Методические рекомендации учителям по формированию индивидуального подхода к обучающимся.
консультация по теме
Методические рекомендации учителям по формированию индивидуального подхода к обучающимся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации учителям
по осуществлению индивидуального подхода к обучающимся.
- Вводная диагностика.
- сбор данных по усвоению учащимися узловых вопросов программ через проведение диагностических работ, тематических и итоговых учётов знаний;
- анализ результатов диагностики;
- составление картотеки индивидуальных учебных достижений обучающихся (например, «Классификация ошибок ученика». «Уровень сформированности ЗУН ученика по предмету», «Результаты исследования мотивации к учению» и т.д.).
- Планирование индивидуальной траектории развития школьников.
- определение «программы минимум» (в соответствии с обязательными образовательными стандартами) и «программы максимум» (индивидуального развития каждого учащегося);
- подбор учебной литературы (учебники, задачники, тетради на печатной основе, Интернет-ресурсы и т.д.);
- коррекция поурочного планирования;
- прогнозирование конечного результата.
- Осуществление индивидуального подхода к учащимся на уроках.
- Вводно-мотивационный этап:
- определение уровня обязательной подготовки и уровня повышенного овладения учебным материалом;
- постановка личностно значимых целей для школьников с разным уровнем подготовки;
- установка на запоминание (min и max);
- использование предварительного домашнего задания: найти высказывание известного человека о важности изучения темы, раздела.
- Этап проверки домашнего задания:
- проверка любого индивидуального домашнего задания, исправление ошибок в тетради, выяснение учителем возникших затруднений;
- предоставление возможности отдельным школьникам пользоваться индивидуальными карточками с примерным планом ответа, алгоритмом, схемами, увеличение времени для подготовки ответа, в случае затруднений – наводящие вопросы;
- планирование опроса до урока (кому и какие предлагать вопросы, задания).
- Этап объяснения нового учебного материала:
- предоставление возможности некоторым учащимся объяснить часть новой темы (это было их индивидуальное домашнее задание), в том числе с использованием творческих заданий для иллюстрации объяснения;
- объяснение новой темы на консультации до урока наиболее проблемным в плане успеваемости ученикам (если новый учебный материал повышенной сложности и значимости);
- использование индивидуально-ориентированного плана изучения новой темы для наиболее подготовленных школьников (план-задание);
- самостоятельное изучение отдельными учащимися материала по теме из дополнительных источников информации (во время повторного объяснения);
- использование опорных конспектов с основными положениями нового материала (с цветовой гаммой: красный цвет – главное, зелёный – второстепенное, синий - примеры);
- проверка понимания слабоуспевающими учениками новой темы после каждого блока;
- привлечение наиболее подготовленных учащихся к повторному объяснению нового материала.
- Этап закрепления нового учебного материала:
- определение индивидуального плана работы для наиболее подготовленных учеников;
- использование индивидуальных карточек- консультантов для выполнения заданий (схемы, рисунки, алгоритмы, опорные слова, таблицы, образцы выполнения);
- сочетание самостоятельной работы класса с индивидуальной работой с некоторыми школьниками (консультации, «тихий опрос», индивидуальный зачёт);
- использование заданий исследовательского и творческого характера: индивидуальное лото, викторины, турниры, индивидуальные компьютерные задания, обучающие программы и т.д.;
- итоговая самостоятельная работа с адаптацией (постепенным нарастанием уровня сложности);
- анализ типичных (желательно и индивидуальных) ошибок;
- дополнительные задания повышенной сложности в соответствии с учебными возможностями каждого ученика.
- Этап определения домашнего задания:
Индивидуальные домашние задания (без увеличения объёма, за счёт коррекции содержания):
- ликвидация пробелов в знаниях (теоретический материал и практические задания), памятки по выполнению домашнего задания, образцы решения и т.д.
- задание повышенной сложности (дополнительный источник информации, задания творческого и исследовательского характера);
- задания опережающего характера (высказывания, часть новой темы для объяснения, в том числе с использованием творческих заданий).
- Этап подведения итогов урока:
- использование «ситуации успеха»;
- определение перспектив в работе для отдельных наиболее подготовленных учащихся;
- анализ “листков самооценки”.
- «Программа максимум» на уроке:
- заслушивание индивидуальных докладов, сообщений, выполнение заданий повышенной сложности, частично-поискового и творческого характера.
Примечание. Необходимо провести самоанализ урока с последующей корректировкой тематического планирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля.
Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля....
Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (основная школа).
Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (основная школа)....
Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (начальная школа).
Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (начальная школа)....
Методические рекомендации учителю биологии при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ
В этой работе находятся методические рекомендации учителю биологии при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ...
Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся
Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся...