Культурологическая подготовка в общеобразовательной школе
статья на тему
Введение культурологического направления в область знания на уровне общеобразовательной и специализированной школ имеет сегодня ряд проблем: теоретического анализа и научного исследования. Внесение практическо-методических корректив требуют не только нововведённые предметы культурологического направления, но весь блок гуманитарного образования в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturologicheskaya_podgotovka_v_obshcheobrazovatelnoy_shko.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурологическая подготовка в общеобразовательной школе (на примере общеобразовательной школы № 485 с углублённым изучением французского языка).
Введение культурологического направления в область знания на уровне общеобразовательной и специализированной школ имеет сегодня ряд проблем: теоретического анализа и научного исследования. Внесение практическо-методических корректив требуют не только нововведённые предметы культурологического направления, но весь блок гуманитарного образования в школе. В связи с этим необходимо обозначить следующие проблемы:
- Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение, не разработана концепция культурологической и культуроведческой подготовки, соответствующие программы курсов и методические материалы, учебная литература.
Сегодня назрела необходимость создания новой концепции гуманитарного образования, основанной на признании культурологической направленности основного блока гуманитарных дисциплин в качестве основополагающей. Культуроведческий аспект познания заключается в потребности человека уже не только в знании явлений и процессов окружающего мира, но в понимании их ценностного значения в культуре общества. Культуроведение -это такое знание, которое, с одной стороны, раскрывает генезис и функцию главной парадигмы в культуре, оказывающей влияние на все культурные компоненты в равной степени, с другой стороны, помогает проследить единичное в тесной взаимосвязи со всеобщим.
Большая часть нагрузки по выполнению поставленной цели должна лечь на предметы художественно-эстетического цикла, так как искусство реализует не просто человеческую потребность в творчестве, а выступает главным средством познания ребёнком окружающего мира и фактором установления с этим миром гармоничных взаимоотношений.
- Конкретизация всего блока дисциплин художественно- эстетического направления.
Морфология современного искусства связана с изменениями в культуре общества. Появление новых видов искусства, качественные изменения в уже существующих видах, интеграция различных видов искусства и т.д. требуют внесения изменений в существующий спектр школьных предметов.
Театр, давно ставший частью школьной жизни, всё больше завоёвывает позиции образовательной, а не досуговой формы. Возможности театрального искусства широко применяются педагогами разных предметов (например, французского языка, театральные постановки на изучаемом детьми языке помогают не только лучше освоить язык, но прочувствовать взаимосвязь специфичности языка и культурных особенностей народов, говорящих на нём, а значит, способствуют культуроведческой подготовке учащихся). Театральное искусство, обладающее огромным культуроведческим потенциалом, необходимо больше задействовать в общеобразовательной школе сегодня.
- Отсутствие конкретного культуроведческого содержания у некоторых художественно-эстетических предметов общеобразовательной школы.
Например, в чём заключается значение такого предмета как ритмика в развитии музыкально-ритмических способностей у учащихся или их физическом совершенствовании, и как данный предмет сегодня содействует культуроведению? Хореографическое искусство, включающее в себя не только основы танцевального, но и пластического искусства и основанное на тесной интеграции с музыкальным искусством обладает большим культуроведческим потенциалом. В общеобразовательной школе № 485 предмет «ритмика» введён в качестве факультативного предмета в начальной школе.
- Несоответствие содержания учебных программ некоторых предметов интересам детей в современном обществе.
Например, предмет музыки до сих пор большую часть своего содержания отводит пению, а восприятие музыки строится в основном лишь на классике и фольклоре, что не способствует применению всего потенциала музыкального искусства для культуроведческой подготовки учащихся. Такие области современной музыки как бардовская песня, джаз, рок, постмодернистские течения, ставшие реальным проявлением культурных изменений общества, совершенно не представлены в содержании школьной программы, оставаясь для учащихся запретной областью, что не содействует формированию эстетических идеалов и вкусов молодёжи.
Не оправданным остаётся отведение большой части учебного времени на такой вид деятельности в музыкальном искусстве, как пение. Неоспоримым и уже давно доказанным является факт воздействия пения на формирование и развитие специальных музыкальных способностей у детей. Однако и здесь существуют значительные проблемы, о которых нельзя умолчать. Во-первых, овладение даже первоначальными вокальными навыками требует кропотливой индивидуальной работы с ребёнком, а не коллективной, которая в данном случае оказывается низко результативной. Во-вторых, пение, в отличие от изобразительной деятельности, любимой, как правило, всеми детьми, оказывается не всегда предпочитаемой большинством из них. Вокальное исполнительство и вокальное творчество, по-прежнему, остаётся единственными предлагаемыми видами деятельности в области музыкального искусства, что значительно ущемляет его культуроведческие возможности.
- Отсутствие национальной специфичности в содержании предметов художественно эстетического направления.
Например, преподавание мировой художественной культуры в большей мере должно быть ориентировано на произведения искусства представленные в музеях нашего города. Таким образом, при изучении «Культуры эпохи Возрождения», необходимо познакомить учащихся с экспозицией Государственного Эрмитажа. К сожалению не далеко не все преподаватели знакомят учащихся с культурой той или иной эпохи за пределами стен школы.
- Культуроведческая разобщённость предметов всего общего образования в целом и художественно-эстетического блока в частности, которая проявляется, прежде всего, в отсутствии четко прослеживаемых связей в методике преподавания различных предметов.
Существующая система преподавания художественных дисциплин, т. е. предметов, связанных с изучением различных видов искусства достигло немалых успехов в области специального образования, что является общепризнанным. Узкопрофессиональная замкнутость каждого предмета является необходимым условием приобретения конкретных навыков и умений в области определённых видов искусства. Методические достижения в данной области предмета неоспоримы. Однако культуроведческие возможности преподавания различных видов искусства в целях формирования и развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе его социализации используются недостаточно, что является причиной той бездуховности, которую отмечают сегодня многие исследователи.
Сегодня содержание программы каждого предмета должно строится на строгом единстве узкоспециальных требований с межпредметными культуроведческими потребностями. Любое узкопрофессиональное знание, должно подаваться ребёнку с позиций его места и значения в системе культурного развития общества.
- Недоработанность системы преподавания художественных дисциплин как таковой, что проявляется в отсутствии изучения искусства как целостного явления, обладающего специфической морфологией и едиными законами существования и развития.
Уже с первых классов общеобразовательной школы детей начинают достаточно подробно знакомить со спецификой выразительных средств каждого вида искусства, развивая узкоспециальные способности, прививая специфические навыки и умения, общепризнанно считая, что культуроформирование можно обеспечить уже этим. Однако сегодня становится очевидным, что знание и навык, оказывая неоспоримые положительные воздействия на ребёнка в целом, не всегда способствуют расширению его общего культурного кругозора, оставаясь при таком подходе бесполезными. Кроме того, пора обратить внимание на тот факт, что любое гуманитарное знание вообще, а культуроведческое знание особенно, требует специфической методики преподавания, совершенно отличающейся от методики преподавания естественно-научного знания и знания в области точных наук, так как основано не на механизмах памяти, а на понимании, логическом мышлении и ассоциативно-образном восприятии явлений окружающего мира. Например, преподавание изобразительного искусства сегодня не способствует созданию условий для максимального самовыражения ребёнка изобразительными средствами. Урок, оставаясь основной, и часто единственной формой преподавания данного предмета в общеобразовательной школе, строится на общих законах школьной методики, не включая в себя особенность гуманитарного и художественного знания. Ведь занятия любым видом искусства, а особенно живописью, требует наличия специфических условий для творчества, в противном случае процесс оказывается неэффективным с точки зрения выполнения культуроведческих задач. Учащиеся сегодня не имеют достаточной свободы выбора времени для занятия творчеством, подчиняясь строгой сетке учебного времени школьного расписания с одной стороны, и навязыванием количества этого времени, с другой. Тема предлагаемых творческих заданий также исходит от педагога, роль учащихся чаще остаётся пассивной. Выбор спектра видов художественной деятельности также остаётся не на стороне учащихся, а исходит из возможностей кадрового состава учителей школы.
Особое место в решении данных проблем занимают межпредметные связи. Именно интеграция в преподавании различных видов искусства в общеобразовательной школе, остающаяся в настоящее время малоизученным и недостаточно разработанным методическим звеном в системе школьного образования, способна восполнить многие недостатки в культуроведческом образовании учащимися общеобразовательной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к международному экзамену и достижение более высоких образовательных результатов в общеобразовательной школе.
В статье показана взаимосвязь между подготовкой и успешной сдачей учащимися 5-11 классов общеобразовательной школы международного экзамена City&Guilds и повышением образовательных результатов по анг...
План работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Красулинская основная общеобразовательная школа" по подготовке к ГИА - 9 в 2015-2016 учебном году.
План работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Красулинская основная общеобразовательная школа" по подготовке к ГИА-9 в 2015-2016 учебном году включает в себя следующие виды де...
Лыжная подготовка в общеобразовательной школе
В презентации показана лыжная база СОШ № 18, г. Нерюнгри РС (Я), как пример в организации обучения основам лыжной подготовки....
Повар. Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных школ
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Ермаковой В.И. «Основы кулинарии»/ М.: Просвещение, 2002г.Данная программа ориентирована на использование у...
Статья "Семиотические и культурологические идеи в художественном тексте" для межрегионального научно-методического семинара для преподавателей вузов, учителей средних общеобразовательных школ, 2020 г.
Статья "Семиотические и культурологические идеи в художественном тексте для межрегионального научно-методического семинара для преподавателей вузов, учителей средних общеобразовательных школ, асп...
Методика подготовки учащихся общеобразовательной школы к выполнению заданий устной части единого государственного экзамена по английскому языку
В современной методике все чаще можно встретить требования, то преподаватели должны использовать интерактивные формы обучения. Чтобы акцентировать внимание учащихся не на языковой форме высказывания, ...
Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ
Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...