Программа по духовно-нравственному воспитанию
рабочая программа на тему

Никифорова Елена Анатольевна

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к  размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает?  Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра  основ  духовно-нравственного воспитания. Нужен новый  взгляд на саму сущность этого воспитания. Таким образом выявляется явное противоречие: с одной стороны обществу требуется человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи,  общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением .С другой стороны сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности,  подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания  так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным для  моей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_dn_vospitaniyu.docx144.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся 1-4 классов

                             в рамках внеурочной деятельности.

I. В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального    общего образования сформирована высшая цель образования-воспитание нравственного ,ответственного ,инициативного и компетентного гражданина России ,принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны,  в духовных и культурных традициях российского народа.

В контексте требований к результатам обучения нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) определена основная цель общего среднего образования в России (согласно стратегии модернизации содержания общего образования) – подготовка разносторонне развитой личности гражданина ,ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС определяет базовые национальные ценности: это патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.  

 В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к  размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает?  Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра  основ  духовно-нравственного воспитания. Нужен новый  взгляд на саму сущность этого воспитания. Таким образом выявляется явное противоречие: с одной стороны обществу требуется человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи,  общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением .С другой стороны сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности,  подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания  так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным для  моей работы.

II. Время поставило нас перед необходимостью скорректировать, а в чём-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе. На основе проведённого анализа воспитательной работы обнаружилась проблема-отсутствие чётко структуированной программы по духовно-нравственному воспитанию во внеурочной деятельности.

 Главным условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.

III. В соответствии с программой развития воспитательной системы ГБОУ СОШ п. Комсомольский на 2010-2014 годы в рамках внеурочной деятельности была разработана программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся «Дорогою добра». Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и построена с учетом особенностей взросления от первого к четвертому классу (Приложение 1).

Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.

Систематическая, целенаправленная работа по реализации данной программы «Дорогою добра» с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

Предполагаемый результат работы:

Результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются по итогам каждого года обучения по программе «Дорогою добра» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:

  • экспертные суждения родителей;
  • анонимные анкеты, позволяющие  анализировать ценностную сферу личности;
  • тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
  • самооценочные суждения  детей.  

В результате работы по программе «Дорогою добра» обучающиеся научатся:

  • будут знать школьный и внешкольный этикет, правила общения и культуры внешнего вида;
  • познакомятся с общественными нормами, с устройством общества, с социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (т.е.  социальные знания);
  • приобретут опыт самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком;
  • приобретут опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • получат первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, ценностное отношения к социальной реальности в целом.

 IVа. Содержание программы: Программа предназначена для учащихся 1-4    классов и включает в себя 6 блоков:

  1. «Школьный  и внешкольный этикет»
  2. «Правила общения. Культура внешнего вида»
  3. «О трудолюбии»
  4. «Счастье семьи»
  5. «Как прекрасен этот мир»
  6. «Твоя речь: слово лечит, слово ранит»

 IVб. Педагогические средства и формы:

  • наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
  • просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений,  былин, притч;
  • участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно-досуговых программ;
  • участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
  • экскурсии, прогулки, путешествия по родному краю;
  • участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
  • знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;
  • посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, музейных экспозиций;
  • презентации учебных и творческих достижений обучающихся.

IVв. Виды контроля:

Таблица диагностики воспитанности (авт. Шамова Г.А.)

Для учащихся 1-5 классов

ответ «да» - 3 балла

ответ «не совсем» - 2 балла

ответ «нет» - 1 балл

Ф.И. ученика(цы)                          

Самооценка

Оценка родителей

Оценка учителей и

кл. руководителей

Оценка товарищей

по классу

Средняя оценка

Итоговая оценка

                        Качества личности

1. Любознательность:

Мне интересно учиться.

Я всегда выполняю домашние задания.

Я стремлюсь получать хорошие отметки.

Я люблю читать.

Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы.

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

2. Прилежание (отношение к учебе):

Я стараюсь в учебе.

Я внимателен.

Я самостоятелен.

Я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью.

Я занимаюсь регулярно без пропусков.                                            

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

3. Трудолюбие:

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Бережливость к результатам труда человека.

Самообслуживание.

Я делаю все аккуратно и красиво.

Я выполняю правила работы.

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

4. Я и природа (отношение к природе):

Я берегу землю.

Я берегу растения.

Я берегу животных.

Я берегу природу.

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

5. Я и школа:

Я выполняю правила для учащихся.

Я выполняю правила внутришкольной жизни.

Я участвую в делах класса и школы.

Я добр по отношению к другим людям

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

6. Прекрасное в моей жизни:

Я аккуратен и опрятен.

Я соблюдаю культуру поведения.

Я ценю красоту в своих делах.

Я вижу прекрасное в жизни.

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

7. Я (отношение к себе):

Я управляю собой, своим поведением.

Я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой.

Я забочусь о своем здоровье.

Я умею правильно распределять время учебы и отдыха.

У меня нет вредных привычек

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

                                                                            Итого:             ____     ____       ____     ____       ____     ____

Результаты диагностики воспитанности учащихся 3а класса

Ф.И. ученика

Оценка кл.

руководителем

Оценка

родителями

Самооценка

Оценка одноклассников

Средний балл

1

Ароян Людмила

1.5

1.3

1.3

1.5

1.4

2

Ашаткин Кирил

1.3

1.3

1.3

1.4

1.3

3

Блохин Роман

1.3

1.4

1.3

1.3

1.3

4

Ивков Данил

1.3

1.2

1.4

1.3

1.3

5

Иванов Конст.

1.0

1.0

1.0

1.0

1.0

6

Ивлиев Кирил

1.3

1.2

1.3

1.3

1.3

7

Мусаева Сурая

1.4

1.4

1.3

1.4

1.4

8

Минеев Алекс.

1.3

1.3

1.3

1.3

1.3

9

Осин Кирил

1.1

1.2

1.1

1.1

1.1

10

Павлова Ирина

1.0

1.1

1.0

1.1

1.1

11

Тарарин Павл.

1.8

1.6

1.8

1.8

1.8

12

Щёнов Артём

1.8

1.8

1.7

1.8

1.8

Средний балл по классу

1.3                  

На начало года

В классе 12_____ учеников

                            ____2_____ имеют высокий уровень воспитанности

                            ____7_____ имеют средний уровень воспитанности

                            ____3____ имеют низкий уровень воспитанности

Недостаточно сформированные качества: прилежание, любознательность, самостоятельность.

Способы коррекции: активизация познавательного интереса, чтение книг, посещение театра, экскурсии и т.д

Результаты диагностики воспитанности учащихся 3а класса

Ф.И. ученика

Оценка кл.

руководителем

Оценка

родителями

Самооценка

Оценка одноклассников

Средний балл

1

Ароян Людмила

1.5

1.5

1.4

1.5

1.5

2

Ашаткин Кирил

1.6

1.5

1.6

1.6

1.6

3

Блохин Роман

1.3

1.4

1.3

1.3

1.3

4

Ивков Данил

1.3

1.2

1.4

1.3

1.3

5

Иванов Конст.

1.3

1.3

1.3

1.2

1.3

6

Ивлиев Кирил

1.5

1.4

1.5

1.6

1.5

7

Мусаева Сурая

1.5

1.5

1.5

1.4

1.5

8

Минеев Алекс.

1.6

1.5

1.5

1.5

1.5

9

Осин Кирил

1.3

1.2

1.3

1.3

1.3

10

Павлова Ирина

1.3

1.2

1.4

1.3

1.3

11

Тарарин Павл.

1.8

1.8

1.8

1.8

1.8

12

Щёнов Артём

1.8

1.8

1.8

1.8

1.8

Средний балл по классу

1.4

На конец года

В классе _12_____ учеников

                            ____7_____ имеют высокий уровень воспитанности

                            ____5____ имеют средний уровень воспитанности

                            _________ имеют низкий уровень воспитанности

Недостаточно сформированные качества: чувство коллективизма, ответственность, культура поведения.

Способы коррекции: принимать участие в общешкольных мероприятиях, выполнять правила учащихся, помогать друг другу

Основные результаты духовно- нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: наблюдение, экспертные суждения (родителей, партнеров школы); различные рисуночные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.(Приложение 2)

Vа. Кадровое обеспечение:

Программа реализуется Никифоровой Еленой Анатольевной, учителем музыки первой квалификационной категории.

Vб. Научно-методическое обеспечение программы:

Программа построена с учетом особенностей взросления от первого к четвертому классу:

1«Школьный  и внешкольный этикет»

  • усвоение нравственных норм, правил, требований;
  • формирование устойчивых положительных привычек, основ культуры общения и поведения, построения межличностных отношений;

2 «Правила общения. Культура внешнего вида»

  • выработка основных этических понятий и норм речевого поведения;
  • формирование культуры нравственного поведения;
  • формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
  • профилактика вредных привычек;
  • овладение основами нравственного самовоспитания;
  1. «О трудолюбии»
  • воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению и труду;
  • формирование потребности в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи;
  1. «Счастье семьи»
  • формирование ценностного отношения к семье, её традициям;
  • воспитание  почтения и любви к родителям и окружающим;
  • знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа;
  • расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;
  • повышение значения семейных, государственных ценностей;
  1. «Как прекрасен этот мир»
  • раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;
  • воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;
  • формирование ценностного бережного отношения к природе своей Родины;
  1.  «Твоя речь: слово лечит, слово ранит»
  • формирование  умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;
  • развитие коммуникативных способностей, умения говорить, слышать и слушать собеседника;
  • выработка оценочных моральных принципов, представлений;
  • воспитание уважения к личности человека, его правам и свободам,  обязанностям и ответственности;

Vв. Материально-техническая база:

На базе образовательного учреждения имеются необходимые материально-технические ресурсы: компьютерный класс, мультимедийное оборудование, библиотека, открытый доступ к ресурсам сети Internet, ученический кабинет, музыкальный центр, принтер и т.д.

Vг. Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 Используемая литература:

1. Азбука нравственного воспитания:   Пособие для учителя/Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997г.

2.Азбука нравственного взросления: методическое пособие, Питер, 2006. - 304 с., Авторы: Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д.

3.Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А., 1 класс, АЗБУКА ИСТОКОВ «Золотое сердечко».

4.Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 №2 – С. 67–68

5.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: “Просвещение”, 2009

6.Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 № 3 – С. 9–12.

7.Козлов В.В, Кондаков А. М. Серия “Стандарты второго поколения” Фундаментальное ядро содержания общего образования. “Просвещение”, 2009.

Приложение 1.         Учебно-тематичекое планирование.

Раздел

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

1 класс

Введение

1.

Вводное занятие.

1

Игра.

Школьный  и внешкольный этикет.

2.

Правила поведения на уроке и на перемене.

1

5

Экск.по школе, беседа

3.

Правила поведения в гардеробе и в столовой.

1

Экскурсия в столовую,

гардероб.

4.

Правила поведения в библиотеке.

1

Экск. в библиотеку.

5.

Правила поведения на школьном дворе.

1

Экскурсия на школьный двор.

6.

Правила поведения на улице и дома.

1

Викторина.

Правила общения. Культура внешнего вида.

7.

Культура внешнего вида.

1

5

Презентация.

8.

Каждой вещи - свое место.

1

Игра – конкурс.

9.

Умение ценить свое и чужое время.

1

Экскурсия в музей.

10.

Что я могу сказать о себе?

1

Самопредставление.

11.

«Если вы вежливы...».

1

Игровая программа.

О трудолюбии.

12.

«Ученье - свет, а не ученье - тьма».

1

5

Презентация.

13.

Как быть прилежным и старательным.

1

Просмотр м / ф.

14.

Наш труд в классе.

1

ТД.

15.

Мой труд каждый день дома.

1

Выставка поделок.

16.

«Без труда – не вынешь рыбки из пруда».

1

Высадка растений.

Счастье семьи.

17.

Что такое «добро» и «зло».

1

5

Инсценировка.

18.

О папе, маме и семье.

1

Презентация.

19.

Мамино чуткое сердце.

1

Конкурс стихов.

20.

Чудо материнской любви.

1

Конкурс рисунков.

21.

Порадовать близких. Как это просто!

1

Семейный праздник.

Как прекрасен этот мир.

22.

Природа и я - одна семья.

1

5

Экскурсия.

23.

О красках и картинах. 

1

Презентация.

24.

О музыке и музыкантах.

1

Музыкальный вечер.

25.

О природе и красоте Земли.

1

Вирту @ экскурсия.

26.

 Помни о других - ты не один на свете.

1

Чтение книг.

Твоя речь: слово лечит, слово ранит.

27.

Как стать волшебником?

1

5

Трудовой десант.

28.

Почему ты плачешь, бабушка?

1

Чтение книг.

29.

Добрые и недобрые слова.

1

Просмотр м/ф.

30.

Слово на ладошке.

1

Игровая пр-ма.

31.

А ты поступи по-другому.

1

Акция хороших дел.

Итоги

32.

«Папа, мама, я – дружная семья».

1

Семейный праздник.

2 класс

Раздел

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Введение

1.

Перелистывая страницы 1 класса.

1

Школьный  и внешкольный этикет.

2.

Что такое школьная дисциплина?

1

5

3.

Твоя школа.

1

4.

Твой класс.

1

5.

Твой дом.

1

6.

Твой город.

1

Правила общения. Культура внешнего вида.

7.

Внимательность к окружающим.

1

5

8.

Обязательность, дал слово - держи его.

1

9.

Как ты разговариваешь с товарищами.

1

10.

Доброжелательность, правдивость, честность в общении.

1

11.

Поступки твои и других (их оценка).

1

О трудолюбии.

12.

Правило «Учусь все делать сам».

1

5

13.

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

1

14.

Что значит быть бережливым и аккуратным?

1

15.

Как ты выполняешь правила личной гигиены.

1

16.

Заботу и внимание нужно беречь.

1

Счастье семьи.

17.

Как поделить печенье?

1

5

18.

Если будешь ссориться, если будешь драться.

1

19.

Не мёд, а ко всему льнет.

1

20.

За что мы сами себя иногда не любим.

1

21.

Как относиться к людям?

1

Как прекрасен этот мир.

22.

О деревьях и растениях. 

1

5

23.

О комнатных цветах.

1

24.

О фруктах и ягодах.

1

25.

Об овощах и грибах.

1

26.

О злаках и целебных травах.

1

Твоя речь: слово лечит, слово ранит.

27.

О дружбе, мудрости, любви и словах.

1

5

28.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

1

29.

Доброе слово – лечит, а плохое калечит.

1

30.

Расскажи всем только правду.

1

31.

Да, нет, не знаю…

1

Итоги

32.

Цветик – семицветик исполняет желания.

1

3 класс

Введение

1.

Перелистывая страницы 2 класса.

1

Школьный  и внешкольный этикет.

2.

Взаимопомощь - как её организовать.

1

5

3.

Береги школьное имущество.

1

4.

Правила поведения в школе. Игры на переменке.

1

5.

Правила поведения в гостях.

1

6.

В какие игры и как мы играем.

1

Правила общения. Культура внешнего вида.

7.

С кем бы ты хотел дружить?

1

5

8.

Каким тебя видят окружающие?

1

9.

Мой гардероб и уход за ним.

1

10.

Будничная и праздничная одежда.

1

11.

Точность: береги своё время и время других.

1

О трудолюбии.

12.

«Труд кормит, а лень портит».

1

5

13.

Любишь кататься, люби и саночки возить..

1

14.

Сделал дело, гуляй смело!

1

15.

Кем хочу быть, почему?

1

16.

Мы все такие разные!

1

Счастье семьи.

17.

Что такое справедливость?

1

5

18.

Кто кого обидел первым?

1

19.

Я, я, я… нет – МЫ!

1

20.

Уют и понимание в вашем доме.

1

21.

Все люди рождены для счастья.

1

Как прекрасен этот мир.

22.

Соблюдение чистоты и порядка.

1

5

23.

Необыкновенная пуговица и порванный фантик.

1

24.

О мальчике, который верил в чудеса.

1

25.

Хорошо там, где нас нет…

1

26.

Счастливая страна.

1

Твоя речь: слово лечит, слово ранит.

27.

Хлебец с маслом и пустой горшок м мёдом…

1

5

28.

Почему ты меня не прощаешь?

1

29.

Чем им отплатить?

1

30.

О хмуром человеке.

1

31.

Эхо человеческой жизни.

1

Итоги

32.

«Умейте счастьем дорожить».

1

4 класс

Введение

1.

Перелистывая страницы 3 класса.

1

Школьный  и внешкольный этикет.

2.

Правила поведения в кино.

1

5

3.

Правила поведения в театре.

1

4.

Правила поведения в музее.

1

5.

Правила поведения на выставке.

1

6.

Меня пригласили на день рождения.

1

Правила общения. Культура внешнего вида.

7.

Умение вежливо слушать и слышать.

1

5

8.

Разрешите мне сказать.

1

9.

Смех без причины – признак дурачины.

1

10.

Прощание с близкими и друзьями.

1

11.

Культурный человек – какой он?

1

О трудолюбии.

12.

Совет хорош, а дело – лучше!

1

5

13.

Ленивые всегда бывают людьми посредственными.

1

14.

Говорящие знаки.

1

15.

Когда мы перестаем делать, мы перестаем жить.

1

16.

Когда мы перестаем делать, мы перестаем жить.

1

Счастье семьи.

17.

«Настоящий» мужчина.

1

5

18.

О мальчике, который верил в чудеса.

1

19.

Чем им отплатим? О детях и родителях.

1

20.

Бумеранг. Чье мнение дороже?

1

21.

Рецепт от несчастной жизни.

1

Как прекрасен этот мир.

22.

«Незабудка» о любви к природе и людям.

1

5

23.

Разговор с животными.

1

24.

Просьба птиц.

1

25.

Не рвите цветы, они так прекрасны!

1

26.

Колодец с живой водой.

1

Твоя речь: слово лечит, слово ранит.

27.

Так я и думала…

1

5

28.

Предательство.

1

29.

Строитель мостов.

1

30.

Следы на песке…

1

31.

Тройное сито нашей речи.

1

Итоги

32.

Ты, да я, да мы с тобой!

1

                                                                                                                       

Приложение 2

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника.

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Метод «Беседа» ( предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах (1 класс)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление

Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Диагностика эмоционального компонента нравственного

развития

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов)

(по Р.Р.Калининой)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

  1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
  2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
  3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
  4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …
  5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
  6. Если бы я был на месте учителя,  я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

 Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)

Анкета-опросник «Настоящий друг»

(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» –  по 1 баллу, а за ответ «нет» –  0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»

(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)

Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Надпредметная программа по духовно-нравственному воспитанию

Преподавая обществознание в 6-7 классах, "Духовное краеведение Подмосковья" в 8 классах, искусство в 8-9 классах, решила выстроить единую концепцию....

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"

Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение  к общечеловеч...

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего возраста "Дорога к Храму"

Как воспитывать детей. воспитанников детского дома, потерявших надежду, веру в людей, веру в близких, предавших их? Вот такой вопрос встал передо мною- учителя начальных классов с глухой деревни, где ...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...