Учет когнитивных стилей обучающихся как способ осуществления личностно-ориентированного обучения на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему
Необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения является приоритетным в психологии, педагогике и методике. Все дети разные, поэтому на уроках необходим индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ребенку, чтобы создать благоприятные условия для его полного, всестороннего развития. Учитель зачастую сталкивается с большими трудностями в поисках такого подхода к ученику. В качестве одного из них, основанных на учете, прежде всего индивидуальных познавательных особенностей учащихся, - когнитивные стили, которые отражают различия между людьми в характере переработки информации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исакова Ольга Владиславовна, учитель информатики и математики, МАОУ Лицей № 88, г.Екатеринбург
Учет когнитивных стилей обучающихся как способ осуществления личностно-ориентированного обучения на уроках информатики
Преобразования, происходящие в системе образования, предполагают новые подходы к процессу обучения, в частности ориентация на личность учащегося, на развитие его интеллектуального потенциала и познавательных возможностей. В связи с этим становится актуальным применение в процессе обучения психологической дифференциации, а именно необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся при обучении, в частности, учета когнитивных стилей, которые отражают различия между людьми в характере восприятия и переработки информации.
Фундаментальные исследования в психологии познавательной деятельности показывают, что когнитивные стили есть врождённые характеристики личности, весьма мало поддающиеся изменению внешними факторами. Поэтому с каждым учащимся или большой, относительно однородной группой их в тех или иных пределах следует работать с помощью удобного для них методического инструментария, который эксплуатирует и, тем самым, развивает органически присущие им качества, в меньшей степени заботясь о развитии тех, что не свойственны этому стилю.
Когнитивные стили - это индивидуальные своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, анализа, оценивания и т.д.) [4, с. 146]
Среди большого выбора психологических характеристик личности я опираюсь на те, которые в наибольшей степени существенны в индивидуальной познавательной деятельности учащихся. Это дифференцированность поля восприятия (полезависимость ПЗ – поленезависимость ПН) и тип реагирования (импульсивность И – рефлексивность Р).
В результате их комбинации рассмотрены 4 когнитивных типа: ПН - Р, ПН-И, ПЗ-Р, ПЗ-И.
О рекомендациях к организации учебного процесса для учащихся каждого когнитивного стиля можно сказать следующее:
- Поленезависимые школьники включаются в процесс обучения скорее как его участники в силу предпочтительной ориентации на внутренние стимулы, а не на внешние раздражители. Достижение успеха и внутренне удовлетворение – вот их основной стимул. У ПН-индивидов более легко происходит такой важный процесс, как генерализация учебного материала, перенос знаний и умений. Поскольку они меньше зависят от контекста, им присуща более рациональная стратегия познавательной деятельности, особенно если этот материал требует предварительной аналитической обработки.
- Обучение же полезависимых нуждается в так называемом негативном подкреплении, критической реакции на ошибки. Такие учащиеся склонны игнорировать менее заметные черты явления, объекта, поэтому для них необходимо специально выделять, подчеркивать главное, существенное в изучаемом материале.
- Для учащихся с импульсивным типом реагирования характерно большое число ошибок при малом времени обдумывания, поэтому для них полезно, во-первых, искусственно замедлять темп работы путем организации внешней речи, ответов на контрольные вопросы. Во-вторых, целесообразно делить учебный материал на мелкие дозы, вопросы, задания.
В качестве иллюстрации представленных положений рассмотрим примеры заданий для учащихся с различными стилевыми данными:
Для ПЗ-Р:
Задание 1
По заданным простым высказываниям найти соответствующее им логическое выражение
Составляющие простые высказывания:
А = Некто является врачом;
В = Больной поговорил с врачом;
С = Больному стало легче.
Фраза на естественном языке:
Е = Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач.
а) Е=(В&¬С)→ ¬А б) Е=(ВV¬С)→ ¬А в) Е=(В&¬С)→ ¬C
г) Е=(В&¬С)→ А
Задание 2
Упростить логическое выражение:
(A∧B) ∨(A∧¬B)
а) ¬A б) A∧B в) A г) A∧¬B
Задание 3
Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал поваром, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.
Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный повар в семье, заядлый турист. Повар сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.
Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.
- Соответствуют ли предложенные табличные данные условиям задачи, если вы не согласны, то предложите свой вариант и решите задачу.
Имя | Юра |
|
|
Профессия |
| повар |
|
Увлечение |
| туризм |
|
Задание 4
Составьте и решите задачи по следующим данным.
Для ПЗ-И:
Задание 1
По заданным простым высказываниям найти соответствующее им логическое выражение
Составляющие простые высказывания:
А = Некто является врачом;
В = Больной поговорил с врачом;
С = Больному стало легче.
Фраза на естественном языке:
Е = Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач.
а) Е=(В&¬С)→ ¬А б) Е=(ВV¬С)→ ¬А в) Е=(В&¬С)→ ¬C
г) Е=(В&¬С)→ А
Задание 2
Упростить логическое выражение:
(A∧B) ∨(A∧¬B)
а) ¬A б) A∧B в) A г) A∧¬B
Задание 3
Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал поваром, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.
Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный повар в семье, заядлый турист. Повар сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.
Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.
- Выясните, чем Юра не может увлекаться, и какая профессия ему не подходит. Занесите данные в таблицу
- Определите увлечение повара
- Рассмотрите внимательно таблицу и заполните ее необходимыми данными
Имя | Юра |
|
|
Профессия |
| повар |
|
Увлечение |
|
|
- Рассуждайте так:
Ответ. Влад — юрист и регбист, Тимур — повар и турист, Юра — физик и бегун.
Задание 4
Составьте и решите задачи недостающим способом
ПН-Р:
Задание 1
По заданным простым высказываниям найти соответствующее им логическое выражение
Составляющие простые высказывания:
А = Некто является врачом;
В = Больной поговорил с врачом;
С = Больному стало легче.
Фраза на естественном языке:
Е = Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач.
а) Е=(В&¬С)→ ¬А б) Е=(ВV¬С)→ ¬А в) Е=(В&¬С)→ ¬C
г) Е=(В&¬С)→ А
Задание 2
Упростить логическое выражение:
(A∧B) ∨(A∧¬B)
а) ¬A б) A∧B в) A г) A∧¬B
Задание 3
Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал поваром, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.
Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный повар в семье, заядлый турист. Повар сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.
Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия. Оформите решение задачи удобным для вас способом (можно предложить учащимся данного стиля решить задачу несколькими способами).
Задание 4
Составьте и решите задачи несколькими способами. (не менее трех задач).
ПН-И:
Задание 1
По заданным простым высказываниям найти соответствующее им логическое выражение
Составляющие простые высказывания:
А = Некто является врачом;
В = Больной поговорил с врачом;
С = Больному стало легче.
Фраза на естественном языке:
Е = Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач.
а) Е=(В&¬С)→ ¬А б) Е=(ВV¬С)→ ¬А в) Е=(В&¬С)→ ¬C
г) Е=(В&¬С)→ А
Задание 2
Упростить логическое выражение:
(A∧B) ∨(A∧¬B)
а) ¬A б) A∧B в) A г) A∧¬B
Задание 3
Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал поваром, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.
Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный повар в семье, заядлый турист. Повар сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.
Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия. Заполните предложенную таблицу.
Имя |
|
| |
Профессия |
|
| |
Увлечение |
|
|
Решите данную задачу с помощью графа.
Задание 4
Составьте и решите задачи несколькими способами (не менее трех задач).
Кратко постарайтесь объяснить ход ваших рассуждений (план рассуждений).
Разделение учащихся на группы в зависимости от когнитивного стиля и обучение с учетом познавательных способностей позволит ученикам достичь одного уровня знаний, причем путем наиболее для них удобном в том смысле, что организация работы учащихся соответствует их когнитивным стилям.
Результаты экспериментального обучения с использованием вариативности методов и форм на основе учета когнитивных стилей учащихся показали его эффективность по сравнению с традиционным обучением.
- Берулава Г.А. Стиль индивидуальности. М.:МАГО, 1996. – 240 с.
- Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. – М.: Новая школа, 1995 – 330 с.
- Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.
- Холодная М.А. О природе индивидуального ума. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004 – 384 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированная модель коммуникации на уроках информатики
личностно-ориентированное обучение, интегрированные уроки...
Способы решения проблемно- развивающего обучения на уроках информатики
Представляю вашему вниманию опыт моей работы по теме «Способы решения проблемно- развивающего обучения на уроках информатики».Опыт моей работы представлен с целью теоретически обосновать и...
Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.
Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....
Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ
Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...
« Личностно - ориентированное развивающие обучение на уроках географии »
Ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики -личности со своим миром чувств и переживаний. Это и...
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...
Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...