Учет когнитивных стилей обучающихся как способ осуществления личностно-ориентированного обучения на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему

Сапожникова Ольга Владиславовна

Необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения является приоритетным в психологии, педагогике и методике. Все дети разные, поэтому на уроках необходим индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ребенку, чтобы создать благоприятные условия для его полного, всестороннего развития. Учитель зачастую сталкивается с большими трудностями в поисках такого подхода к ученику. В качестве одного из них, основанных на учете, прежде всего индивидуальных познавательных особенностей учащихся, - когнитивные стили, которые отражают различия между людьми в характере переработки информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исакова Ольга Владиславовна, учитель информатики и математики, МАОУ Лицей № 88, г.Екатеринбург

Учет когнитивных стилей обучающихся как способ осуществления личностно-ориентированного обучения на уроках информатики

Преобразования, происходящие в системе образования, предполагают новые подходы к процессу обучения, в частности ориентация на личность учащегося, на развитие его интеллектуального потенциала и познавательных возможностей. В связи с этим становится актуальным применение в процессе обучения психологической дифференциации, а именно необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся при обучении, в частности, учета когнитивных стилей, которые отражают различия между людьми в характере восприятия и переработки информации.

 Фундаментальные исследования в психологии познавательной деятельности показывают, что когнитивные стили есть врождённые характеристики личности, весьма мало поддающиеся изменению внешними факторами. Поэтому с каждым учащимся или большой, относительно однородной группой их в тех или иных пределах следует работать с помощью удобного для них методического инструментария, который эксплуатирует и, тем самым, развивает органически присущие им качества, в меньшей степени заботясь о развитии тех, что не свойственны этому стилю.

Когнитивные стили - это индивидуальные своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, анализа, оценивания и т.д.) [4, с. 146]

Среди большого выбора психологических характеристик личности я опираюсь на те, которые в наибольшей степени существенны в индивидуальной познавательной деятельности учащихся. Это дифференцированность поля восприятия (полезависимость ПЗ – поленезависимость ПН) и тип реагирования (импульсивность И – рефлексивность Р).

В результате их комбинации рассмотрены 4 когнитивных типа: ПН - Р, ПН-И, ПЗ-Р, ПЗ-И.

О рекомендациях к организации учебного процесса для учащихся каждого когнитивного стиля можно сказать следующее:

  • Поленезависимые школьники включаются в процесс обучения скорее как его участники в силу предпочтительной ориентации на внутренние стимулы, а не на внешние раздражители. Достижение успеха и внутренне удовлетворение – вот их основной стимул. У ПН-индивидов более легко происходит такой важный процесс, как генерализация учебного материала, перенос знаний и умений. Поскольку они меньше зависят от контекста, им присуща более рациональная стратегия познавательной деятельности, особенно если этот материал требует предварительной аналитической обработки.
  • Обучение же полезависимых нуждается в так называемом негативном подкреплении, критической реакции на ошибки. Такие учащиеся склонны игнорировать менее заметные черты явления, объекта, поэтому для них необходимо специально выделять, подчеркивать главное, существенное в изучаемом материале.
  • Для учащихся с импульсивным типом реагирования характерно большое число ошибок при малом времени обдумывания, поэтому для них полезно, во-первых, искусственно замедлять темп работы путем организации внешней речи, ответов на контрольные вопросы. Во-вторых, целесообразно делить учебный материал на мелкие дозы, вопросы, задания.

В качестве иллюстрации представленных положений рассмотрим примеры заданий для учащихся с различными стилевыми данными:

Для ПЗ-Р:

Задание 1

По заданным простым высказываниям найти соответствующее им логическое выражение

Составляющие простые высказывания:

А = Некто является врачом;

В = Больной поговорил с врачом;

С = Больному стало легче.

Фраза на естественном языке:

Е = Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач.

а) Е=(В&¬С)→ ¬А        б) Е=(ВV¬С)→ ¬А        в) Е=(В&¬С)→ ¬C        

г) Е=(В&¬С)→ А

Задание 2

Упростить логическое выражение:

(AB) (A∧¬B)

а) ¬A                б) AB        в) A        г) A∧¬B

Задание 3

Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал поваром, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.

Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный повар в семье, заядлый турист. Повар сказал, что он разделяет увлечение коллеги.

Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.

Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

  • Соответствуют ли предложенные табличные данные условиям задачи, если вы не согласны, то предложите свой вариант и решите задачу.

Имя

Юра

 

 

Профессия

 

повар

 

Увлечение

 

туризм

 

Задание 4

Составьте и решите задачи по следующим данным.

Для ПЗ-И:

Задание 1

По заданным простым высказываниям найти соответствующее им логическое выражение

Составляющие простые высказывания:

А = Некто является врачом;

В = Больной поговорил с врачом;

С = Больному стало легче.

Фраза на естественном языке:

Е = Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач.

а) Е=(В&¬С)→ ¬А        б) Е=(ВV¬С)→ ¬А        в) Е=(В&¬С)→ ¬C        

г) Е=(В&¬С)→ А

Задание 2

Упростить логическое выражение:

(AB) (A∧¬B)

а) ¬A                б) AB        в) A        г) A∧¬B

Задание 3

Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал поваром, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.

Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный повар в семье, заядлый турист. Повар сказал, что он разделяет увлечение коллеги.

Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.

Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

  • Выясните, чем Юра не может увлекаться, и какая профессия ему не подходит. Занесите данные в таблицу
  • Определите увлечение повара
  • Рассмотрите внимательно таблицу и заполните ее необходимыми данными

Имя

Юра

 

 

Профессия

 

повар

 

Увлечение

 

 

  • Рассуждайте так:

Ответ. Влад — юрист и регбист, Тимур — повар и турист, Юра — физик и бегун.

Задание 4

Составьте и решите задачи недостающим способом

ПН-Р:

Задание 1

По заданным простым высказываниям найти соответствующее им логическое выражение

Составляющие простые высказывания:

А = Некто является врачом;

В = Больной поговорил с врачом;

С = Больному стало легче.

Фраза на естественном языке:

Е = Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач.

а) Е=(В&¬С)→ ¬А        б) Е=(ВV¬С)→ ¬А        в) Е=(В&¬С)→ ¬C        

г) Е=(В&¬С)→ А

Задание 2

Упростить логическое выражение:

(AB) (A∧¬B)

а) ¬A                б) AB        в) A        г) A∧¬B

Задание 3

Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал поваром, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.

Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный повар в семье, заядлый турист. Повар сказал, что он разделяет увлечение коллеги.

Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.

Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия. Оформите решение задачи удобным для вас способом (можно предложить учащимся данного стиля решить задачу несколькими способами).

Задание 4

Составьте и решите задачи несколькими способами. (не менее трех задач).

ПН-И:

Задание 1

По заданным простым высказываниям найти соответствующее им логическое выражение

Составляющие простые высказывания:

А = Некто является врачом;

В = Больной поговорил с врачом;

С = Больному стало легче.

Фраза на естественном языке:

Е = Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач.

а) Е=(В&¬С)→ ¬А        б) Е=(ВV¬С)→ ¬А        в) Е=(В&¬С)→ ¬C        

г) Е=(В&¬С)→ А

Задание 2

Упростить логическое выражение:

(AB) (A∧¬B)

а) ¬A                б) AB        в) A        г) A∧¬B

Задание 3

Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал поваром, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.

Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный повар в семье, заядлый турист. Повар сказал, что он разделяет увлечение коллеги.

Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.

Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия. Заполните предложенную таблицу.

Имя

 

 

Профессия

 

 

Увлечение

 

 

Решите данную задачу с помощью графа.

Задание 4

Составьте и решите задачи несколькими способами (не менее трех задач).

Кратко постарайтесь объяснить ход ваших рассуждений (план рассуждений).

Разделение учащихся на группы в зависимости от когнитивного стиля и обучение с учетом познавательных способностей позволит ученикам достичь одного уровня знаний, причем путем наиболее для них удобном в том смысле, что организация работы учащихся соответствует их когнитивным стилям.

Результаты экспериментального обучения с использованием вариативности методов и форм на основе учета когнитивных стилей учащихся показали его эффективность по сравнению с традиционным обучением.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности. М.:МАГО, 1996. – 240 с.
  2. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. – М.: Новая школа, 1995 – 330 с.
  3. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.
  4. Холодная М.А. О природе индивидуального ума. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004 – 384 с.
  5. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированная модель коммуникации на уроках информатики

личностно-ориентированное обучение, интегрированные уроки...

Способы решения проблемно- развивающего обучения на уроках информатики

Представляю вашему вниманию опыт моей работы по теме «Способы решения проблемно-  развивающего обучения на уроках информатики».Опыт моей работы представлен с целью теоретически обосновать и...

Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.

Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....

Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ

Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...

« Личностно - ориентированное развивающие обучение на уроках географии »

Ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики -личности со своим миром чувств и переживаний. Это и...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...

Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...