Технология педагогических мастерских.
методическая разработка на тему
Данный материал является методическими рекомендациями для использования при проведении педагогических мастерских.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elena_petrovna.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология педагогических мастерских.
Мастерская - это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, творческого. Обучаемый сам выстраивает свои знания, формулирует ценности, культуру, открывает новое.
Главное условие мастерской - свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.
Педагогическая мастерская - это образовательная технология с вероятностным результатом, которая ориентирована на индивидуально-личностный подход в образовательной деятельности. Мастерские могут называться не только педагогическими, но и психологическими, так как в них идет работа с психическим материалом
Концепция, лежащая в основе технологии, предусматривает представление учащимся возможности выбора:
- выбор вида деятельности, материала, способа предъявления результата, участников для общения в паре, малой группе;
- создание условий, обеспечивающих равенство всех участников мастерской, включая учителя-Мастера;
- безоценочное общение (отсутствие соперничества, соревнования, любой оценочной деятельности, опора на самооценку, самовоспитание);
- высокий уровень мотивации, сотрудничество, сотворчество;
Целевые установки:
- введение мастером своих учеников в процесс познания, в поиск знания; обучение умениям ставить проблемы и творчески искать ответ;
- предоставление учащимся психологических средств и педагогических условий, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознать и научиться понимать себя и своё место в мире, понимать других людей;
- воспитание уверенности в своих способностях.
Эти цели достигаются тем, что в мастерской выслушивают каждого. Идёт обсуждение сначала в парах, затем в группе, идёт отстаивание своего варианта решения, детальное изучение решений других групп.
Мастерская построения знаний нуждается в материале:
- имеет более широкую и глубокую интеграцию другими курсами и более значительную нравственную, этическую, экологическую, философскую направленность;
- содержит психологический материал для решения целей самопознания;
- включает в себя доказательства, историю открытий, историю происхождения изучаемого объекта;
- требуют понимание процессов и механизмов;
- несёт в скрытом виде проблему, глубокое противоречие, конфликтность, разночтение, столкновение идей;
В ходе данной мастерской ученику (классу) предлагается решение некоей образовательной задачи, для которой у него нет ни опыта, ни знаний. Не даётся даже подсказка по поводу того, как её решать, но учитель создаёт момент личной заинтересованность в её решении, мотивирует детей. Происходит самостоятельна работа в группах, которую учитель направляет, на определённых этапах добавляя материал. Происходит работа (самостоятельная и в группах). В итоге работы на обязательном этапе социализации каждый предъявляет свои результаты, и говорят о своих впечатлениях от работы.
"Не навреди» - основной ограничительный принцип технологии педагогических мастерских, который подразумевает нравственную ответственность каждого за результат деятельности, за свой выбор, за весь процесс познания.
В результате применения технологии педагогической мастерской происходит:
- осознание собственной состоятельности или осознание собственной несостоятельности в данном материале;
- внезапное понимание прежде (давно) непонятного материала;
- открытие в себе неожиданных качеств характера, особенностей поведения;
- осознание значимости своего "Я" в этом мире;
- принятие нового;
- осознание необходимости поиска информации.
Руководитель мастерской опирается на следующие принципы:
- Учитель создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
- Учитель включает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам, пробуждает его личную заинтересованность в изучении проблемы (темы).
- Учитель работает вместе со всеми, он равен ученику в поиске знания.
- Учитель не торопится отвечать на вопросы.
- Необходимую информацию учитель даёт малыми дозами, лишь обнаружив у ребёнка потребность в ней.
- Учитель исключает официальное оценивание работы ученика (не ругает, не хвалит, не выставляет оценок в журнал), но создает условия для появления самооценки ученика и её самомнение, самокоррекции.
Коренным образом меняется процесс освоения знаний: вопросы идут от учеников, а не от учителя; решаются они самими учениками - в одиночку, затем в парах, далее в группах; учитель оказывается помощником на пути к выходу - к свету, знанию.
Главным достижением новой технологии является то, что ученик раскрывает свои возможности, приобретает веру в свои силы.
Основные элементы мастерской
1. "Индукция" (наведение")
Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация, вопрос. Вопрос должен занимать, волновать ум ученика
2. "Самоконструкция"- индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3. "Социоконструкция"- групповая работа в малых группах. Учитель разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит продумать их решение.
4. "Социолизация" - всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено; все мнения должны быть услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5. "Разрыв" - внутреннее осознание того, что старые знания малы, а необходимы новые.
6. "Рефлексия" - отражение чувств, ощущений, возникающих у участников в ходе
По времени мастерская не равна уроку, для её проведения необходимо, как правило, не менее двух уроков.
План мастерской целесообразно детализировать настолько, чтобы предусмотреть и подготовить весь обьём информации, которую могут запросить ученики в процессе работы.
Самое принципиальное отличие мастерской от обычного урока - это анализ своего пути, успеха и неуспеха на всех этапах. Высказывается каждый ученик, а учитель планирует следующий этап работы, ведущий к постижению нового.
Урок такого типа нужен обязательно в начале большой темы. Далее - оформление записей в тетради, исправление ошибок, тренинг в решении практических задач.
Для любой мастерской характерна доброжелательная атмосфера, движение в классе, общая увлечённость.
Задача учителя - собрать все вопросы воедино в ходе первой социализации: зачитать их по кругу и записать на доске, на больших плакатных листах или предложить сделать это в тетрадях. Возвращение к собственным вопросам поможет в коллективной работе с различной информацией, словарями, справочниками, слайдами, фильмами, натуральными объектами.
Алгоритм мастерской.
1. Индуктор - это свёрнутый ключевой смысл всей мастерской.
Первое задание в мастерской даётся для мотивации дальнейшей деятельности учащихся. Это должно удовлетворять двум условиям. Во-первых, должно актуализировать личный опыт каждого. Во-вторых, задание должно предоставлять некоторый выбор для участника
2. Создание творческого продукта. Это может происходить индивидуально или в групповом взаимодействии.
3. Социализация - предъявление созданного продукта другим участникам занятия.
4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности помогает ответить на вопросы:
- Какое новое открытие ты сделал сегодня?
- Что нового узнал ты о людях?
- Что нового обнаружил ты в себе?
5. Обращение к новой информации и её обработка.
6. Корректировка творческого продукта или создание варианта версии, гипотезы. Групповая или индивидуальная работа.
7. Выход на новую систему проблем.
Темы мастерских могут быть неразрывно связаны с предметом, но могут быть выбраны такие темы, которые необходимы не только каждому ребёнку, но и каждому взрослому.
Моделирование урока-мастерской
1. Тема
2. Цель
3. Модель урока ( цитаты)
4. Индуктор. Работа над осмыслением темы урока.
5. Беседа по теме урока
6. Групповая работа с текстом произведения. Социализация
7. Афиширование (после работы в группах, поиск ответов на вопросы, заслушиваются выступления групп, в процессе которых заполняется опорный конспект)
8. Разрыв ( размышления на поставленные вопросы)
9. Рефлексия (" Сегодня на уроке я понял, что...")
10. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские» Тема «Теорема Пифагора»
Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские»Тема «Теорема Пифагора»...
Технология педагогических мастерских - ЖФЭН.
В статье даётся описание данной технологии, её особенности и структура....
Технология педагогических мастерских
Урок-мастерская «Размышления о Добре и Любви» по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...
Педагогические технологии. Педагогическая мастерская конструирования "Задачи на построение". Урок геометрии, 7 класс
Основной целью мастерской является личностный рост ученика, самоактуализация в процессе познания, в процессе выстраивания знаний, исследование, изучение сторон собственного опыта. На уроке, используя ...
Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"
В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....
Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")
На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...