технология критического мышления
статья на тему
Предварительный просмотр:
Технология критического мышления на уроках английского языка.
Технология критического мышления на уроках английского языка.
Сейчас много говорят, что школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях, в отличие от формализованной передачи знаний и социальных норм в традиционной педагогике.
Проблема:
•как сделать современного ученика социально мобильным на рынке труда;
•как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации;
•как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы, принимать продуманные решения;
•как вовлечь учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка.
Способ решения проблемы
Технология критического мышления-
•не критика;
•не негативность суждений;
•разумное рассмотрение разнообразия подходов;
•способность ставить новые вопросы;
•анализирование информации;
•Применение полученных результатов к стандартным и нестардартным ситуациям
Критическое мышление- это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством включения учащихся в образовательный процесс.
Данная технология соответствует требованиям личностно-ориентированного подхода, так как:
- ученик является активным субъектом учебной деятельности;
- организуется индивидуальная работа по осмыслению заданного материала с опорой на личный опыт учеников;
- технология ориентирована на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.
Критическое мышление развивается путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Общим для всех стратегий критического мышления является построение работы на основе 3 фаз.
Конкретные приемы и стратегии для каждого из этапов
Этапы | вызов | реализация | рефлексия |
Приемы | - «Мозговой штурм» - кластеры - концептуальное колесо - Прогнозирование (по портрету, картине) - Прогнозирование по ключевым словам - таблица тонких и толстых вопросов - Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте - круги по воде - Таблица «З–Х–У» - верные и неверные утверждения | - Чтение текста с маркировкой по методу insert - стратегия «Идеал» - стратегия «фишбоун» - зигзаг - Выделение ключевых слов подчёркиванием - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы -чтение текста с остановками | -– синквейн - Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям - Достраивание кластера из ключевых слов - Ответы на поставленные вопросы. - Организация устных и письменных круглых столов. - Организация различных видов дискуссий. - Написание творческих работ. - Исследования по отдельным вопросам темы и т.д. |
Такая структура урока соответствует логике восприятия человеком различных явлений в жизни. Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока. Конечно, не все приемы можно использовать в начальных классах. Поэтому предлагаю рассмотреть те, которые учащиеся начальных классов выполняют с радостью.
Метод “Mind-Map”(Карта памяти)
является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
Возможности использования “Mind-Map”
При систематизации, повторении материала;
При работе с текстом;
При повторении в начале урока;
При введении в тему;
При сборе необходимого языкового материала;
При контроле
«Учимся вместе» (LearningTogether)
- Возможности использования:
- При работе с текстом;
- При изучении грамматики.
- Как это делать при работе с текстом
- Взаимообучение происходит в группах из 4-7 чел. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, « учитель» делает следующее:
- Суммирует содержание абзаца;
- Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;
- Растолковывает то, что для других осталось неясным;
- Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;
- Даёт задание на чтение следующего абзаца
«Кубизм».
Итак, чтобы научить работать с текстом, а потом его пересказать его. На занятиях я довольно часто пользуюсь методом, который называется «кубизм». Делаются из картона или второго подручного материала кубы, на гранях которых можно писать любые вопросы к тексту, при этом для каждой группы эти вопросы могут быть разными, а в самой группе можно распределить грани с вопросами между участниками группы. Таким образом, учащиеся учатся работать в команде и нести ответственность за работу в команде.
Технология «критического мышления» имеет большое количество положительных черт и ее можно смело внедрять в практику обучения иностранным языкам.
Кластер «Учим алфавит»
Этот прием может быть применен на стадии вызова , когда мы систематизируем знания. Кроме того. Хорошо идет данный прием на стадии рефлексии: это исправление неверных предположений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка
Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...
"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...
Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.
«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «ШАГ В БЕССМЕРТИЕ» (с использованием элементов коммуникативно-диалоговых, технологий проблемного изложения, технологии критического мышления, интерактивной технологии и технологии рефлексивного мышления)
Технологическая карта воспитательного мероприятияДата: 18 февраля 2018 года Воспитатель: Найденко А.А.Тема «Шаг в бе...
«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»
В данной работе представлено обобщение опыта по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....
Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории
Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...