Методические рекомендации учителям по формированию индивидуального подхода к обучающимся.
консультация по теме

Захарова Татьяна Анатольевна

Методические рекомендации учителям по формированию индивидуального подхода к обучающимся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации учителям

по осуществлению индивидуального подхода к обучающимся.

  1. Вводная диагностика.
  • сбор данных по усвоению учащимися узловых вопросов программ через проведение диагностических работ, тематических и итоговых учётов знаний;
  • анализ результатов диагностики;
  • составление картотеки индивидуальных учебных достижений обучающихся (например, «Классификация ошибок ученика». «Уровень сформированности ЗУН ученика по предмету», «Результаты исследования мотивации к учению» и т.д.).

  1. Планирование индивидуальной траектории развития школьников.
  • определение «программы минимум» (в соответствии с обязательными образовательными стандартами) и «программы максимум» (индивидуального развития каждого учащегося);
  • подбор учебной литературы (учебники, задачники, тетради на печатной основе, Интернет-ресурсы и т.д.);
  • коррекция поурочного планирования;
  • прогнозирование конечного результата.

  1. Осуществление индивидуального подхода к учащимся на уроках.
  • Вводно-мотивационный этап:
  • определение уровня обязательной подготовки и уровня повышенного овладения учебным материалом;
  • постановка личностно значимых целей для школьников с разным уровнем подготовки;
  • установка на запоминание (min и max);
  • использование предварительного домашнего задания: найти высказывание известного человека о важности изучения темы, раздела.

  • Этап проверки домашнего задания:
  • проверка любого индивидуального домашнего задания, исправление ошибок в тетради, выяснение учителем возникших затруднений;
  • предоставление возможности отдельным школьникам пользоваться индивидуальными карточками с примерным планом ответа, алгоритмом, схемами, увеличение времени для подготовки ответа, в случае затруднений – наводящие вопросы;
  • планирование опроса до урока (кому и какие предлагать вопросы, задания).

  • Этап объяснения нового учебного материала:
  • предоставление возможности некоторым учащимся объяснить часть новой темы (это было их индивидуальное домашнее задание), в том числе с использованием творческих заданий для иллюстрации объяснения;
  • объяснение новой темы на консультации до урока наиболее проблемным в плане успеваемости ученикам (если новый учебный материал повышенной сложности и значимости);
  • использование индивидуально-ориентированного плана изучения новой темы для наиболее подготовленных школьников (план-задание);
  • самостоятельное изучение отдельными учащимися материала по теме из дополнительных источников информации (во время повторного объяснения);
  • использование опорных конспектов с основными положениями нового материала (с цветовой гаммой: красный цвет – главное, зелёный – второстепенное, синий - примеры);
  • проверка понимания слабоуспевающими учениками новой темы после каждого блока;
  • привлечение наиболее подготовленных учащихся к повторному объяснению нового материала.

  • Этап закрепления нового учебного материала:
  • определение индивидуального плана работы для наиболее подготовленных учеников;
  • использование индивидуальных карточек- консультантов для выполнения заданий (схемы, рисунки, алгоритмы, опорные слова, таблицы, образцы выполнения);
  • сочетание самостоятельной работы класса с индивидуальной работой с некоторыми школьниками (консультации, «тихий опрос», индивидуальный зачёт);
  • использование заданий исследовательского и творческого характера: индивидуальное лото, викторины, турниры, индивидуальные компьютерные задания, обучающие программы и т.д.;
  • итоговая самостоятельная работа с адаптацией (постепенным нарастанием уровня сложности);
  • анализ типичных (желательно и индивидуальных) ошибок;
  • дополнительные задания повышенной сложности в соответствии с учебными возможностями каждого ученика.

  • Этап определения домашнего задания:

Индивидуальные домашние задания (без увеличения объёма, за счёт коррекции содержания):

  • ликвидация пробелов в знаниях (теоретический материал и практические задания), памятки по выполнению домашнего задания, образцы решения и т.д.
  • задание повышенной сложности (дополнительный источник информации, задания творческого и исследовательского характера);
  • задания опережающего характера (высказывания, часть новой темы для объяснения, в том числе с использованием творческих заданий).

  • Этап подведения итогов урока:
  • использование «ситуации успеха»;
  • определение перспектив в работе для отдельных наиболее подготовленных учащихся;
  • анализ “листков самооценки”.
  • «Программа максимум» на уроке:
  •  заслушивание индивидуальных докладов, сообщений, выполнение заданий повышенной сложности, частично-поискового и творческого характера.

Примечание. Необходимо провести самоанализ урока с последующей корректировкой тематического планирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля.

Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля....

Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (основная школа).

Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (основная школа)....

Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (начальная школа).

Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (начальная школа)....

Методические рекомендации учителю биологии при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ

В этой работе находятся методические рекомендации учителю биологии при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ...

Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся

Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся...