Стратегия развития памяти и креативности учащихся с помощью приёмов мнемотехники, как средство реализации стандартов второго поколения
статья на тему
Личное видение современного образования с точки зрения ФГОСов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_almanakha_fd11-04m_zhukova_marina_valentinovna.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегия развития памяти и креативности учащихся с помощью приёмов мнемотехники, как средство реализации стандартов второго поколения ( грант №FD11-04M Жукова Марина Валентиновна)
В рамках нынешнего общества, которое претерпевает информационный «бум» , основополагающим фактором для развития личности является умение работать с информацией, что включает в себя не только поиск нужной информации (которой сейчас перенасыщен человек), но и что гораздо важнее – это умение обрабатывать данную информацию и сохранять её в памяти, а так же умение воспроизводить нужную информации тогда, когда это необходимо. Другими словами для того чтобы развиваться необходимо иметь хорошую память. Современное образование в России осуществляет переход на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения заложены идеи, которые предполагают воспитание гражданина современного общества, креативно мыслящего, умеющего находить выходы из нестандартных ситуаций в постоянно меняющихся условиях и способного к саморазвитию на протяжении всей своей жизни. Однако, как этого добиться в современных реалиях? Особенность ФГОС нового поколения: системно-деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ученика и основан на изменении формы проведения школьных уроков , т.е. изменении способа подачи информации: учитель не даёт информацию в готовом виде, а ставит перед учащимися проблему и подталкивает их к самостоятельному поиску путей её решения, т.о. традиционные обучающие уроки превращаются в современные развивающие. Однако упускается существенный этап запоминания полученной новой информации и сохранения её в памяти учащихся. Как правило, учитель даёт задание выучить новый материал, но не объясняет, как это нужно делать. Одной из часто встречающейся причиной низкой обучаемости и успеваемости школьников является слабое развитие памяти, т.е. плохое запоминание учебного материала. Поэтому, на мой взгляд, помимо изменения способа подачи информации также необходимо обучать детей приёмам обработки и запоминания данной информации. От знания этих приемов и успешного овладения ими зависит успех учебной деятельности и общий уровень развития ребенка. Следовательно одной из основных задач образования XXI века, на мой взгляд, становится подготовка человека с детских лет не только к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, но и обучению новым для него технологиям (специальным приёмам ), которые позволят ему эффективно запоминать большие объёмы различного рода информации , что становится крайне необходимо для жизни и работы в нынешнем информационно насыщенном пространстве.
Отметим, что проблема развития памяти всегда волновала человечество. История «искусства памяти» (мнемотехника) очень долгая. Однако серьёзные исследования этого забытого искусства, можно сказать только начались. Это чистый случай маргинальной темы, которая не стала частью ни одной из обычных дисциплин и была забыта.1 Что, на мой взгляд, является серьёзным упущением. В нынешних условиях всеобщей информатизации общества , в связи с переизбытком информации, она как никогда становится актуальной, т.к нагрузка на мозг человека возрастает, и следовательно, мнемические процессы приобретают важное значение в развитии индивида. Мнемотехника (техника запоминания)— совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.2 Также термин «мнемоника» (аналог пиктограммы) употребляется как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание. Другими словами мнемотехника - это система тренировки памяти при помощи воображения.
Мною ведётся экспериментальная работа по развитию памяти и творческих способностей учащихся с помощью приёмов мнемотехники. В рамках дополнительного образования я разработала специальную образовательную программу «Школа памяти» по освоению различных приёмов мнемотехники, расcчитанную на 2 часа в неделю. Она включает в себя обучение детей специальным приёмам запоминания информации разного рода: 1) приёмы запоминания длинной последовательности картинок-образов, 2) приёмы запоминания последовательности несвязанных между собой слов,3) приёмы запоминания чисел,4) приёмы запоминания абстрактной информации- формул, иностранных слов, 4) приемы запоминания больших текстов и т.д.) Все эти приёмы достаточно простые и основаны на свойстве ассоциативности человеческой памяти. Например, слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней, поэтому для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Данными приёмами пользовались многие величайшие умы человечества, например, для Альберта Эйнштейна его теория относительности выглядела, как луч света, на котором он скользил сквозь космос, лишь потом он описал это словами и формулами. Декарт также упражнял свой выдающийся ум в искусстве памяти и размышлял о способах его усовершенствования. А Джордано Бруно, которого современники называли «магом памяти» и, который стал основоположником системы запоминания в средние века, говорил: «Мыслить, значит созерцать в образах».
Анализируя свою работу в данном направлении, могу отметить поразительные результаты: уже после нескольких занятий у детей наблюдается увеличения объёма памяти и уровня креативности. За счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации развивается творческое мышление, в частности ассоциативное - ответственное за обобщение и абстракцию, а так же наглядно-образное, использование которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем. Ассоциации, придумываемые для запоминания, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты, приходится создавать невероятное. Уже через некоторое время после начала занятий можно заметить, что при решении различных задач начинаешь использовать методы, раньше казавшиеся слишком нестандартными. А неразрешимые проблемы вдруг получают простое и элегантное решение.
Развитие памяти у школьников повышает функциональную и общую грамотность. Школьники с хорошо развитой памятью быстрее читают, повышая тем самым свой уровень знаний и успеваемость. Так же у них хорошо развиты творческие способности, они показывают более высокий уровень интеллекта и креативности. Как видим, развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека, что и является, на мой взгляд, целью современного образования.
В соответствии со стандартами второго поколения появляется «базисный учебный план», в котором для всех классов есть обязательный раздел «внеучебная деятельность». На неё предусмотрено выделить примерно 10 часов в неделю. Исходя из вышесказанного, считаю необходимым ввести в программу школьного обучения в рамках раздела «внеучебная деятельность» курс по изучению приёмов мнемотехники, как эффективное средство развития творческой, креативной личности.
Анализ информации в интернете говорит о том, что мнемотехника в последнее время получает широкое распространение. Во многих городах России учебные центры не только обучают всех желающих мнемотехнике, но и подготавливают психологов-мнемонистов. Поэтому стандартизация приемов мнемотехники и введение четких методов контроля результатов обучения этой дисциплине становятся жизненно необходимыми задачами.
Библиографический список
- Фрэнсис Йейтс Искусство памяти//Фонд поддержки науки и образования «Университетская книга», СПб, 1997
- Козаренко В.А. Учебник мнемотехники// Москва - 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"
Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...
Доклад "Интеграция образовательных технологий как фактор успешной реализации стандартов второго поколения".
Доклад с презентацией...
Развивающее обучение на уроках математики как средство реализации стандартов второго поколения
Выступление на конкурсе "Учитель года - 2014"...
Технология проблемно - диалогического обучения на уроках математики как средство реализации стандартов второго поколения.
В связи с переходом на ФГОСнеобходимо использовать современные образовательные технологии.Одной из которых является технология проблемно - диалогического обучения....
Технология проблемно - диалогического обучения на уроках математики как средство реализации стандартов второго поколения.
В связи с переходом на ФГОСнеобходимо использовать современные образовательные технологии.Одной из которых является технология проблемно - диалогического обучения....
Обобщение опыта по теме "Развитие памяти и творческих способностей учащихся с помощью приёмов мнемотехники на уроках математики и во внеурочной деятельности"
Обобщение опыта по по теме "Развитие памяти и творческих способностей учащихся"...
ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников в рамках реализации стандартов второго поколения.
ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников в рамках реализации стандартов второго поколения....