Эффективность урока как условие повышения качества образования
статья по теме
Выступление на педагогическом совете "Повышение качества образования школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx | 16.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Эффективность урока как условие повышения качества образования»
Председатель МО русского языка и
литературы Горячева Н.Ю.
Модернизация современной школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление соответствующих ему методов, средств и форм обучения с учетом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой системы образования.
Все эти установки так или иначе направлены на обновление теории и практики урока русского языка и литературы.
Последнее время в теории и практике обучения (в том числе русскому языку и литературы) наблюдается тенденция к более широкому использованию нетрадиционных форм проведения уроков. Как показала практика опытных учителей, эти формы уроков являются достаточно эффективными и имеют немало преимуществ, в частности:
– способствуют развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать изученные явления;
– способствуют совершенствованию процесса усвоения знаний и умений, развитию устной и письменной речи учащихся;
– развивают навыки работы с лингвистической справочной литературой и т. д.
Типы нетрадиционных уроков
• уроки-лекции;
• уроки-семинары;
• уроки-семинары-исследования;
• уроки-практикумы;
• уроки взаимоконтроля;
• уроки «эмоционально-нравственного воздействия»;
• уроки «прозрения», «человековедения»;
• уроки комментированного управления;
• уроки-исследования;
• парный опрос;
• уроки-диалоги;
• уроки «изобретательства»;
• уроки-сочинения;
• уроки-аукционы;
• компьютерные уроки;
• «релейные» (финишные) уроки;
• уроки «свободных мыслей» и «свободных суждений»;
• уроки-конференции;
• уроки-«восхождения»;
• уроки-конкурсы;
• уроки - «эврика»;
• групповые уроки;
• урок-бенефис;
• уроки-зачеты;
• уроки-экспедиции;
• уроки-турниры;
• уроки решения задач;
• уроки-уроки-экскурсии;
• уроки-консультации;
• уроки-взаимообучения;
• уроки по типу «Следствие ведут знатоки»;
• уроки творчества;
• творческие отчеты;
• уроки-деловые игры;
• уроки-состязания;
• уроки-КВН;
• уроки-диспуты;
• уроки «мозговой атаки»;
• интегрированные уроки.
Каждый тип урока имеет свою мотивацию, время, место и форму проведения, соотносится с содержанием, уровнем сложности изучаемого материала, реализуется в особой атмосфере взаимопонимания и доверия, в особо оформленном классе и др.
Качество усвоения учебного материала прежде всего зависит от выбора доминирующего метода изучения той или иной темы. Однако сам по себе правильный выбор метода еще не решает полностью этой проблемы. Очень важно и то, как будет применен метод (или прием) обучения, что он даст учащимся с точки зрения развития их познавательной активности и самостоятельности в учебном процессе.
Главным условием для повышения качества образования на уроках русского языка и литературы я считаю раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли и чувства. Учёные замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия».
В основе моих уроков лежит мотивационный принцип, при подготовке в первую очередь ищу ответы на вопрос: «Как сегодня сохранить у учеников желание писать, читать и говорить на родном языке?»
Развитие речи (как и любое развитие) немыслимо без свободы творчества, возможности познать всё богатство родного языка. «Язык неисчерпаем в соединении слов», - писал А.С.Пушкин.
Научить этому искусству «соединять слова» непросто. Чтобы дать ребенку почувствовать радость творчества и понимания того, что его родной язык является одним из самых богатых языков мира, на своих уроках я стараюсь использовать исследовательские методы обучения, цель которых – разбудить мысль, заставить ребенка размышлять.
Учитывая происходящие в образовании изменения, в частности написание в 2013 году на ГИА по русскому языку сочинения только на литературоведческую тему, задача учителя русского языка – создавать условия для воспитания человека, любящего мудрость написанного слова, любящего свой язык. Ачерез любовь к языку воспитывается чувство гордости за талант русского народа, за свою страну.
Литературное слово берет свои истоки в слове фольклорном. Именно поэтому курс литературы в каждом классе начинается именно с изучения фольклорных жанров. В этом году ученики 6-б класса изучали обрядовую поэзию. После знакомства с традициями русского народа, самостоятельной исследовательской работы ребята захотели обыграть один из русских обрядов. Я предложила им поучаствовать в народном осеннем празднике «Сергее-капустнике». Ребята надели народные костюмы, пели песни, частушки, связанные с этим праздником, играли на ложках, водили хороводы, играли в народные игры и, конечно же, «солили капусту». Завершился праздник, как и положено чаепитием с капустными пирогами. Фрагменты этого урока вы можете посмотреть в подготовленной презентации.
(Просмотр фотомонтажа открытого урока).
Так через театрализацию, погружение в историю, дети учатся понимать свой народ, а значит, и полюбить свою Родину. И закончить свое выступление я хотела бы словами Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность урока как условие повышения качества образования.
Эффективность урока как условие повышения качества образования....
Эффективность урока как условие повышения качества образования.
Хороший урок — дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые опред...
Эффективность урока как условие повышения качества образования
Наблюдения за активной работой учащихся на уроке, за их умственным развитием и уровнем обученности, который становится выше и качественнее, появление удовлетворенности у учителя и учеников от своей ра...
Эффективность урока как условие повышения качества образования
Педагогический совет "Эффетивность урока как условие повышения качества образования" повышает интерес к образовательным технологиям, позволяет усвоить понятие "эффективность урока"...
Эффективность урока как условие повышения качества образования
Выступление на педагогическом совете...
Эффективность урока как условие повышения качества образования
Эффективность урока как условие повышения качества образования...
Сообщение «Эффективные технологии формы и методы работы на уроке как условие повышения качества образования»
Сообщение «Эффективные технологии формы и методы работы на уроке как условие повышения качества образования»...