Технология педагогических мастерских
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Панкова Оксана Игоревна

Урок-мастерская «Размышления о Добре и Любви» по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_princ.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технология педагогических мастерских.

Важно новые знания присоединять
к тому, что ребенок уже знает.
Учиться — значит придумывать.
(Из публикаций французских учителей)

Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы является педагогическая мастерская. Данная технология позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению (“ открытию ”) знаний.

Педагогическая мастерская – форма обучения , которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные.

Работа в творческой мастерской начинается со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка… и формулировки проблемы – темы мастерской. Далее каждый ученик самостоятельно выдвигает гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы. Ученики обдумывают его в малой группе, т.е. обучение опирается на собственный опыт членов группы и предполагает взаимообучаемость. Самое главное, на мастерских – каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельность, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность

Урок-мастерская «Размышления о Добре и Любви» по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Единственная роскошь в мире – роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

Цели:

  1. Обучающие: ввести учащихся в яркий, неординарный мир сказки французского писателя А. де Сент–Экзюпери; создать условия для конструирования собственного знания и осмысления понятий Добро и Любовь, поднятых в сказке автором;
  2. Развивающие: развитие читательского интереса учащихся, творческого воображения,  монологической речи учащихся;
  3. Воспитывающие: приобщение учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового; воспитание личности свободной и самостоятельной, духовно–нравственной.

План урока.

1. Индуктор  – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во – первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности. Во – вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, что психологически готовит или становится условием дальнейшего движения творческой мысли. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2. Вступительное слово учителя “Самоконструкция” - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста.;

3. Работа в группах “Социоконструкция” - построение  элементов группой.;

4. Обсуждение заданий групп “Социализация” - предъявление созданного продукта всем участникам, все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, все мнения услышаны , все гипотезы рассмотрены;

5. Творческая работа “Разрыв” - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Это внутреннее осознание участниками мастерской несоответствия своего старого знания новому, желание углубиться в проблему, сверить новые знания с литературным или научным источником.;

6. Презентация творческих работ учащихся “Афиширование” - вывешивание работ учащихся и мастера в аудитории и ознакомление с ними. Все читают, обсуждают или зачитывают вслух;

7. Итог урока;

8. Рефлексия ( осознание собственных мыслей, чувств и поступков или отражение того, о чем думает другой человек (группа людей), отражение ощущений, возникающих у участников в ходе мастерской.

.Ход урока

1.Индуктор. Начало, мотивирующее деятельность.

- Сегодня мы познакомимся с замечательной сказкой, которую написал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944). Писатель, который так любил людей, общительный человек, так дороживший дружбой, любимый семьей и товарищами , был сердцем привязан к трем пустыням  песчаной, водной и воздушной.

- Какие ассоциативные слова (смысловые, звуковые, цветовые) подобрали бы вы к слову ПУСТЫНЯ? (Дети “включают” воображение и записывают ассоциации:  пустыня – пустошь – пусто – ничего – один – страшно – одиноко  и т.п)

2.Слово учителя.

– А теперь давайте внимательно прочтем эпиграф к уроку: Единственная роскошь в мире – роскошь человеческого общения . О чем он, на ваш взгляд?

– попробуйте вытроить ассоциативный ряд к слову ОБЩЕНИЕ. (друзья, школа, люди, дружба, радость, верность, веселье, разговор, счастье…)

– Как толкует значение этого слова словарь?

–Я предлагаю поговорить о Добре и Любви, которые, естественно, являются составляющими понятия ОБЩЕНИЕ. Мы попробуем разобраться, что нам порой мешает  общаться даже с близкими и дорогими нам людьми, попробуем понять, какие «баобабы2 необходимо искоренить, чтобы Добро и Любовь окружали нас  всегда и во всем .

3. Работа в группах.

1 группа:

1. Подготовьте рассказ о планете Маленького принца.

Почему автор нас предостерегает от баобабов? Чем они опасны?

2. “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”, – сказал Маленький принц. Докажите правоту этих слов на тексте сказки.

3. Воплощением чего является Роза? Как описывает ее автор? (см. текст). Подготовьте выразительное чтение по ролям Маленького принца и Розы (глава VIII).

Почему Маленький принц покидает Розу?

2 группа:

“Нет, взрослые и правда поразительный народ”, – говорил себе Маленький принц, продолжая путь по планетам. Согласны ли вы с этой мыслью? Подтвердите ответ примерами из текста, прочитав о Короле, Честолюбце, Пьянице, Деловом человеке, Географе. ( Какие чувства вызывают они у вас? Что главное в их речи? Каковы их основные качества?)

3 группа:

“Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие”. Подумайте, для чего нужен Фонарщик на планете, где помещается только он и фонарь?

4 группа:

1) “Земля – планета не простая!” Согласны ли вы с этим мнением? Докажите. Что ожидало Принца на этой планете?

2) Что дало Принцу пребывание на Земле?

3) Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис Маленькому принцу? Что значит приручить?

4.Обсуждение выполненных заданий группами.

Учитель. Вопросы всему классу:

- Что значит приручить? (Ассоциации: приручить )

- Есть ли люди, которых приручили вы? которые приручили вас? (ритрический)

- Что же такое настоящая дружба? (доверие, забота)

- Почему Лис просит приручить себя? Ведь он знает, что ему будет плохо…Что означают слова  Лиса «самого главного глазами не увидишь»?

- Как подтвердились эти слова в истории взаимоотношений Маленького принца и Розы? Что значит «уметь любить»?(прощение, принимать таким, какой есть)

Жизнь, по мнению Экзюпери – труд любви, труд созидания, каждодневное выпалывание баобабов зла и забота о близких, о своей планете

5. Творческая работа.

Вместе с Принцем мы совершили путешествие по многим планетам. Все они разные: где–то живет честолюбие, тщеславие, коварство, а где–то любовь, верность, дружба и мудрость.

Как вы думаете, почему сказка так печальна? (тревога за мир, судьбу всего светлого, чистого и хрупкого в нем)

О чем печалится Экзюпери? (Книга написана в 1942 году, во время второй мировой войны. Автор сам видел, что случается, если вовремя не выполоть баобабы зла)

Какой вы представляете себе планету Добра и Любви? Попробуйте создать её в рисунке, в плакате, в музыке или расскажите о ней в стихотворении, в сочинении–миниатюре, в письме к Маленькому Принцу или автору

6. Презентация творческих работ.

7. Подведение итога.

В сказке немало кратких и емких фраз, выражающих авторскую мысль. Прочтите их.

Себя судить куда труднее, чем других.

Одни только дети знают, что ищут.

Там хорошо, где нас нет.

Зорко одно лишь сердце.

Самое главное–то, чего не увидишь глазами.

Вода бывает нужна и сердцу.

У каждого человека свои звезды. и др.

Перед нами – своеобразные законы жизни, которые завещал нам Экзюпери.

8. Рефлексия.

Попробуйте зафиксировать впечатления от нашего урока, составив БУРИМЕ

……….Лис                                                 …………. полюбил

………ответе                                          …………научил         

………Принц                                         …………Экзюпери

……..все дети                                         ………….забери

 

1) Что было важно в сегодняшней встрече?

2) Какие этапы мастерской особенно понравились, запомнились?

3) Что вам более всего удалось во время работы на уроке, какие виды деятельности были вами выполнены успешно? А другими участниками урока?

4) О чем пришлось задуматься? Что было трудно?

5) Какие вопросы и пожелания себе, другим участникам, учителю появились у вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские» Тема «Теорема Пифагора»

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские»Тема «Теорема Пифагора»...

Технология педагогических мастерских - ЖФЭН.

В статье даётся описание данной технологии, её особенности и структура....

Педагогические технологии. Педагогическая мастерская конструирования "Задачи на построение". Урок геометрии, 7 класс

Основной целью мастерской является личностный рост ученика, самоактуализация в процессе познания, в процессе выстраивания знаний, исследование, изучение сторон собственного опыта. На уроке, используя ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...