Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (начальная школа).
консультация на тему
Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (начальная школа).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по формированию конструктивно – оперативных навыков
(начальная школа)
I. УЧЕБНО – УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ. Рассматривая процесс учения как процесс самоуправления, корректно представить полный перечень учебно-управленческих умений на основе процессуального представления основных функций управления. Данные умения целесообразно рассматривать сквозь призму управленческого цикла, под которым принято понимать целостную совокупность ориентированных на достижение определенной цели взаимодействующих управленческих функций, выполняемых одновременно или в некоторой последовательности. Как правило, в состав управленческого цикла включают следующие виды управленческой деятельности: планирование, т.е. определение целей и средств их достижения; организация, т.е. создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов; контроль, т.е. сбор информации о процессе выполнения намеченных планов; регулирование, т.е. корректировка планов и процесса их реализации; анализ, т.е. изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов. Следует отметить, что осмысление учебно-управленческих умений в аспекте управленческого цикла позволяет не только установить полный состав
данных умений, но и определить их взаимообусловленность, взаимодействие, взаимодополняемость, определенную последовательность использования.
Таким образом, под учебно-управленческими умениями можно понимать общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
Программа учебно- управленческих умений школьников
- Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.
- Понимать последовательность действий, предъявляемую по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи.
- Соблюдать последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи в отведенное время.
- Соблюдать последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи в отведенное время.
- Соблюдать последовательность выполнения домашней учебной работы в определенных временных границах.
- Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных
занятий в школе и дома. - Пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами.
- Следить за правильной осанкой на рабочем месте.
- Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены
учебного труда. - Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее
реализации. - Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль).
- Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.
- Алгоритм - это предписание пошаговой последовательности действий, точное выполнение которой позволяет решать учебные задачи определенного типа.
- Вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.
II. УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ. Исходя из информационного подхода в качестве основания для группировки учебно-информационных умений, необходимо выбрать ведущие источники информации. Очевидно, что приоритетными и наиболее актуальными источниками информации в процессе обучения являются тексты и реальные объекты.
Под реальными объектами можно понимать предметы, процессы, явления, объективно существующие в действительности. Под текстом понимается целостная последовательность знаковых единиц. В свою очередь, умения, направленные на работу с текстом, можно декомпозировать, учитывая деление текстов на устные (вербальные) и письменные (документальные).
На основании этого в программе представлены три группы учебно-информационных умений: «умения работать с письменными текстами», «умения работать с устными текстами», «умения работать с реальными объектами как источниками информации». Следует отметить ряд особенностей последней группы умений. Наряду с традиционными умениями, связанными с наблюдением и проведением эксперимента, в данной группе отдельно представлены умения по моделированию. Это объясняется тем, что овладение умениями моделирования позволяет лучше понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, принципы развития и взаимодействия с окружающими объектами. Кроме того, модель подчас является единственно возможным источником информации об изучаемом объекте.
Таким образом, под учебно-информационными умениями мы понимаем общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
Программа учебно- информационных умений школьников
- Умения работать с письменными текстами
- Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, соответствующих содержанию читаемого текста. Темп чтения вслух соответствует утвержденным нормам.
- Пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным; по ролям; про себя; вслух.
- Сплошное чтение - внимательное прочтение подряд всего материала для целостного изучения содержания текста.
- Выборочное чтение - чтение, предполагающее определенный отбор материала с целью его углубленного изучения.
- Комментированное чтение - это чтение, сопровождающееся пояснением или толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений, критических замечаний.
- Чтение по ролям - это чтение текста, принадлежащего действующим лицам, с элементами сценической игры).
- Переходить с одного вида чтения на другой.
- Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии художественного, публицистического, научно-популярного текста.
Выразительное чтение - это чтение, характеризующееся следующими признаками:
а) ясное, четкое произношение звуков, слов; достаточные громкость и темп;
б) соблюдение пауз и логических ударений;
в) соблюдение интонации вопроса, утверждения, отрицания;
г) придание голосу нужной эмоциональной окраски: радостной, грустной, ироничной и пр.
- Работать с основными компонентами учебника: оглавлением; вопросами и заданиями к учебному тексту; словарем; приложениями и образцами; иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками.
- Находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку.
- Определять примерное содержание незнакомой книги по ее компонентам: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации, аннотация.
- Находить необходимую книгу или статью, пользуясь рекомендательными библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями, открытым доступом к книжным полкам.
- Пользоваться библиографической карточкой.
- Осуществлять библиографическое описание книги одного- двух авторов.
- Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные письменные тексты.
- Подбирать и группировать материал по определенной теме из научных, официально-деловых, публицистических и художественных текстов.
1.13.Составлять простой план письменного текста.
План — это основные компоненты содержания изученного текста, представленные в четких и кратких формулировках.
Простой план - это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:
1.
2. и т.д.
- Грамотно и каллиграфически правильно (т.е. четко, разборчиво, связно, красиво) списывать и писать под диктовку тексты в соответствии с утвержденными нормами.
- Оформлять - тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами.
- Создавать письменные тексты различных типов.
- Повествование - тип текста, который представляет изменение объекта в движении и во времени. Компоненты повествования: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Повествование отвечает па вопрос: что произошло?
- Описание - тип текста, который представляет объект в статике, одномоментно. Компоненты описания: общее представление объекта; подробная характеристика частей, его составляющих, или свойств. Описание отвечает па вопрос: какой?
- Рассуждение - тип текста, который представляет причинно-следственные связи объектов. Компоненты дедуктивного рассуждения: тезис, т.е. та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении; его доказательство или опровержение; вывод, т.е. подтверждение правильности или неправильности тезиса. Компоненты индуктивного рассуждения: анализ и синтез фактов, вывод. Рассуждение отвечает на вопрос: почему?
- Владеть различными видами изложения текста: по отношению к объему исходного текста - подробное и сжатое, по отношению к содержанию исходного текста - полное и выборочное.
2.2. Умения работать с устными текстами
- Понимать сказанное однократно в нормальном темпе.
- Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые)вопросы в случае непонимания устного текста.
(Восполняющий (открытый) вопрос — это вопрос, связанный с выяснением новых знаний и включающий в свой состав вопросительные слова типа: «Где?», «Что?», «Когда?», «Почему?», «Какие?» и др.
Уточняющий (закрытый) вопрос - это вопрос, направленный на выяснение истинности или ложности, которые выражены в суждениях («прямые» вопросы, вопросы с частицей ли»).
- Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные устные тексты.
- Составить простой план устного теста.
- Создавать устные тексты различных типов.
- Выразительно говорить.
- Владеть различными видами пересказа текста.
III. УЧЕБНО-ЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ. В соответствии с типом задач, которые решаются в процессе мыслительной деятельности, выделяют три основных вида мышления. Наглядно-действенное мышление –это процесс решения задач, в котором преобладают реальные, практические действия с материальными предметами. Наглядно-образное мышление -это решение задач, в котором на первый план выступают действия с образами. Логическое мышление - это решение задач, которое с начала и до конца осуществляется па основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях и умозаключениях. В данном случае при решении задач не обращаются к опытному изучению действительности и не предпринимают практических действий по се преобразованию. В самом общем виде назначение логического мышления состоит в том, чтобы содержание мысли обрело адекватную форму и в единстве с ней соответствовало сущности рассматриваемого объекта. При достоверности исходных положений логичность мысли в известной мере гарантирует ее истинность. В этом заключается познавательная сила логического мышления.
Таким образом, под учебно-логическими умениями мы понимаем общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
Учебно-логические умения в полной мере не являются однородными, их условно можно разделить на две группы. В первую группу входят пять первых умений, соответствующих основным методам и формам мышления, которые являются предметом изучения формальной логики. Однако формальная логика, несмотря на богатый арсенал своих средств, не охватывает процесс движения мысли в его диалектических противоположностях. Эти вопросы решает диалектическая логика, предметом которой является творческое мышление, проявляющееся в постановке и решении проблем.
И в завершение мы считаем необходимым отметить несколько особенностей программы. Учитывая общеобразовательные приоритеты первых двух ступеней обучения, умения в программе разделены на умения начальной и основной школы. На наш взгляд, очевидно, что в 10 - 11-х классах данные умения должны активно использоваться и развиваться. В связи со спецификой формирования общеучебных умений и с учетом сложившихся в настоящее время подходов к разработке предметных стандартов, в программе отсутствует деление умений по классам. Содержание программы основывается прежде всего на исследованиях отечественных дидактов, философов и психологов, получивших наибольшее признание как среди теоретиков, так и в практике работы школ. Однако приведенный в программе перечень умений и конкретизирующих их понятий представлен в виде однородного текста независимо от того, является ли он цитатой или авторским текстом. Отсутствие указаний па источники в самой программе обусловлено интегративным характером текста и императивом повышения его целостности и читабельности.
Предлагаемые ниже формулировки учебно-управленческих и учебно-информационных умений являются в определенной мере самодостаточными для их понимания. Однако для устранения возможных разночтений и повышения эффективности реализации данной программы к ней прилагаются методические комментарии, в которых поясняются некоторые умения.
В отличие от учебно-управленческих и учебно-информационных умений, сгруппированных нами в два блока для начальной и основной школы, учебно-логические умения представлены целостно для всех ступеней общеобразовательной школы. Это объясняется следующим. Совершенствование качества учебно-управленческих и учебно-информационных умений в первую очередь определяется усложнением алгоритмов и нормативных требований к учебной деятельности. Например, в начальной школе составляется простой план, а в основной - сложный план устного или письменного текста. Учебно-логические умения и в начальной, и в основной школе осуществляются по одному и тому же алгоритму, но возрастает сложность учебной информации, которая анализируется, сравнивается, обобщается.
Программа учебно- логических умений школьников
1. Анализ и синтез
1.1. Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
1.2. Определять аспект анализа и синтеза, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.
1.3. Определять компоненты объекта (т.е. составляющие части) в соответствии с установленными аспектами анализа и синтеза.
1.4. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.
(Качественное описание - это определение свойств компонентов.
Свойства - это особенность, которая характеризует объект или его компоненты, но не является их составной частью и проявляется в отношениях с другими объектами или компонентами.
Количественное описание (измерение) - это определение соотношения измеряемой величины к другой однородной величине, которая принята за единицу).
1.5. Определять, т.е. устанавливать связи, пространственные отношения компонентов объекта порожденные существованием компонентов один подле другого.
1.6. Определять временные отношения компонентов объектов, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один после другого.
1.7. Определять функциональные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи назначений и ролей, которые выполняют компоненты по отношению друг к другу и ко всему объекту.
1.8. Определять субординационные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи соподчинения и зависимости компонентов объекта.
1.9. Определять координационные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи согласованности и соответствия между компонентами объекта.
1.10. Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены.
(Причина - это побудительное начало, то, что порождает другое или вызывает в нем изменения.
Следствие - это то, что с необходимостью вытекает из другого).
1.11. Определять свойства объекта, т.е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие.
1.12. Определять отношения объекта с другими объектами.
1.13. Определять существенные признаки объекта.
- Существенные признаки - это признаки, без которых данный объект существовать не может.
- Признаки - это компоненты, их свойства и отношения между компонентами, а также свойства объекта и отношения между данным объектом и другими объектами, по которым объект можно узнать, определить, описать: все то, в чем объект сходен с другими объектами или отличен от них.
2. Сравнение
2.1. Определять объекты сравнения, т.е. отграничивать вещи и процессы от других вещей и процессов.
2.2. Определять аспект сравнения объектов, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.
2.3. Выполнять неполное однолинейное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо только различие по одному аспекту.
Сходство - это наличие общего признака, т.е. признака, присущего двум или более объектам сравнения.
Различие - это наличие отличительного признака, т.е. признака, присущего только одному объекту сравнения.
2.4. Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам.
2.5. Выполнять полное однолинейное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по одному аспекту.
2.6. Выполнять полное комплексное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам.
2.7. Выполнять сравнение по аналогии, т.е. из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других при
знаках.
3. Обобщение и классификация
3.1. Осуществить индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), т.е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения.
(Понятие - это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов.
Суждение - это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о признаках объектов).
Индуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму:
- Актуализируйте существенные признаки объектов обобщения.
- Определите общие существенные признаки объектов.
- Зафиксируйте общность объектов в форме понятия или суждения.
3.2. Осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), т.е. актуализировать понятие или суждение и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного и более объектов. Дедуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму:
- Актуализируйте существенные признаки объектов, зафиксированные в
понятии или суждении. - Актуализируйте существенные признаки заданного объекта или объектов.
- Сопоставьте существенные признаки и определите принадлежность
объекта или объектов к данному понятию или суждению.
3.3. Осуществлять классификацию, т.е. делить род (класс) на виды (подклассы) на основе установления признаков объекта, составляющих род.
(Род - это совокупность объектов, в состав которой входят другие объекты, являющиеся видом этого рода). Классификация осуществляется по следующему алгоритму:
- Определите род объектов для классификации.
- Определите признаки объектов.
- Определите существенные признаки объектов.
- Определите основание для классификации рода, т.е. общий существенный признак, по которому рол будет делиться на виды.
- Распределите объекты по видам.
- Определите основания классификации вида на подвиды.
- Распределите объекты на подвиды.
4. Определение понятий
4.1. Различать объем и содержание понятий, т.е. определяемые объекты и совокупность их существенных признаков.
4.2. Различать родовое и видовое понятия.
(Родовое понятие — это понятие, объем которого содержит объем другого понятия.
Видовое понятие - это понятие, объем которого содержится в объеме другого понятия).
4.3. Осуществлять родовидовое определение понятий, т.е. находить
ближайший род объектов определяемого понятия и их отличительные
существенные признаки.
5. Доказательство и опровержение
5.1. Различать компоненты доказательства, т.е. тезис, аргументы и форму доказательства.
(Тезис - это суждение, истинность которого надо доказать. Аргументы - это суждения, из которых выводится истинность тезиса. Форма доказательства - это способ логической связи между тезисом и аргументами).
5.2. Осуществлять прямое индуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность общего тезиса из аргументов, являющихся менее общими суждениями.
5.3. Осуществлять прямое дедуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность тезиса из аргументов, являющихся более общими суждениями.
5.4. Осуществлять косвенное апагогическое доказательство (доказательство «от противоречащего»), т.е. устанавливать истинность тезиса посредством доказательства ложности противоречащей ему мысли (антитезиса).
5.5. Осуществлять косвенное разделительное доказательство (метод исключения), т.е. последовательно исключать из полностью исчерпывающей совокупности альтернативные мысли, кроме одной, которая является доказываемым тезисом.
5.6. Осуществлять опровержение тезиса посредством выведения из него ложных следствий («сведение к абсурду»).
- Осуществлять опровержение тезиса посредством установления истинности антитезиса.
5.8.Осуществлять опровержение аргументов.
5.9.Осуществлять опровержение связи аргументов и тезиса.
6. Определение и решение проблем
6.1. Определять проблемы, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.
6.2. Определять для решения проблем новую функцию объекта, т.е. устанавливать новое значение, роль, обязанность сферу деятельности.
6.3. Осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем.
6.4.Комбинировать известные средства для нового решения проблем.
- Формулировать гипотезу по решению проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации учителям по формированию индивидуального подхода к обучающимся.
Методические рекомендации учителям по формированию индивидуального подхода к обучающимся....
Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля.
Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля....
Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (основная школа).
Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (основная школа)....
Методические рекомендации для учителя по формированию исследова-тельских навыков школьников через интегрированную проектную дея-тельность по английскому языку и предметам естественно - научного цик-ла на примере исследовательской работы учащихся «Reduce!
Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно - научного цикла на...
Методические рекомендации педагогическим работникам по правовому воспитанию учащихся начальной школы
Методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся начальной школы...
Методические рекомендации к курсу функциональной грамотности для учащихся начальной школы с ОВЗ
Методические рекомендации к курсу ФГ для учащихся начальной школы с ОВЗ...
Методические рекомендации учителю. Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Организовывать учебную деятельность на уроке приходится постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач. Поэтому учителю приходится на уроке использовать приемы расчленения п...