Влияние ИКТ на образовательный процесс
статья по теме

Корпачёв Вячеслав Викторович

Эссе о влиянии информационно-компьютерных технологий на процесс обучения в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Корпачёв Вячеслав Викторович

Современное обучение в контексте влияния информационно-компьютерных технологий на участников образовательного процесса

        Современное обучение немыслимо без использования компьютерных технологий как в учебном процессе, так и в педагогической деятельности по проектированию и планированию образовательного процесса и в работе по мониторингу, контролю и оценке качественных и количественных результатов обучения. Компьютерные технологии, конечно, облегчают работу учителя (если он ими овладел на достаточном уровне; правда, уровень этот — не очень высокой сложности), позволяют значительно упростить рутинные процедурные операции повседневного учительского труда — заполнение классных журналов (сейчас — по крайней мере, в Москве, - введён электронный журнал и отменены бумажные), составление разного рода документации бюрократического свойства (отчёты по предметам — сейчас это считается автоматически по мере заполнения электронного журнала, разработка и комплектация портфолио педагога — эту роль ныне выполняют личные страницы в интернете).

       Но ведь наша тема — не об этом. И вопрос не о том, как легко стало педагогу (в общем-то полегче в смысле уменьшения общих трудозатрат — но не очень намного), а о том, как ИКТ влияет на эффективность образовательного процесса, а именно — повышают ли компьютеры и интернет кардинально (а речь идёт как раз о них) эффективность учебной деятельности, способствуют ли в больше степени, чем ТСО (технические средства обучения) прежнего времени (ТВ, видеомагнитофоны, диапроекторы и тому подобное) усвоению учащимися знаний, умений и навыков, овладения которыми требует от них образовательный стандарт.  

      И вот тут-то мне, как практикующему педагогу, приходится со всей определённостью сказать — нет, кардинального повышения эффективности и результативности учебного процесса с широким внедрением в образование ИКТ не произошло. Да, мы используем компьютерные технологии в рамках урочной и внеурочной работы, но это использование проходит, как правило, в русле традиционной образовательной парадигмы — дидактически-наглядной, классно-урочной системы учебной деятельности.

        Что мы делаем? Мы создаём компьютерные презентации — или поручаем ученикам их создавать (а они их, как правило, скачивают в интернете), мы облегчаем себе наш действительно психологически напряжённый каждодневный труд такими возможностями, как видеоуроки, интерактивные карты и схемы — благо у нас имеются электронные доски, большое подспорье в преподавании предметов. Но это именно преподавание — мы даём предметы, так же как и было до нас уже триста лет.

      Мы — вливаем новое вино в старые меха. Мы не преобразовали качественно образовательную среду, в которой ИКТ могли бы занять позицию инновационного метода освоения знаний в рамках деятельностного подхода к обучению и научению. Ведь компьютерные технологии — это средство обучения, а средство становится эффективным только при умелом, эффективном его применении — когда разработана инновационная концепция его применения и созданы и апробированы методики использования ИКТ в русле нетрадиционной педагогики. Сейчас же ИКТ служит тому же, чему служили и традиционные средства обучения — книга, учебное пособие, линейка — быть посредниками в процессе передачи готового знания от учителя, от социума — к ученику, к ребёнку.

        Нужно изменить подход, концепцию обучения — и изменятся средства, точнее, изменится их роль. Принципиально ИКТ сами по себе не изменяют учебной ситуации — книга тоже может стать могучим инновационным средством в деятельностном обучении. Ведь главное — это личность, её нацеленность на развитие, на овладение не голыми знаниями, а умением учиться, учиться общим способам освоения знаний на метапредметном уровне, умением мыслить. А здесь, пожалуй, книга будет понадёжнее интернета с его бездонной мусорной информационной корзиной (это, скорее, квазиинформация, маскирующаяся под информацию, а на деле — засоряющая умы и души людей текстовая, визуальная, звуковая, и, значит, смысловая муть и бессмыслица).

       Интернет из подспорья обучения стал ему помехой. Сколько же дряни вываливается на головы детей, денно и нощно блуждающих в сети! И всему они верят, не умея отличить главное от второстепенного, нужное от лишнего, существенное от случайного, истинного от лживого, зёрна от плевел. И мы то должны учить детей делать такое различение, и, следовательно — парадоксально! - должны в нашей педагогической деятельности, построенной по принципам деятельностного подхода и развивающей педагогики (которые и учат детей мыслить понятийно и выделять главное и существенное в информации) скорее оберегать детей от чрезмерного погружения в информационно-компьютерную среду, ибо: «Зло растёт само, а добро нужно выращивать» (фраза хирурга Мишкина из прекрасного советского телефильма «Дни хирурга Мишкина»).  

         Интернет стал сущей одержимостью современных детей, проклятием их родителей и педагогов. Средство превратилось в цель, человек становится придатком машины, творец порабощён творением. Так бывает: мы создаём сущности, отчуждаем их и сами им подчиняемся: «Деньги — хороший слуга, но — плохой господин» (Ф. Бэкон). То же можно сказать и об информационно-компьютерных технологиях. Наши дети даже уже не блуждают в сети, а — живут в ней, иногда выходя в реальный мир только для того, чтобы поесть и поспать (а бывает, не делают и этого — и уже известны случаи смерти молодых людей у экранов компьютеров по причине физического и нервного истощения).

       По идее, ИКТ должны интенсифицировать умственную деятельность учащихся, придать ей больший динамизм, а на деле они это умственное развитие замедляют, задерживают, они отучают детей от интеллектуальных усилий по поиску, подбору, вычленению, группировки, классификации информации, по оценке значимости и важности полученной информации — дети просто нажимают на кнопку клавиатуры или делают щелчок компьютерной мышью — и вот, весь мир на их столе — но не в их уме. Они получают всё — но не усваивают ничего, не понимают ничего. Информация льётся без разбора — и дети не в силах в ней разобраться, выбрать главное и нужное в данный момент, подходящее к данному случаю.

     Облегчение доступа к информации — великое благо информационного свободного демократического общества, как нас уверяли пламенные либеральные адепты этого общества, оборачивается праздностью, ленью, остановкой и регрессом в развитии, бездеятельностью — духовной и физической, а бездеятельность есть смерть человека и человеческого в человеке.

      И  в образовании, в школьной практике ИКТ приносят в основном проблемы, они воспринимаются детьми в основном — на 99 процентов — как источник развлечений, бесцельного времяпрепровождения. . Ни одна образовательная компьютерная программа не подымется до уровня зрелищности и увлекательности компьютерных игр, достигших невероятной изощрённости. Детей невозможно оторвать от их планшетов, айпадов и айфонов. Отберёшь её, любимую электронную игрушку (а они и на уроке с ними не расстаются) — и в ответ получаешь удивлённый невидящий (а то и ненавидящий) взгляд — у человека вынули кусок мозга, дезориентировали, лишили смысла жизни.  

      А в потребительской цивилизации, в которой мы все существуем, и нужно, чтобы люди — и особенно дети, самые впечатлительные и восприимчивые из человеческих существ — ещё больше зависели от всяких электронных гаджетов, так что они будут надёжными постоянными потребителями новых бесчисленных версий этих клопов человеческого разума (клопы — и творцы этих гаджетов и их производители (пресловутый Джобс, из которого сделали икону), и сами гаджеты).  

       Сможем ли мы что-либо сделать с этой ментально-психологической катастрофой? Не знаю. Быть может, уже поздно. Но, с другой стороны, человек остаётся человеком и он до сих пор преодолевал и другие катастрофические ситуации, угрожавшие напрямую его бытию. Люди пережили чуму в четырнадцатом веке и победили нацизм в веке двадцатом; так, может быть, у человечества всё-таки есть запас прочности, инстинкт самосохранения и здравый смысл, и обычные человеческие чувства и — жажда  непосредственного живого общения, которого современным интернет-детям так не хватает (я это вижу и ощущаю физически), и которое им пока даёт учитель.

    Именно потребность в общении — неискоренимая  и сущностная у человека, — и  есть та ниточка надежды, которая вытянет — надеюсь и уповаю! - человечество  из ямы, вырытую человеком для себя самого своим    расчётливым умом (скорее чрезмерно рационализирующим и логицирующим рассудком — не зря сказал Г.К. Честертон, что сумасшествие — это доведённая до предела логика; а информационные технологии — это и есть математическая логика в чистом незамутнённом виде).  

    А ведь мы вернулись в начало нашего рассуждения — мы говорим об общении как инструменте возвращения ребёнка в реальный мир из мира виртуального. Общение же, коммуникация, взаимопонимание и есть определяющий момент и необходимая составляющая деятельностно-развивающего обучения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по теме «Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»"

Данный реферат участвовал в конкурсе "Инновационная школа 2012" и получил высокую оценку жюри конкурса....

Влияние новых технологий в физкультурно-оздоровительном отделе на результативность образовательного процесса

Влияние новых технологий в физкультурно-оздоровительном отделе на результативность образовательного процесса...

Описание опыта по теме "Инновационные технологии и методики и их влияние на включённость учащихся в образовательный процесс "

Инновационные технологии и методики и их влияние на включённость учащихся в образовательный процесс ...

Кейс-технология в образовательном процессе и ее влияние на формирование межкультурной языковой коммуникативной компетенций

Кейс-технология в образовательном процессе и ее влияние на формирование межкультурной языковой  коммуникативной компетенций...