РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ УЧАЩИХСЯ
статья на тему

Сапожникова Ольга Владиславовна

На сегодняшний день приоритетные цели школьного образования – это формирование и всесторонне развитие личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для самоопределения и самореализации, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовка его к интеллектуальному творческому труду. В связи с этим возникает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся при обучении, в частности, учета когнитивных стилей, которые отражают различия между людьми в характере восприятия и переработки информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kognitivnye_stili.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Исакова Ольга Владиславовна, МАОУ Лицей № 88, г.Екатеринбург

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ УЧАЩИХСЯ

На сегодняшний день приоритетные цели школьного образования – это формирование и всесторонне развитие личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для самоопределения и самореализации, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовка его к интеллектуальному творческому труду.

Основной целью образования становится не достижение учащимся определенных знаний, умений и навыков, а обеспечение его индивидуального развития, внимание к его индивидуальности как неповторимому уникальному образованию; не воспитание исполнителя, а формирование творческой личности. В связи с этим возникает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся при обучении, в частности, учета когнитивных стилей, которые отражают различия между людьми в характере восприятия и переработки информации. Кроме индивидуальных особенностей, характерных для данной группы людей (возрастной, социальной и т.д.), каждый человек имеет свои индивидуальные психофизиологические особенности и свой субъектный опыт. Развитие человека как личности требует обращения к его психофизиологическим особенностям.

Среди большого набора психологических характеристик личности можно выделить те, которые в наибольшей степени существенны в индивидуальной познавательной деятельности учащихся и определить 4 когнитивных типа: поленезависимый-рефлексивный (ПН-Р), поленезависимый-импульсивный (ПН-И), полезависимый-рефлексивный (ПЗ-Р) и полезависимый-импульсивный (ПЗ-И).

Выраженность каждой характеристики в группе распределяется от весьма импульсивного до крайне рефлексивного через умеренно выраженные признаки и нейтральные типы. С этой точки зрения каждый ученик индивидуален, но для организации дифференцированной работы достаточно  выделить эти четыре типа, четыре модели ученика.

Как показывает практика, именно поленезависимые-рефлексивные учащиеся наиболее удобны для учителя. Именно такие школьники имеют лучшие оценки по информатике. Худшие показатели у полезависимых-импульсивных учащихся.

О рекомендациях к организации учебного процесса для учащихся каждого когнитивного стиля можно сказать следующее:

  • Поленезависимые школьники включаются в процесс обучения скорее как его участники в силу предпочтительной ориентации на внутренние стимулы, а не на внешние раздражители. Достижение успеха и внутренне удовлетворение – вот их основной стимул. У ПН-индивидов более легко происходит такой важный процесс, как генерализация учебного материала, перенос знаний и умений. Поскольку они меньше зависят от контекста, им присуща более рациональная стратегия познавательной деятельности, особенно если этот материал требует предварительной аналитической обработки.
  • Обучение же полезависимых нуждается в так называемом негативном подкреплении, критической реакции на ошибки. Такие учащиеся склонны игнорировать менее заметные черты явления, объекта, поэтому для них необходимо специально выделять, подчеркивать главное, существенное в изучаемом материале.
  • Для учащихся с импульсивным типом реагирования характерно большое число ошибок при малом времени обдумывания, поэтому для них полезно, во-первых, искусственно замедлять темп работы путем организации внешней речи, ответов на контрольные вопросы. Во-вторых, целесообразно делить учебный материал на мелкие дозы, вопросы, задания.
  • Для рефлексивных учащихся излишняя детализация вредна и отвлекает их.

В целом рекомендации по организации процесса обучения для учащихся с различными когнитивными стилями представлены в таблице 1.

Методические особенности обучения учащихся
с различными когнитивными стилями.

Таблица 1

Стиль

Особенности учебной деятельности

Рекомендации по организации учебного процесса

поленезависимый-рефлексивный (ПН-Р)

  • Восприятие аналитично, вы-
    деляют существенные детали. Активные участники учебного процесса, делают мало ошибок.
  • Легко происходит перенос знаний и умений, образование навыков
  • Способны адекватно оцени- вать учебную ситуацию
  • Как можно больше свободы и самостоятельности. Проблемно- поисковые и индуктивные методы обучения.
  • Задания и вопросы на глубо-
    кое понимание, особенно в связи с прошлым материалом
  • Задания могут быть на любое количество действий

поленезависимый-импульсивный (ПН-И)

  • Восприятие аналитично, вы-
    деляют существенные детали. Активные участники учебного процесса, но вследствие импуль
    сивности делают много ошибок
  • Сравнительно легко проис- ходит перенос знаний и умений
  • При решении сложных задач резко увеличивается число ошибок
  • Проблемно- поисковые и инду
    ктивные методы, но свобода познавательной деятельности должна быть ограничена руководством учителя
  • Задания и вопросы, требую- щие глубинного понимания
  • Использовать одношаговые задания и вопросы при эврис- тических методах обучения

полезависимый-рефлексивный (ПЗ-Р)

  • Не могут выделить детали
  • Пассивные участники учебно-
    го процесса, трудно происхо-
    дит перенос знаний, но рефлексивность даёт им больше осмысленности, понимания
  • Адекватно оценивают учебную ситуацию
  • Нужно сразу обрисовать существо изучаемого явления, выделить основные моменты
  • Сочетания проблемно-поисковых методов обучения с репродуктивными
  • Задания могут быть на любое количество действий

полезависимый-импульсивный (ПЗ-И)

  • Не могут выделить существен ные детали
  • В процессе обучения пассив-
    ны, труднее происходит пере-
    нос знаний и умений
  • При решении сложных задач резко увеличивается число ошибок

  • Необходимо обрисовать сущес
    тво изучаемого явления, выде лить основные моменты
  • Преобладают репродуктивные методы обучения
  • Использовать одношаговые задания и вопросы при эвристических методах обучения  

Разделение учащихся на группы в зависимости от когнитивного стиля и обучение с учетом познавательных способностей позволит ученикам достичь одного уровня знаний, причем путем наиболее для них удобном в том смысле, что организация работы учащихся соответствует их когнитивным стилям. В зависимости от дидактической задачи дифференцировать можно группы, объединяющие учеников одного когнитивного стиля (гомогенные в этом смысле, но возможно существенно различные по другим параметрам), и группы, в состав которых входят ученики, обладающие разными когнитивными стилями (гетерогенные).

Наличие у человека того или иного когнитивного стиля не ставит его в заведомо лучшую или худшую позицию в решении познавательных или практических, профессиональных  задач, поскольку можно варьировать стратегиями поведения, выбирая индивидуальный способ решения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности. М.:МАГО, 1996. – 240 с.
  2. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. – М.: Новая школа, 1995 – 330 с.
  3. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.
  4. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме "Первый закон термодинамики" в 10 классе для модульного изучения физики с учётом когнитивных стилей.

Материал расчитан на 1-2 урока, в зависимости от подготовки учеников. Учитель может убрать проверку домашного материала, часть заданий, если сочтёт объём узучаемого материала большим. Задания имеют 3 ...

Учет когнитивных стилей обучающихся как способ осуществления личностно-ориентированного обучения на уроках информатики

Необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения является приоритетным в психологии, педагогике и методике. Все дети разные, поэтому на уроках необходим индивидуальный, диф...

Приобщение к основам художественной культуры Франции учащихся 8 класса в рамках реализации концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности.

Приобщение к основам художественной культуры Франции учащихся 8 класса в рамках реализации концепции духовно-нравственного развития личности....

УЧЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТИЛЕЙ УЧАЩИХСЯ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТИЛЕЙ В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ

Раскрыт процесс создания учебных средств для предотвращения конфликта познавательных стилей учащихся с реализацией стилей в математических текстах на примере темы: «Углы и расстояния в геометрическом ...

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании алгебры и геометрии (из опыта работы).

В подготовке к государственной итоговой аттестации большую роль играет числовая содержательно-методическая линия. Её развитие идет в школьном курсе постепенно, поэтому подготовка к экзамену начинается...

Методологическая основа воспитания и социализации учащихся в рамках реализации ФГОС.

Целью воспитания и социализации учащихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Ро...

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании алгебры и геометрии (из опыта работы).

Математика - обязательный для всех выпускников основной школы экзамен, и альтернативы ОГЭ как формы проведения его сегодня нет. При неоднозначном отношении к ОГЭ мы вместе с тем понимаем, что так...