"Применение различных методик критического мышления на занятиях "
статья на тему
Все рассуждения о критическом мышлении доказывают, что он характеризует построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи, которую ставит перед собой педагог на занятиях. Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнания и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления. Эти рассуждения подтверждают ученые, рассматривающие данную тему, такие как Д.Дьюи, Клустер Д., Халперн Д., а так же и отечественные просветители Николай Живахов и др. Все ученые дают оценку критическому мышлению, способы работы с применение определенных технологий. В современных условиях с требованиями XXI века, мы глубже должны понять то, что мы изучаем и делаем. Требования второго поколения ФК ГОС нацеливает нас что «процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта» и этому способствует критическое мышление. В личностно ориентированной педагогике способы формирования критического мышления должны соответствовать развитию современного общества и усилению внимания к внутреннему миру личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_razlichnykh_metodik_kriticheskogo_myshleniya_na_zanyatiyakh.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация.
Все рассуждения о критическом мышлении доказывают, что он характеризует построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи, которую ставит перед собой педагог на занятиях.
Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнания и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления. Эти рассуждения подтверждают ученые, рассматривающие данную тему, такие как Д.Дьюи, Клустер Д., Халперн Д., а так же и отечественные просветители Николай Живахов и др. Все ученые дают оценку критическому мышлению, способы работы с применение определенных технологий. В современных условиях с требованиями XXI века, мы глубже должны понять то, что мы изучаем и делаем. Требования второго поколения ФК ГОС нацеливает нас что «процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта» и этому способствует критическое мышление. В личностно ориентированной педагогике способы формирования критического мышления должны соответствовать развитию современного общества и усилению внимания к внутреннему миру личности.
«Применение различных методик критического мышления на занятиях»
В период осознания новых социально - значимых и личных целей бытия перед каждым человеком и всем обществом возникает нелегкая задача: уметь анализировать происходящие события; быть терпимым к иной точке зрения на происходящие события; рассматривать предположения как гипотезы. И помощь в этой нелегкой задачи оказывает - критическое мышление. Это что-то заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями XXI века, глубже понять то, что мы изучаем и делаем. Но все-таки, что такое критическое мышление? Социальная действительность сегодняшнего дня ставит перед обществом массу проблем. Однако критическая оценка населением и отдельными людьми, происходящих событий не приводит к адекватному решению задач, не способствует выходу из "критической ситуации". Обывательская критика, уводит людей от реальных ситуаций. Массовая критика в обществе не способствует принятию правильных решений. Философы считают, что наши беды в определенной степени зависят от неумения решать проблемные вопросы, критически оценивать ситуацию и находить рациональное решение, такая критика является критикой ради критики, а не ради истины. Но ведь понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика». Когда мы мыслим критически, — поясняет Д.Халперн, — мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения».
В настоящее время, руководствуясь национальной доктриной образования в Российской Федерации и введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования (ФК ГОС) уметь анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Среди основных целей образования особо выделяет: "разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения..." Давно установлено, что основной акцент в преподавании должен делаться не на усвоение учащимися излагаемой информации и механическое запоминание ими учебного материала, а на развитие мышления учащихся. Необходимо также обучать аналитически, рассматривать изучаемую сферу, что предполагает разложение, расчленение, исследование начал, элементарных принципов, в силу которых рассуждение принимает доказательный характер. Интеллектуальное развитие человека определяется в наше время не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, все возрастающим объемом научной информации, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умением самостоятельно принимать решение. Формирование критического мышления учащихся в процессе обучения приобретает особенно большое значение не только в связи с новыми задачами, поставленными перед школой в современных условиях. В личностно ориентированной педагогике способы формирования критического мышления должны соответствовать развитию современного общества и усилению внимания к внутреннему миру личности. Педагогика имеет достаточное представление о формировании теоретического и практического, продуктивного и репродуктивного мышления учащихся, существует целостная концепция проблемного обучения как средства развития творческого, проблемного мышления в процессе усвоения знаний. Сегодняшние выпускники, окончившие школу хорошо и отлично, не всегда бывают успешными в жизни. Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, учителю сегодня необходимо не просто давать детям готовые знания, а учить их самих находить эти знания, применять их на практике. А для этого, конечно же, необходимо осваивать новые технологии. «Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», - из ФК ГОС. Значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость. Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Это развитие коммуникативной компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Главное достоинство данной технологии, это то, что она помогает ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные пути решения проблем, и не только в учебе. Еще Г.К. Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». Именно мышление становится в центр развития ребёнка. Развивать через изучаемый материал - это цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно. Такая универсальная технология позволяет значительно повысить надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным, повышает коммуникативный потенциал личности. Это набор особых приемов и стратегий, которые способствуют освоению нового способа познания и учат ребёнка мыслить. О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше. Например, еще в начале XX века князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…». Исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе так и в России понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. Одна из основных целей технологии развития критического мышления - научить ребёнка самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
В начале прошлого столетия Дьюи Д. писал, что по его мнению, главное, чем должны заниматься образовательные учреждения любого типа, — это обучать детей думанию. Критическое мышление всегда стремится к знанию, ибо все связующие мысли, выстраивающиеся в нить размышления и рассуждения, опираются на известное знание, опыт и «заглядывают» в неизвестное. Критическое мышление всегда обозначает определенную степень уверенности, но уверенности, основанной на фактах, «...причем в умственном процессе под фактами, относящимися к делу, мы разумеем те черты, которыми пользуются как доказательствами при выводе заключения или образовании решения».
Д. Клустер предостерегает от попытки некоторых учителей отождествлять критическое мышление с такими мыслительными процессами, как запоминание, понимание и творческое, интуитивное мышление. При всей значимости развития памяти запоминание не есть мышление. Развитие интеллекта в большей мере связано не с эксплуатацией памяти, а с развитием самостоятельного мышления. Как считает автор, не является мышлением и понимание, это лишь одно из предварительных условий критического мышления.
- критическое мышление есть мышление самостоятельное;
- информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически;
- критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
- критическое мышление есть мышление социальное;
Особенностями критического мышления являются:
1. индивидуальный характер и самостоятельность. Ученики должны иметь достаточно свободы, думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы, формулируя свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных;
2. информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически, традиционный процесс мышления благодаря критическому мышлению становится не только осмысленным, но и непрерывным и продуктивным;
3. постановка вопросов уяснение проблем, которые нужно решить. Подлинный познавательный процесс характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. «Благодаря критическому мышлению учение из рутинной школярской работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем»;
4. убедительная аргументация. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также осознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих;
5. критическое мышление есть мышление социальное. «Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию». Любой критический мыслитель должен обладать качествами, необходимыми для продуктивного обмена мнениями: терпимостью, умением слушать других, ответственностью за собственную точку зрения;
Д.Халперн размышляя об интеллектуальных умениях критического мышления, останавливает внимание на следующих из них:
- анализ / выводы;
- выдвижение, формулировка, разработка гипотез;
- установление и создание, поиск аналогий, метафор;
- активизация ранее приобретенных знаний;
- активизация причинно-следственных отношений;
- анализ значимости;
- сравнение — сопоставление — противопоставление;
- применение в реальных условиях;
- контраргументация;
- оценка и ее достоверность;
- обобщение идей;
- изучение других точек зрения.
П. Бонни выделяет такие умения, относящиеся к критическому мышлению, как:
- нахождение аналогий и других видов отношений между частями информации;
- определение значимости информации для структурирования и решения проблемы;
- нахождение и оценка решений или альтернативных путей рассмотрения проблемы;
- установление проблемы в тексте информации.
Это означает, что учащиеся должны самостоятельно определить проблему и применить уже имеющиеся у них знания для ее решения.
За счёт использования на занятиях всевозможных видов парной и групповой работы, проведения дебатов и дискуссий, других интерактивных методов обучения можно значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Технологии критического мышления основана на том, что «конечная цель работы с детьми всё-таки не усвоение каких-то конкретных знаний, а социализация ребёнка и привитие ему доброжелательного отношения к окружающим». Технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и поиск её решения. Методики критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания:
- вызов (побуждение);
- осмысление (реализация);
- рефлексия (размышление).
Первая стадия - вызова называют побуждением, потому что она способствует актуализации имеющихся знаний и побуждению интереса к получению новой информации. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке, что создает необходимый внутренний мотив к процессу учения.
Вторая стадия – осмысление, оно дает возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Авторы технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации этой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Имеет значение качество отобранного материала. На этой стадии обучающиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при её наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. А также они готовятся к анализу и обсуждению того, что услышали и прочитали.
Третья стадия – рефлексия, она позволяет обучающимся осмыслить всё то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами. Этот анализ будет полезен, если он будет обращён в словесную или письменную форму. «Хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание». Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления, рождению нового знания, становлению опыта и развитию личности. Последовательная реализация базовой трёхфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса. Немаловажным является и умение правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.
Модельные занятия предполагают определенную последовательность стадий, конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Именно этот единый процесс и есть основа и цель технологии развития критического мышления. Процесс формирования критического мышления длителен и не прост. Поэтому базовые установки на наличие критического мышления закладываются на ранних стадиях социализации личности. Для этого надо выяснить:
- какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности;
- что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации;
- что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений;
- достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?;
Таким образом, критическое мышление - искусство суждения, основанное на критериях.
Критическое мышление определяет мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи.
Литература:
1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб. - метод. пособие. М.: Мирос, 2002
2. Жевахов Н.Д. Назначение школы. СПб., 1998
3. Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» / Молодой ученый - №11, 2009
4. Интернет-ресурсы
5. Король С. А. К классификации особенностей критичности мышления. Вопросы психологии - №4,1981
6. Клустер Д. Что такое критическое мышление? / Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005
7. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М.: Издательский центр «Академия», 2007
8. Первое сентября. Дистанционные курсы повышения квалификации/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. М.: Первое сентября, 2010
9. Стандарт второго поколения: фронтальная работа как исследование. М.:Просвещение, 2010
10. Турчин В. Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. М.: Словарное издательство ЭТС, 2000
11. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000
12. Шарвадзе Б. А. Жизнь и философия Джона Дьюи. Тбилиси: изд. авт., 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Химические свойства и применение водорода и кислорода» ( с применением педтехнологии развития критического мышления).
Урок по теме « Химические свойства и применение водорода и кислорода»( с применением педтехнологии развития критического мышления). Цель: - Продолжить формирование знаний понятий « степень окисле...
Конспект урока № 2 по русскому языку в 9 классе с применением методики критического мышления
конспект урока предназначен учителя для проведения уроков в 9 классе...
Применение технологии развития критического мышления для развития ключевых компетенций учащихся на занятии по физике по теме" "Переменный ток. Получение переменного тока"
Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. В статье показаны возможности этой технологии для развития ключ...
Методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Методические рекомендации по применению метода развития критического мышления на учебных занятиях по дисциплине «Обществознание».В рекомендациях представлены методы и приемы, применяемые при проведени...
Статья "Особенности применения технологии критического мышления на занятиях в учреждениях дополнительного образования"
В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и направленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций. Основой дополнитель...
Применение методики критического мышления при решении задач по физике и математике
Примеры применения методики критического мышления на уроках физики и математики...
Мастер - класс " Кровь. Учимся читать анализы". Занятия в медицинском классе с применением приемов развития критического мышления
Мастер - класс " Кровь. Учимся читать анализы". Занятия в медицинском классе с применением приемов развития критического мышления...