Способы описания учебных действий
статья на тему
Эссе о том, как возможно описать учебные действия учащихся и учителя в рамках классической образовательной программы и в рамках деятельностного подхода в образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Корпачёв Вячеслав Викторович
Способы описания учебных действий
Учебные действия — это системная совокупность действий участников педагогического взаимодействия — учащихся и педагогов в рамках учебной деятельности по научению и учению детей школьного возраста тем знаниям, умениям и навыкам, усвоение которых требуются Федеральным государственным образовательным стандартом среднего образования и востребованы обществом от своих членов — субъектов социальной деятельности.
Эти действия могут быть выстроены как в рамках традиционной, классической образовательной парадигмы — классно-урочной системы, так и в концепции нетрадиционной педагогики — развивающей педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностной педагогики, гуманистической педагогики.
Соответственно, и способы описания учебных действий в разных педагогических системах различаются сообразно способам и методам учебной деятельности, типам, видам и формам обучения, а также — эвентуальным целям образовательного процесса, а именно — каким требованиям и стандартам должны соответствовать усвоенные знания, умения и навыки выпускника основной или полной общеобразовательной программы.
Я полагаю, что таких способов описания — концептуально-обобщённых — может быть два.
1) Способ описания учебной деятельности в классической образовательной парадигме. Это — способ фиксирующего, констатирующего описания хода и результатов учебного процесса, описание применяемой методики и её результативности применительно как к группе учащихся (класс, профильная группа), так и к отдельным ученикам, фиксация точек затруднения при освоения учебного материала и способов их преодоления, обобщающие выводы по итогам учебной деятельности.
Очень важная, рефлексивная часть педагогической работы учителя здесь, как правило, присутствует (самоанализ урока, самооценка и перманентный мониторинг своих учебных действий), но он зачастую носит также описательный, констатирующий характер, характер описания — что сделано, а что не сделано и почему не сделано. Причины и объяснения невыполнения , неполной реализации всего задуманного даются обычно внешнего ряда — нехватка времени, объективные обстоятельства, дефицит тех или иных технических средств обучения или — более тонко — методического обеспечения урока или тематической группы уроков — нехватка учебно-методического комплекта, когнитивно-эмоциональная незрелость и неготовность учащихся к усвоению данного материала.
В общем-то, такое описание приемлемо для отчёта и самоотчёта педагога, для его портфолио, и даже — в ограниченных сферах применения — для описательного эмпирического уровня педагогических исследований — в качестве фактологического эмпирического материала в разработке обучающих пособий по данным методикам и тематическим блокам учебной деятельности в конкретных школьных дисциплинах, где обобщаются статистические описательные выборки и даются методические рекомендации практикующим педагогам и экспертам-методистам.
2) Способ описания учебного действия в неклассической, деятельностно-развивающей педагогике. Это — скорее не фиксирующее описание (хотя фиксация узловых точек учебной деятельности есть и здесь), а описание — проблемное в том смысле, что оно описывает проблему, поставленную в развивающем обучении, заостряет внимание на этой проблеме, предлагает возможные способы решения проблемы или описывает вероятные альтернативные подходы к проблематике наличных учебных действий.
Это могут быть такие проблемные блоки в развивающем обучении, как: -тот или иной алгоритм решения учебной задачи (критерии обоснованности выбора того или иного алгоритма);
-способы взаимодействия субъектов учебного процесса в ходе решения учебной задачи;
-способы и формы рефлексии участников учебной деятельности;
-способы, а также степень интенсивности и эффективности коммуникации в процессе учебной деятельности;
-методы конструирования , нахождения, извлечения исходного отношения, понятия, существенной связи предметов изучения в совместно-распределённой деятельности;
-эмоционально-когнитивная корреляция психических процессов у субъектов учебной деятельности;
-принципиальная незавершённость — и незавершаемость — учебной деятельности в развивающем обучении (как незавершаемо развитие человека), открытость проблематики — как в педагогическом, так и в психологическом аспектах, адогматичность и недоктринальность выводимых умозаключений.
Такое описание скорее стимулирует психолого-педагогическое исследование, чем обобщает закрывает его, ставит печать «одобрено/не одобрено» — и кладёт в ячейку педагогической камеры хранения тот или иной «кусок» учебной деятельности. Учебное действие — как книга по словам Бориса Пастернака: «Дымящийся кусок живой трепещущей совести — и больше ничего».
Учебная деятельность — это непрекращающееся общение учеников и учителя, не только — и даже не столько учебно-дидактическое, - сколько интимно-личностное, эмоционально и когнитивно развивающее, духовно и нравственно возвышающее — причём как учеников, так и учителя. Разве возможно в этом случае сухое, формулярское описание, разложение учебного действия на полочки, графы, столбцы и строчки? Да, научная строгость, ясность мышления, логическая доказательность и убедительность должна обязательно присутствовать в описании данного типа учебных действий, но эти дело не должно ограничиваться. Иначе говоря, фиксирующая и фактологическая составляющая — только начальная, обязательная и необходимая, но не достаточная компонента описания учебного действия. Вторая компонента, проблематизирующая узловые моменты учебного действия, и придаёт описанию истинную научность, поскольку давно уже сказано, что истина — не в голом достигнутом результате, а в результате, взятом вместе с процессом, с развитием.
И мы всегда должны иметь в уме, что мы описываем человека (человек описывает человека), а человек — не химический элемент, и даже — не обезьяна, и поэтому субъектность действия никогда не сможет полностью и окончательно элиминировать субъективность исследовательского взгляда, субъективность, конечно, осознаваемую, рефлексивно оцениваемую, контролируемую и релевантную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
Язык является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. В связи с этим язык имеет особенный междисциплинарный статус среди других школьных предметов. При обучении русск...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству с описанием универсальных учебных действий. 6 класс.
Календарно-тематическое планирование с описанием универсальных учебных действий...

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ. (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)
Описание методики диагностических задач универсальных учебных действий и степени их сформированности.(Материал для диагностического портфолио по требованиям ФГОС) РЕГУЛЯТИВНЫЕ...

Методический семинар " Учебная ситуация как способ формирования универсальных учебных действий"
Одной из приоритетных задач современного образования является реализация ФГОС ООО, в основе которого лежит деятельностный подход. Задача педагога заключается в создании условий, активизирующих детское...

Технология образовательного путешествия как способ формирования и развития универсальных учебных действий в учебном и воспитательном процессах школы.
Статья, раскрывающая суть технологии образовательного путешествия....
Описание педагогического опыта на тему :"Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления"
Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления...

Конспект урока английского языка «Способы описания будущих действий», видео к данному уроку размещено на данном сайте в разделе "Видео"
Видео к данному уроку размещено на данном сайте в разделе "ВидеоДанный урок был разработан на основе ФГОС нового поколения в соответствии с темой раздела «Мои будущие планы»В данной г...