Типы организации учебной деятельности
статья на тему

Корпачёв Вячеслав Викторович

Эссе об исторически и социально обусловленных типах организации учебной деятельности, о важности и актуальности деятельностного подхода в образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Корпачёв Вячеслав Викторович

   

Типы организации учебной деятельности

       Учебная деятельность — это системное образование, система, являющаяся структурно-функциональным единством. Структура учебной деятельности выстраивается в соответствии с функциональными требованиями к этой системе. А главная функция учебной деятельности — обучение учащихся, трансляция подрастающему поколению социокультурной традиции человечества, а также воспитание — усвоение детьми нравственных ценностей и правил, составляющих нормативную основу социального общежития.  

      Следовательно, структура учебной деятельности должна быть сконструирована таким образом, чтобы в наивысшей  степени отвечать функциональной  цели системы образования детей, давать наибольший балл эффективности при реализации триединой задачи образования: обучение, воспитание и развитие, как интегрирующий вектор педагогических образовательно-воспитательных усилий и стремлений.

       Любая структура есть комплекс составных частей, элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом по определённым правилам, заложенным изначально и 1) функционирующим относительно автономно — как в механических системах, или 2) не функционирующих вообще без участия человека. Очевидно, что система учебной деятельности относится ко второму структурному типу — без человека она не работает и её не существует по определению. А человек — и это опять же ясно и очевидно — есть главный, несущий элемент системы учебной деятельности (термин «элемент» в контексте «системографических» рассуждений не должно обескураживать, человек есть всегда — субъект-элемент). Другими элементами этой системной структуры являются: принципы и правила, по которым строится учебная деятельность, средства и способы обучения и научения, материальное и технологическое обеспечение учебной деятельности.

      Мы видим, что элементы системы — неравноправны по положению и роли в системе; человек, разумеется есть главный, ведущий, определяющий, сущностный элемент этой структуры, несущий, конструкционный стержень  системы учебной деятельности.   Следовательно, внутри системообразующей  структуры системы существует неравноправие элементов — одни более важные и необходимые, другие менее важные и иногда необязательные и замещаемые. Значит, наличествует иерархия элементов. А если есть правила функционирования системы, то значит, её элементы находятся друг по отношению к другу в определённом порядке.

     Таким образом, мы пришли к выводу, что конструкционный компонент системы, структура — сама есть нечто вроде «системы в системе», есть взаимосвязанная иерархически упорядоченная целостность элементов. Другой  компонент системы — её функция, несущая не конструкционную, а скорее деятельностную, целевую нагрузку, по преимуществу - именно в системах искусственных, созданных человеком — как  1) материально-механических, так и 2) идеальных, нематериальных.

    Система учебной деятельности относится, несомненно, ко второму типу социальных, искусственно созданных систем (материально-механические системы я тоже отношу к социальным, ибо они созданы людьми для людей в процессе общественной жизнедеятельности, в ходе развития общества). Такие системы для ясности разграничения я бы назвал субъектно-нормативными, указывая на главные их структурные свойства: 1) человек как несущий элемент системы, субъект учебной деятельности (как учитель, так и ученики), элемент, без ежесекундного участия которого система вообще перестаёт существовать, а структура её распадается; и 2) нормы и правила функционирования системы — второй по важности структурный элемент, без наличия которого система может сохраняться лишь потенциально (с возможностью восстановления — как, например, другая субъектно-нормативная система — государство), а актуально она в данный момент (отсутствия правил) не существует.

     Так вот, как таковая субъектно-нормативная система, учебная деятельность имеет свою типологию —  типы классифицируются скорее сообразно структурной спецификации, нежели функциональной. Хотя, серьёзные нюансы в понимании функции учебной системы имеются: то делается упор на обучении, то — на воспитании, то — на развитии. Особенно большие расхождения в интерпретации функции учебной деятельности обусловливаются конкретным социально-историческим контекстом, положением образовательных институтов в том или ином обществе, в ту или иную эпоху.

     В одно время больше обращают внимание на воспитание послушного подданного, в другое — на обучение квалифицированного специалиста, в третью эпоху — на воспитание свободного гражданина полиса, в четвёртую — на формирование свободной разумной нравственной личности (а то и - «квалифицированного потребителя»!). Но всегда и везде общество стремится иметь такую систему образования, которая удовлетворяла бы его текущие и перспективные (как они понимаются обществом) потребности в том или ином качестве человека.

     Поэтому типологически структура учебной деятельности строится, исходя из данного социально и исторически обусловленного и воспринятого обществом как нормативное — и нормальное в данную эпоху в данной культуре и системе ценностей — понимания  функции учебной деятельности.

   Я бы выделил два типологических принципа сегментации типов учебной деятельности:

1) дидактически-воспитательный. Этому типу соответствуют такие исторические образовательные системы , как схоластическая (средневековая) или классно-урочная (новоевропейская), создавшая, по сути, современную европейскую цивилизацию. Функция этой системы: обучение неграмотного и формирование конформного члена социума (будь то прихожанин Средних веков или квалифицированный рабочий или служащий индустриальной эпохи). Поэтому и структура такой деятельности будет скорее научающей, дидактической, нежели развивающей всесторонне личность человека — интеллектуально, духовно-нравственно, социально-личностно. Это — по организации — уроки, наглядность-доступность, «обучение следует за развитием», формальное оценивание (по количественным показателям).

2) развивающе-образовывающий. К этому типу обучения относятся такие образовательные системы и концепции, как деятельностный подход в образовании (развивающее обучение Давыдова-Эльконина, опережающее обучение Занкова, проблемное обучение Матюшкина), педагогика сотрудничества (Амонашвили), во многом — педагогика Дьюи, система Монтессори, в некоторых важных совпадающих целях и методах — педагогика трудового воспитания Макаренко (хотя там много идеологических и принудительных составляющих). Эти педагогические конструкты нацелены в первую очередь на личностное, духовно-нравственное и когнитивное развитие ребёнка, на раскрытие его человеческого потенциала, на его инициативность и самостоятельность, на сотворение свободно мыслящей, самостоятельной и ответственной личности. Понятно, что такие системы формируются тогда, когда есть запрос общества на такую личность, когда общество понимает, что его главная ценность — люди, их разум, их знания, их социальная и нравственная позиция. Структура и организация  таких типов учебной деятельности сконструирована в расчёте на наибольшую эффективность в достижении данных личностно-развивающих целей. Это — проектно-исследовательская учебная деятельность, система совместно-распределённой учебной деятельности, практико-ориентированная деятельность, система лабораторных занятий.

      Бесспорно, в эпоху быстрого развития общества, когда постоянны только перемены, когда интеллект тонет в информационной и пропагандистской  бездне, а этические ценности размываются и уничижаются, именно развивающе-образовывающие типы учебной деятельности, создающие не просто образованного человека, но человека самостоятельного и со знанием дела умеющего себя образовывать и развивать, умеющего учиться и переучиваться — именно они имеют шансы стать мейнстримом образовательных программ. Дело за малым — за теми педагогами, психологами, исследователями, экспертами, методистами, которые возьмут на себя труд поднять и реализовать эту задачу широкого внедрения развивающих типов учебной деятельности в образовательную практику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»...

Принципы и подходы к организации учебной деятельности, интегрирующей содержание нескольких учебных предметов

Доклад к ШМО "Принципы и подходы к организации учебной деятельности, интегрирующей содержание нескольких учебных предметов"...

статья "Организация учебной деятельности на уроках английского языка с учетом типов темперамента"

Статья будет интересна учителям, которые понимают важность индивидуального подхода в обучении....

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе». «Организация учебной деятельности по формированию УУД»

Методическая разработка «Формы и методы организации обучения на современном учебном занятии по русскому языку» ставит своей целью дать описание видов организации учебной деятельности, форм...

УЧЕБНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

образовательная экскурсия для 9 классов на английском языке...