Методика организации исследовательской деятельности в школе
презентация к уроку на тему

Кортунова Лилия Николаевна

В презентации даны основные положения организации учебной исследовательской деятельности в школе, изложены основные  её виды , а также подходы к выбору тем для исследования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_kortunova_l.n.pptx565.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика организации исследовательской деятельности в школе Заместитель директора по УВР МКОУ «Лицей села Верхний Мамон» Кортунова Л.Н.

Слайд 2

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров

Слайд 3

Социальный запрос : “ориентация на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации”.

Слайд 4

Исследовательская деятельность - творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Слайд 5

Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются: проблемно-реферативный : аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения; аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений; диагностико-прогностический : изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования); изобретательско-рационализаторский : усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов; экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата; проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Слайд 6

Требования к исследованию: Целостность- общий смысл исследования очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату. Последовательность и связность – логика построения исследования, цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Объективность и обоснованность – выбранная тема не случайна, она требует более глубокого изучения.

Слайд 7

Ход исследования можно представить в виде цепочки: Обоснование темы Постановка целей и задач Определение объекта и предмета исследования Разработка гипотезы исследования Непосредственно исследования Результаты Оценка полученных результатов и выводы.

Слайд 8

Основным принципам дидактики: научность систематичность последовательность доступность наглядность индивидуальный подход к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению связь теории с практикой

Слайд 9

Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были: простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся; разнообразными по содержанию; интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности; разными по форме проведения, привлекательными для учащихся; исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.

Слайд 10

Для проведения самостоятельного научного исследования учащийся должен уметь: 1)ставить исследовательский вопрос, проблему; 2) формулировать и объяснять гипотезу; 3) составлять план исследования для проверки гипотезы; 4) обрабатывать данные , полученные в ходе эксперимента, и представлять их в графической форме; 5) делать вывод относительно правомерности поставленной гипотезы; 6) анализировать достоверность данных; 7) предлагать улучшения эксперимента для устранения неточностей или ошибок; 8) делать практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

Слайд 11

фантастические (несуществующие: самим разработать); эмпирические (проведение собственных наблюдений и экспериментов); теоретические (работы по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и т. п. и др. ). Все темы можно разделить на 3 группы:

Слайд 12

Характер заданий при исследовательском методе может быть самым разным: классные лабораторные работы и домашние практические задания; решение аналитических проблем; задания кратковременные и предполагающие необходимым определенный срок (неделю, месяц); задания групповые и индивидуальные ; работы для участия в учебно-исследовательских проектах работы для участия в работе конференций работы для участия в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся

Слайд 13

Компетентности , формирующиеся в процессе исследовательской деятельности: рефлексивные умения; поисковые (исследовательские) умения; навыки оценочной самостоятельности; умения и навыки работы в сотрудничестве; менеджерские умения и навыки; коммуникативные умения; презентационные умения и навыки .

Слайд 14

Занятие научно-исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях.

Слайд 15

Учебная исследовательская деятельность в МКОУ «Лицей села Верхний Мамон» В рамках факультативных курсов (5-7 классы) : «Математика вокруг нас» «Клуб юных ученых-биологов» « Занимательная физика » « Биология вокруг нас» « За страницами учебника геометрии» « Решение нестандартных задач»

Слайд 16

Учебная исследовательская деятельность в МКОУ «Лицей села Верхний Мамон» В рамках элективных курсов ( предпрофильные 8-9 классы): «Химия в повседневной жизни человека» «Химия в опытах и задачах» « Элементы биофизики» « Секреты орфографии и пунктуации»

Слайд 17

Учебная исследовательская деятельность в МКОУ «Лицей села Верхний Мамон» В рамках элективных курсов (профильные 10-11 классы ): «Основы генетики:почему мы не похожи друг на друга?» « Качественный и количественный анализ в химическом эксперименте» «Решение биологических задач» Интегрированный спецкурс «Решение математических задач с помощью прикладных программ» « Решение экспериментальных задач по органической химии» «Элементы биофизики»

Слайд 18

Результат этой деятельности: Ежегодно более 40 исследовательских работ учащихся лицея представляются на конференции НОУ «Эврика на школьном уровне , более 60 % из них – учащиеся защищают на областном уровне, более 20 % от общего количества исследовательских проектов участвуют во Всероссийских конкурсах исследовательских работ . Грамотами и Дипломами Департамента образования Воронежской области, ВГУ и ВГТА за это направление отмечены за 3 последних года более 53 учащихся лицея, Грамотами и Дипломами Всероссийского уровня - 39 учащихся уровня ООО и СОО .

Слайд 19

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров, один из крупнейших математиков ХХ века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации лабораторных и экспериментальных работ учащихся на уроках физики.

Работа в цифровой лаборатории "Архимед".  NOVA 5000 на уроках физики....

План самообразования "Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе"

Самообразование учителя есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому учитель должен знать свой предмет,...

Материалы проблемно-тематического семинара «Методика организации подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся по информатике в основной школе»

В архиве, размещенном на Яндекс диск размещены методические материалы, адресованные учителям информатики общеобразовательных учреждений Московской области.Данные материалы призваны помочь в подготовке...

Методика организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе

Методика организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе...

Методика организации командной игры с элементами театрализации для учащихся подростковой школы «Под сенью дружных муз»

Аннотация.        Современная школа ищет пути внедрения передовых технологий.  Интерактивные технологии коллективной творческой деятельности учащихся и их наста...

Методика обучения лыжным ходам и методика тренировки в школе

Данная работа отражает систему обучения лыжными ходами в средней школе, основанную на предварительной базовой подготовке (школа лыжника)....

Методика организации подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся в основной школе

Первоочередная задача изучения курса математики – это качественное изучение предмета на базовом уровне....