Доклад "Интеграция образовательных технологий как фактор успешной реализации стандартов второго поколения".
статья по технологии на тему

Фадеева Мария Ивановна

Доклад с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_fadeevoy_mi.docx18.83 КБ
Файл integratsiya_obr_tekhnologiy.pptx125.96 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных технологий

как фактор успешной реализации стандартов второго поколения.

     Понятие «интеграция» прочно вошло в нашу жизнь, когда мы говорим об экономике, политике, культуре и, конечно же, об образовании. Насколько актуален данный вопрос? Хорошим ответом является следующая цитата:

«Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло». (А.Горячев).  И это идея - интеграции образовательного процесса.

Во-первых, она предопределена и продиктована интеграционными процессами, происходящими во всем мире.

Во-вторых, актуальность темы связана также с процессом модернизации общего образования, который предусматривает смещение акцентов в методиках и технологиях в сторону развития ученика, формирования навыков самостоятельной деятельности, проектирования, исследования.

Большое количество существующих сейчас технологий, а также отсутствие универсальной, делает выбор сложным процессом. Из практики понятно, что невозможно пользоваться одной, даже самой хорошей технологией – необходимо их умелое сочетание. А как это осуществить в реальности. Что и как интегрировать?

Современные образовательные технологии, которые используются для формирования компетенции школьника в рамках обучения предмету «Технология», являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она не была, не создаёт максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя.

Государственный стандарт по предмету «Технология» определил цели общего образования на современном этапе, направленные  не только на  создание условий для освоения учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. ,,  Общеобразовательная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, представляющие современное качество образования.”

Процесс интеграции образовательных технологий – это не простой перенос одной технологии в другую и не её механическое присоединение. Каждая из технологий, участвующая в интеграционном процессе, получив информацию от другой и примеряя к своим особенностям, перестраивает и перерабатывает её в соответствии со своей структурой, функциями, содержанием, целями и задачами. В результате она органически вплетается в структуру данной технологии и используется ею в процессе непосредственной деятельности.                                 

Игра-это традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Актуальность использования игровых технологий на любой ступени обучения заключается в том, что благодаря играм активизируются все познавательные интересы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть психологические барьеры.

Игровая форма занятий создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения стимулирования учащихся. Игровой метод обучения может использоваться на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого определенного возраста.

  Особое внимание на уроках уделяю организации интеллектуальных игр,  как средство повышения качества знаний учащихся. Являясь сложным и  одновременно увлекательным занятием, интеллектуальная игра способствует большой сосредоточенности, расширению словарного запаса, развивает навыки художественно-творческой деятельности и доставляет эстетическое наслаждение.

Такие игры, как интеллектуальный марафон, страноведческая викторина строятся по принципу «мозгового штурма». Вопросы, предлагаемые командам, проверяют не просто знание фактического материала, а умение применять эти знания на практике. Задания требуют смекалки, быстроты мышления и общей эрудированности.

        КВН также популярен среди учащихся. Область применения – преимущественно повторение определённых тем. Соревнование состоит из нескольких конкурсов – этапов. Заключительный этап – подведение итогов.

        На таких мероприятиях учащиеся готовы рисковать, способны увлечься, проявляя при этом гибкость, оригинальность, точность суждений, а также любознательность. Благодаря таким внеклассным мероприятиям, основанным на технологии интерактивного общения, учащиеся могут проявить свою индивидуальность и самостоятельность.

         Использование игровых технологий  всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, следовательно, повышается качество знаний учащихся, позволяет сконцентрировать внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.         

           Использование игровых технологий тесным образом сочетается с другими педагогическими технологиями: мультимедийными, технологией стимуляции реального общения, проектной деятельностью. 

              Использование карточек в качестве критерий оценки деятельности учащихся на уроке: зеленой - «хорошо», красной – «отлично» дает хорошие результаты. Нет карточек с удовлетворительными  и  неудовлетворительными оценками, так как ситуация успеха - очень важный фактор стимуляции работы на уроке.

        Проектные технологии достаточно эффективно используется на средней и старшей ступени образования, так как они позволяют органично  интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дают возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи, способствуют  развитию коммуникативной компетенции, как одной из основных целей обучения английскому языку. Актуальность применения проектной деятельности в том, что именно метод проектов способен сделать учебный процесс для школьника личностно-значимым, в котором он может полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность.

        Применение здоровье сберегающих технологий снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, а также коррекции психоэмоционального состояния учащихся на уроке. Немаловажно и обязательно приветливое, ровное, заинтересованное отношение к учащимся, особая атмосфера сотрудничества, музыка, смена деятельности и форм урока, режимов и приёмов работы, физкультминутки, что помогает учащимся чувствовать себя комфортно, уверенно и активно участвовать в работе на уроке и внеклассной деятельности.

        Одной из доминирующих тенденций развития общества в XXI веке является его глобальная информатизация. Поэтому компьютерные и мультимедийные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Использование сети Интернет создаёт условия для получения необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. Применение мультимедийных средств сводится к показу и обсуждению фильмов в мультимедийном кабинете.        

 Урок-это время мобилизации всех жизненных сил. Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке. Современные технологии обучения аккумулируют успешную информацию каждой из них, дают возможность скорректировать любую технологию  в соответствии со структурой, функциями, содержанием обучения в данной конкретной группе учащихся, помогают решению поставленных на уроке задач.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что чрезвычайно важной проблемой современного образования является развитие у педагога такого уровня профессиональной компетентности, который бы позволил ему осваивать всё новое, что появляется в педагогической науке и практике, быть активным участником происходящих преобразований, вносить свой вклад в построение развивающейся гуманитарно – ориентированной школы.

Литература:

  1. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. СПб.-«Каро»,2006
  2. Стандарты второго поколения.- М. «Просвещение», 2010
  3. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. СПб. «Каро»,2008.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеграция образовательных технологии.

Слайд 2

Образовательные т ехнологии Технология личностно-ориентированного обучения Технология индивидуализации обучения (адаптивная) Групповые технологии Технология коллективной творческой деятельности Технология исследовательского (проблемного) обучения Игровые технологии Технология проектного обучения

Слайд 3

Характер учебной деятельности Образовательные технологии Репродуктивная деятельность Продуктивная деятельность

Слайд 4

Актуальность метода: активизируются все познавательные интересы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Интеллектуальные игры (викторины, интеллектуальный марафон) КВН Игровые т ехнологии

Слайд 5

Цели образовательных игр: дидактические : расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; -воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности ; -развивающие: развитие качеств и структур личности; -социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Слайд 6

А льтернатива классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектные технологии

Слайд 7

Функции педагога в проектном обучении помогает обучаемым в поиске источников сам является источником информации поддерживает и поощряет учащихся координирует и корректирует весь процесс поддерживает непрерывную обратную связь

Слайд 8

Снижает утомляющее воздействие урока; Активизирует резервные возможности личности; Коррекция психоэмоционального состояния учащихся. Здоровьесберегающие технологии

Слайд 9

Образовательные т ехнологии Технология личностно-ориентированного обучения Технология индивидуализации обучения (адаптивная) Групповые технологии Технология коллективной творческой деятельности Технология исследовательского (проблемного) обучения Игровые технологии Технология проектного обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"

Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...

«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»

Содержание………………………………………………………………..............2Введение…………………………………………………………………………..31.     УУД………………………………………………………………………....42.     УМК……………………………….…………………...

Технология проблемно - диалогического обучения на уроках математики как средство реализации стандартов второго поколения.

В связи с переходом на ФГОСнеобходимо использовать современные образовательные технологии.Одной из которых является технология проблемно - диалогического обучения....

Технология проблемно - диалогического обучения на уроках математики как средство реализации стандартов второго поколения.

В связи с переходом на ФГОСнеобходимо использовать современные образовательные технологии.Одной из которых является технология проблемно - диалогического обучения....