ролевых игр помогает сохранить коммуникативную направленность занятий, развивает компесаторные уменя и творческие способности.

Использование арт-технологий, в частности, музыки при обучении иностранному языку так же подтверждает на практике свою эффективность, тем более, учебник предлагает нам ряд песен в стиле рэп, которые можно использовать, например, при изучении алфавита, числительных и других тем.

Язык не терпит абстракции, и без конкретного материала все тщательно заученное выветривается из головы. А вот если наши знания языка связаны с объектной деятельностью - забудутся они гораздо медленней.  Метод "Языковой портфель" может быть организован как в рамках одной темы, так и включать комплекс работ за более глобальный отрезок учебы. Обычно в составе языкового портфеля есть такие разделы, как история успехов учащегося, доклады, творческие задания. Подобная систематизация и сбор выполненных работ, инициируемый самим школьником, происходит в соответствии с индивидуальными потребностями познания немецкого языка и делает процесс изучения более личностным. "Наполнить" языковой портфель помогают рубрики учебника "Учись учиться" Lerne lernen", где учащимся предлагается и изготовление карточек для изучения форм множественного числа существительных, и карточек с вопросами в рамках изучаемой темы, и составление текстов с пробелами для последующего обмена ими в классе и заполнения пробелов, и ряд других творческих заданий.

Обучение в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве – это обучение в малых группах. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности всех учащихся. Ученики разные - одни быстро “схватывают” все объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями, другим требуется больше времени и дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы слабые ученики поняли материал, и зачастую это делают лучше, чем учитель, так в силу возраста понимают друг друга лучше. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Данная технология очень экономит время на уроке.

Технология проблемного обучения

Под проблемным обучением понимают обучение, протекающее в виде разрешения создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Благодаря технологии проблемного обучения, мы развиваем самостоятельность учащихся и их мышление.

Например, грамматический материал в учебнике не всегда даётся в готовом виде. Вместо конкретных правил есть рубрики Denk nach. "А если подумать...", где с помощью цветного шрифта выделяются те элементы, на которые ученикам нужно обратить внимание и самим сформулировать правило на основе данной информации или по аналогии составить речевое высказывание.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что современные технологии обучения, развивают коммуникативные способности учащихся, развивают активность и мышление учащихся, их творческие способности, способности к самообучению и повышают мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме "Германия" для 7 класса (1-ый год обучения немецкому языку как второму иностранному языку)

Презентация включает в себя фотоматериал и текстовую информацию по теме "Германия". Здесь кратко освещены следующие разделы по теме: географическое положение страны изучаемого языка, государственный ф...

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

В статье рассматривается понятие межкультурной коммуникации и его неразрывная связь с преподаванием немецкого как второго иностранного языка в школе. Обучение иностранным языкам в школе предполагает н...

Обучение немецкому языку как второму иностранному языку

Обучение немецкому языку как второму иностранному языку...

Концепция обучения немецкому языку как второму иностранному языку

Материал для использования на методических объединениях....

Статья «Практическое использование современных технологий обучения немецкому языку, как второму иностранному, для развития творческих способностей учеников»

О всеобщем внедрении второго иностранного языка в школах говорится и пишется уже достаточно давно, но учебный план большинства общеобразовательных школ включает в себя по-прежнему лишь один иностранны...