Технология педагогических мастерских - ЖФЭН.
статья по теме

Родичева Тамара Михайловна

В статье даётся описание данной технологии, её особенности и структура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_pedagogicheskih_masterskih_2.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Технология педагогических мастерских.

В своей работе я часто использую технологию педагогических мастерских. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования» - ЖФЭН. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.

В России об этой технологии узнали в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт—Петербурге.
Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции.
Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе. 

Почему данная технология получила название «Мастерская»?
Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учитель – он становится Мастером. Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.

Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.

Французские учёные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребёнку понимать. Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание

Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество. 

Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему».

Данная технология сходна с проблемным обучением. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими. 

Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует. 

Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи.

Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.

Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе. 

Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.

Ведущими идеями ЖФЭН являются:

1. «Вызов современной педагогике».
2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.
3. «Все способны».
4. Интенсивные методы обучения и развития
5. Новый тип педагога. 

Основная идея ЖФЭН – все способны! Все могут достигнуть высокого результата в развитии, но только за разный промежуток времени. 

Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача мастерской, а точнее мастера, создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований. 

Вера в ученика творит чудеса. В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.

При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше.

Основные этапы мастерской:

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.
Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. 
На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. 
Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. 
Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. 
На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. 
Результат этого этапа – инсайт (озарение).

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Принципы и правила ведения мастерской:

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя. 
2. Право каждого участника на ошибку
3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской. 
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы: 
право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); 
право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя); 
право не участвовать на этапе предъявления результата. 
5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс. 
6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. 
• диалоги участников мастерской 
• диалоги отдельных групп 
• диалог с самим собой 
• диалог с научным или художественным авторитетом. 
7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. 
8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. 

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры. 

Целевые ориентации

• Познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.
• Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).
• Научить детей мыслить раскованно, творчески.

Правила и методические приёмы:

1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.
2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.
3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.
4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы
5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.


Концептуальные соображения:

• Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребёнку, но не навязываться.
Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.
• Мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём.
• Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.
• Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
• В отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
• Ученик имеет право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.
• Творческая деятельность — это безоценочная деятельность.
Мастер — для ученика, а не ученик для мастера.
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.

Специфические термины: 

Панель — это этап актуализации знаний в данной области, даёт возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская.
Алгоритм — это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяемую общими для всех областей способами деятельности учащихся. В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, свобода творчества, способы обучения, способы саморегуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские» Тема «Теорема Пифагора»

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские»Тема «Теорема Пифагора»...

Технология педагогических мастерских

Урок-мастерская «Размышления о Добре и Любви» по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Педагогические технологии. Педагогическая мастерская конструирования "Задачи на построение". Урок геометрии, 7 класс

Основной целью мастерской является личностный рост ученика, самоактуализация в процессе познания, в процессе выстраивания знаний, исследование, изучение сторон собственного опыта. На уроке, используя ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...