технология критического мышления
статья на тему

Глазырина Елена Васильевна

статья по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_kriticheskogo_myshleniya.docx53.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технология критического мышления на уроках  английского языка.

Технология критического мышления на уроках  английского языка.

Сейчас много говорят, что школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях, в отличие от формализованной передачи знаний и социальных норм в традиционной педагогике.

Проблема:

•как сделать современного ученика социально мобильным на рынке труда;

•как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации;

•как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы, принимать продуманные решения;

•как  вовлечь учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка.

 

Способ решения  проблемы

Технология критического мышления-

•не критика;

•не негативность суждений;

•разумное рассмотрение разнообразия подходов;

•способность ставить новые вопросы;

•анализирование информации;

•Применение полученных результатов к стандартным и нестардартным ситуациям

Критическое мышление- это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством включения учащихся в образовательный процесс.

Данная технология соответствует требованиям личностно-ориентированного подхода, так как:

- ученик является активным субъектом учебной деятельности;

- организуется индивидуальная работа по осмыслению заданного материала с опорой на личный опыт учеников;

- технология ориентирована на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.

Критическое мышление развивается путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Общим для всех стратегий критического мышления является построение работы на основе 3 фаз.

Конкретные приемы и стратегии для каждого из этапов

 

Этапы

вызов

реализация

рефлексия

Приемы

- «Мозговой штурм»

- кластеры

- концептуальное колесо

- Прогнозирование (по портрету, картине)

- Прогнозирование по ключевым словам

- таблица тонких и толстых вопросов

- Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте

- круги по воде

- Таблица «З–Х–У»

- верные и неверные утверждения

- Чтение текста с маркировкой по методу insert

- стратегия «Идеал»

- стратегия «фишбоун»

- зигзаг

- Выделение ключевых слов подчёркиванием

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

-чтение текста с остановками

-– синквейн

- Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

- Достраивание кластера из ключевых слов

- Ответы на поставленные вопросы.

- Организация устных и письменных круглых столов.

- Организация различных видов дискуссий.

- Написание творческих работ.

- Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

 Такая структура урока соответствует логике восприятия человеком различных явлений в жизни. Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока. Конечно, не все приемы можно использовать в начальных классах. Поэтому предлагаю рассмотреть те, которые учащиеся начальных классов выполняют с радостью.

Метод “Mind-Map”(Карта памяти)

является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро,  ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.

Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

Возможности использования “Mind-Map”

При систематизации, повторении материала;

При работе с текстом;

При повторении в начале урока;

При введении в тему;

При сборе необходимого языкового материала;

При контроле

«Учимся вместе» (LearningTogether)

  • Возможности использования:
  • При работе с текстом;
  • При изучении грамматики.
  • Как это делать при работе с текстом
  • Взаимообучение происходит в группах из 4-7 чел. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди  играют роль учителя.  После прочтения абзаца, « учитель» делает следующее:
  • Суммирует содержание абзаца;
  • Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;
  • Растолковывает то,  что для других осталось неясным;
  • Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;
  • Даёт задание на чтение следующего абзаца

«Кубизм».
Итак, чтобы  научить работать с текстом, а потом его пересказать его. На занятиях я довольно часто пользуюсь методом, который называется «кубизм». Делаются из картона или второго подручного материала кубы, на гранях которых можно писать любые вопросы к тексту, при этом для каждой группы  эти вопросы могут быть разными, а в самой группе можно распределить грани с вопросами между участниками группы. Таким образом, учащиеся  учатся работать в команде и нести ответственность за работу в команде.

Технология «критического мышления» имеет большое количество положительных черт и ее можно смело внедрять в практику обучения иностранным языкам.

Кластер  «Учим алфавит»

Этот прием может быть  применен на стадии вызова , когда мы систематизируем знания. Кроме того. Хорошо идет данный прием  на стадии рефлексии: это исправление неверных предположений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...