Применение методики критического мышления при решении задач по физике и математике
статья на тему

Жданова Мария Викторовна

Примеры применения методики критического мышления на уроках физики и математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика критического мышления при решении задач по физике и математике.

 «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить »

Эдисон

Ученые считают, что больше 25% видов деятельности человека, которые будут востребованы в XXI столетии, сегодня еще не существует, а те, которые сейчас есть, существенно изменятся. Поэтому людям будут нужны новые знания и навыки. Наши дети – те, кому предстоит жить в новых условиях. Не секрет, что современные дети обладают особым типом мышления: эмпирическим ( от частного к общему, единичного-к целому). И поэтому, нам видится, что одна из основных задач обучения школьников состоит в том, чтобы развивать критическое мышление. Критическое мышление – открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В то же время – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы и принимать независимые продуманные решения. Ведь знания имеют ценность только тогда, когда информация критически осмыслена, творчески переработана и применяется в различных видах деятельности.

Для формирования критического мышления на своих уроках мы применяем технологию развития критического мышления, основной целью которой является  научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию. Можно выделить следующие этапы деятельности учащихся:

  1. Вспоминание – восстановление в памяти фактов, представлений и понятий. На уроках часто проводим
  1. Терминологические диктанты - «узнай» физическую величину по ее определению. Определение: эта физическая величина свое название получила от французского слова  vitesse — она  характеризует  быстроту перемещения и направление движения материальной точки относительно выбранной системы отсчёта. Ответ: скорость.
  2.  «Геометрический калейдоскоп». Задача: катет и гипотенуза прямоугольного треугольника соответственно равны 8 см и 10 см. Найти второй катет. Решение:a 2 =10 2 - 8 2 , а=6 см. Вопрос-укажи с помощью какой теоремы решена эта задача.
  3. Опросы «по цепочке»– «мозговой штурм». Каждый последующий называет факт, не названный предыдущими. Тема цепочки: электрический ток. Первый ученик - электрический ток-это упорядоченное движение заряженных частиц. Второй – условия существования тока: наличие частиц, электрического поля, замкнутой цепи. Не все ответы являются верными - как в примере, тогда следующий ученик может внести поправку в ответ: наличие свободных заряженных частиц. На данном этапе нет правильных или неправильных ответов  – любое высказывание является важным для дальнейшей работы.
  1. Воспроизведение.  
  1. Метод «пробуждения» вопросов. Пример - вопрос: что такое диаметр? Ответ ученика: диаметр – это линия, которая проходит через круг. Учитель рисует на доске круг и пересекает его волнистой линией. Это диаметр? Ученик замечает ошибку, исправляется: диаметр – это прямая линия, которая проходит через круг. На этот раз учитель рисует хорду. Ученик снова замечает ошибку и исправляется и т.д. В итоге « диаметр – это отрезок, проходящий через центр. Таким образом, у ученика вырабатывается убеждение, что он самостоятельно нашел правильный ответ.
  2. «Сводная таблица». Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. При изучении темы «Четырехугольники» в 8 классе составляется таблица: название четырехугольника-определение-чертеж-свойства-признаки-формула площади. Помогает учащимся увидеть отличительные признаки, позволяет быстрее и прочнее запоминать информацию. Позволяет более качественно выполнять домашние задания, т.к. является готовой памяткой, сделанной на уроке.
  1. Обоснование-подведение частного случая под общий принцип или понятие.
  1. «Кластер» - прием систематизации материала в виде схем и рисунков. Задание: нарисуй модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг неё планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – свои спутники, у спутников – свои.
  2. «Толстые и тонкие» вопросы. «Тонкие» – вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (Кто? Что? Когда? Может? Было ли? Согласны ли вы?). «Толстые» - вопросы, которые требуют развернутого, неоднозначного ответа (Дайте объяснение, почему? Почему вы так считаете? В чем разница?)
  1. Реорганизация - преобразование исходных условий задачи в новую проблемную ситуацию, позволяющую найти оригинальное решение (задачи с лишними или недостающими данными, прикладные и творческие задачи).

1)«Найди ошибку». В примерах на умножение и деление десятичных дробей найдите ошибки и объясните их: 0,0051*1000=0,51;  2,5:100=0,25; 4,5*55=247,5; 0,035:7=0,005 ; 0,521:0,008=651,25.

2) Задачи – софизмы. Софизм «Полный стакан равен пустому». Пусть имеется стакан, наполненный водой до половины. Тогда можно сказать, что стакан наполовину полный равен стакану наполовину пустому. Увеличивая обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому. Верно ли приведенное утверждение? Разбор софизма. Ясно, что приведенное рассуждение неверно, т.к. в нем применяется неправомерное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно.

  1. Осмысление-связывание вновь приобретенных знаний с усвоенным ранее или с личным опытом.
  1. Прием «инсерт». Работа с текстом учебника, в котором нужно сделать следующие пометки: «V»- знаю; «-»- противоречит моим первоначальным представлениям; «?» - хочу узнать; «+» - это для меня новое. Самостоятельно заполнить колонки маркировочной таблицы: «хочу узнать», «узнал новое» в соответствии со сделанными в тексте пометками.
  2.  Прием «Кубик». Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

а) Опиши это…(Колебательное движение…)

б) Сравни это с …( Движением по окружности)

в) Проассоциируй это…(Что это напоминает?)

г) Проанализируй это…(Как происходит?)

д) Примени это…(Где это применяется)

е) Приведи «за» и «против»…(Вредные или полезные)

Ученики делятся на группы, учитель бросает кубик над каждым столом и таким определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять тему.

  1. «Верные и неверные утверждения».
    Пример:
    а) вертикальные углы равны.

б) сумма вертикальных углов равна 180.

в) сумма односторонних углов равна 180.

г) накрест лежащие углы равны.

6. Рефлексия

 1) Составление синквейна:

  1. Существительное, означающее суть урока.
  2. Два прилагательных, характеризующих существительное.
  3. Три глагола, характеризующих существительное.
  4. Меткое, короткое высказывание, или афоризм урока.
  5. Одно слово, подчеркивающее суть темы (или как по другому можно назвать тему урока).

Пример.
Математика.

  1.  Треугольник.
  2. Равносторонний, прямоугольный.
  3. Обозначать, чертить, измерять.
  4. Бывает, что треугольник не существует.
  5. Фигура с тремя сторонами.

Физика.

а) Трение.

б) Полезное, вредное.

в) Помогает, удерживает, изнашивает.

г) Без трения нет движения, благодаря ему мы ходим.

д) Необходимо.

2) «Концептуальная таблица». Заполняется учащимися дома, самостоятельно на основании знаний, приобретенных во время урока и работы с текстом учебника. Пример: таблица физических величин. На уроке изучается новая физическая величина, дома сведения о ней заносятся в таблицу в конце тетради по принципу: физическая величина-обозначение-определение-единицы измерения в СИ-внесистемные единицы измерения. Таблица ведется в течение учебного года и дает возможность постоянного повторения пройденного материала.

Критическое мышление можно назвать аналитическим. С его помощью учащийся приобретает способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты к различным ситуациям, вопросам и проблемам.

Наша цель – в процессе обучения, на каждом уроке стремиться меньше задавать стереотипных вопросов, направленных на воспроизведение материалов урока, больше времени уделять возникновению проблемных ситуаций, развивать умения обосновывать свои выводы и решения.

Актуальность технологии развития критического мышления можно подтвердить требованиями, предъявляемыми к обучающимся, установленные ФГОС. Знания, которые усваивает критически мыслящий человек, постоянно дифференцируются и систематизируются им с точки зрения степени их истинности, степени вероятности, достоверности.

А закончить нашу статью хочется китайской пословицей: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, разреши мне действовать самому – и я научусь».

Список литературы:

1.Критическое мышление: технология развития./Пособие для учителя/И.О.Загашев, С.И. Заир-Бек.- СПб:Альянс «Дельта», 2003

2.Современные образовательные технологии. Учебные пособия. Селевко Г.К. М.1998

3.Критическое мышление: метод, теория, практика. Бутенко А.В., Ходос Е.А.-Красноярск, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления при решении задач по физике

В работе описаны некоторые подходы развития логического мышления при решении задач по физике, основанные на собственном опыте работы...

Развитие логического мышления при решении задач по физике

Расмотрены некоторые аспекты методики развития логического мышления обучающихся при решении задач по физике (из собственного опыта работы)...

"Применение различных методик критического мышления на занятиях "

Все рассуждения о критическом мышлении доказывают, что он  характеризует построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных р...

Конспект урока № 2 по русскому языку в 9 классе с применением методики критического мышления

конспект урока предназначен учителя для проведения уроков в 9 классе...

Интегрированный урок по физике и математике ` Применение производной при решении задач по физике`

Интегрированный урок расчитан на 2 учебных часа, с применением интерактивной доски, документ камеры, дифференцированных тестов для самостоятельной работы,презентации для повторения теории о производно...

«Решение задач методом физики и математики»

Использование математических методов для решения физических задач...