Главные вкладки
Жукова Марина Валентиновна
сайт учителя математики
Профессия: учитель математики
Профессиональные интересы: педагогика, психология
Увлечения: чтение, путешествия
Страна: РФ
Регион: Московская область
Населенный пункт: г.о. Звенигород
Место работы: МАОУ " Православная гимназия во имя преподобного Саввы Сторожевского"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zhukova-marina-valentinovnaНадо учить не содержанию науки, а деятельности по её усвоению.
На сегодняшний день возникла неутешительная тенденция снижения уровня математических знаний учащихся (по крайней мере, в нашем регионе), а так же снижение интереса школьников к предмету математика и вообще к процессу обучения. Как показывает статистика, в целом по стране ситуация аналогичная. Мне очень обидно, что наша страна из самой читаемой и некогда одной и передовых в сфере науки сейчас резко сдала свои позиции, особенно в области математики и физики. В целом ситуация достаточно сложная и описывать все существующие проблемы образования можно очень долго.
Однако, кроме перечисленных мною недостатков, на мой взгляд, есть и положительные изменения в целях образования: стало главным не передать знания учащимся в готовом виде, а научить детей добывать их самостоятельно, другими словами «научить учиться». Такой подход к обучению мне лично очень нравится, другое дело, что он требует серьезных изменений в школьной программе, т.к. нынешние программы рассчитаны только на необходимый минимум и не дают возможности (в основном из-за малого количества часов) для развития у детей необходимых способностей. Поэтому для себя, как для учителя, я ставлю основную задачу - развивать аналитические и творческие способности учащихся для формирования полноценной личности. Другими словами моя задача научить детей думать. А конкретно, как учитель математики, я ставлю для себя следующие цели: в первую очередь привить у детей интерес к математике, т.к. без личной заинтересованности и желания глубже изучать предмет, школьники, как правило, не показывают хорошие результаты и не развивают свои способности, даже если у них имеются соответствующие задатки. А так же немаловажную цель для себя я ставлю - выявлять среди основной массы детей одарённых в области математики, поддерживать их интерес к данной науке и развивать их математический талант.
Однако, на мой взгляд, действующая система школьного образования, традиционно ориентированная на усредненный, «конвейерный» тип обучения, на так называемого «среднего ученика» не уделяет одарённым детям достаточного внимания. Наиболее способные учащиеся испытывают немыслимые и иррациональные перегрузки, заучиваю наизусть огромное количество сомнительной по значимости информации по всем школьным предметам без разбора, вместо того, чтобы развивать свою ведущую способность, на которую уже, как правило, не хватает ни времени, ни сил. В такой ситуации трудно говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения.
Я глубоко убеждена, что для развития одаренных детей необходима соответствующая культурно-образовательная среда (т.е. способные ученики должны находиться среди равных им по возможностям детей или, что ещё лучше, среди опережающих их в развитии). Поэтому, первоочередная задача для меня - создать такие условия, при которых одаренные ученики, соревнуясь, обсуждая, критикуя, учась, создадут ту неповторимую среду, в которой неизбежно будут развиваться все её участники. Поэтому, исходя из этих целей, я организовала в нашей школе, так называемый, математический клуб «Интеллект». Изначально мне выделили один час в неделю для занятий с учащимися 7-ых классов, но я решила создать целый кружок для всех детей, которые интересуются математикой с 5-го по 7-ой класс и проводить совместные занятия с такой сборной группой учащихся из разных классов. И, как показала практика, такой подход даёт свои результаты (все призовые места в нашей школьной олимпиаде, т.к., по возрасту, они ещё не могут участвовать в городских и областных, заняли именно ученики, посещающие занятия данного кружка). Ученики общаются между параллелями именно с теми ребятами, которые интересуются предметом, выполняют совместные практические работы, соревнуются между собой, причём учащиеся 5-ых классов нередко побеждают более взрослых ребят, легко решают олимпиадные задания для 6-ых и 7-ых классов. Таким образом, для различных групп учащихся, интересующихся разными направлениями науки, по моему мнению, нужно создавать соответствующие отдельные творческие группы по интересам, где они бы смогли раскрыть и развить свои способности.
Кроме развития детских способностей немаловажно так же, по моему мнению, фиксирование их собственных успехов и достижений, что является дополнительным стимулом к дальнейшему самосовершенствованию учащихся. Таким инструментом и дополнительной мотивацией является проведение различного рода олимпиад, соревнований и конкурсов. В нашем регионе муниципальные и областные олимпиады проводятся, только начиная с 7-го класса, что я считаю неправильным. Детям интересно попробовать свои силы и в более младших классах, поэтому я начинаю готовить ребят к участию в олимпиадах, начиная с 5-го класса, заранее прививая у них интерес к такого рода соревнованиям. Таким образом, мои ученики к седьмому классу становятся гораздо более подготовленными к участию в различных конкурсах, нежели те ребята, которые не занимаются в группах. Причём даже индивидуальное обучение не даёт такого эффекта, т.к. при данной форме отсутствует соревновательный момент, и нет соответствующей среды, которая является мощной мотивацией для развития ребенка.
По поводу роли информатизации в образовании моё мнение таково, что, конечно, в связи с развитием науки и технологического прогресса необходимо внедрять различные технические средства в процесс обучения, но, на мой взгляд, это не является панацеей и обеспеченность учителей и учащихся различными «гаджетами», не гарантирует повышение уровня знаний. На мой взгляд – это всего лишь инструмент, который помогает в работе и иногда упрощает её, но не может заменить способность мыслить и принимать обдуманные решения, чему я и учу детей на своих уроках.
На счёт целесообразности изучения в школе последних достижений науки , мне трудно ответить однозначно - с одной стороны я считаю, что ребят нужно знакомить с различными новшествами, но с другой стороны, если это делать за счёт основной программы, которая и так перенасыщена и уже не дает глубоких знаний, то мне кажется, что от этого будет ещё больше страдать уровень общей образованности. И поэтому, если и нужно это делать в школе, то за счёт дополнительных занятий и кружков. Ведь невозможно включить все необходимые человеку знания в школьный курс, он на протяжении всей своей жизни должен научиться добывать их самостоятельно.
Подводя итог, могу сказать что, на мой взгляд , школа должна не загрузить человека неким набором информации (которая устаревает, теряет свою актуальность, а иногда и не используется некоторыми в дальнейшей жизни), а научить учиться и помочь развить его ведущие способности и тогда, имея навык самообразования, он сможет развиваться самостоятельно, как полноценная творческая личность, к чему и должна стремиться, как мне кажется, вся система образования.
О себе
Окончила Ивановский Государственный Университет в 2002г. по специальности : "Математик. Преподаватель."
2002г работала учителем математике в МБОУ СОШ №62 г. Иваново
2012-2015 учитель математики в МБОУ СОШ №9 г. Ковров Владимирской области
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Евангелие
Мой взгляд на мир
«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.» (Л. Толстой)
Мои достижения
Моё портфолио
В портфолио представлены методические материалы над которыми ведется работа на протяжении всей педагогической деятельности. А так же некоторые тезисы о собственном видении целей и задач современного образования.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты