Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла в основной школе
материал

Саранчина Наталья Валерьевна

Выступление на заседании ПМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy._smyslovoe_chteni.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Дата: 13.11.15

Место: ФГКОУ «Тюменское президентское училище»

Тема: Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла в основной школе

Мероприятие: заседание ПМК естественных наук, ОБЖ и технологии

Докладчик: Саранчина Наталья Валерьевна, преподаватель химии

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

В рамках предметов естественнонаучного цикла по данным международной программы PIZA можно выделить такие типы текстов, которые должен освоить ученик, как:

  • Описание (техническое описание)
  • Повествование (отчет)
  • Толкование (определение понятия, объяснение)
  • Рассуждение (научное рассуждение)
  • Инструкция (инструкция к практической работе)

Для формирования навыков смыслового чтения учитель может использовать разнообразные стратегии и приемы. Например, «Тонкий и толстый вопросы»; «Вопросы к тексту»; «Учимся задавать вопросы разных типов – Ромашка Блума»; «Составление краткой записи задачи»; «Инсерт»; «Кластер»; «Ключевые слова»; «Верные и неверные утверждения»; «Синквейн».

 Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям предметникам следующее:

  • выбирать наиболее рациональные виды чтения;
  • внедрять нестандартные формы и методы работы с текстом;
  • определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;
  • предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
  • повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
  • организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
  • обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.

Заместитель начальника училища                                                         Е.Ю. Станкевич

по учебной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла (из опыта работы).

Обобщён опыт работы по формированию здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла....

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Программа «Развития метапредметного результата смысловое чтение на уроках истории и обществознания в основной школе»   конкретизирует требования  ФГОС ООО к личностным, предметным и...

Формирование экологической культуры школьников посредством предметов естественнонаучного цикла

В статье раскрываются основные задачи экологического воспитания школьников, приводятся примеры методов формирования экологической культуры школьников, способы решения задач экологического образования ...

Формирование функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла

В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны  особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий...

Формирование функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла

Формирование функциональной грамотностиобучающихся по предметам естественнонаучного цикла...

Формирование функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла

Формирование функциональной грамотностиобучающихся по предметам естественнонаучного цикла...

Формирование смыслового чтения на уроках математики в начальных школе.

Нуучить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению- одна из задач начального образования. В данной статье описан ряд упражнений, нацеленных на формирование смыслового , осознанного...