Подготовка к международному экзамену и достижение более высоких образовательных результатов в общеобразовательной школе.
статья по английскому языку по теме

В статье показана взаимосвязь между подготовкой и успешной сдачей учащимися 5-11 классов общеобразовательной школы международного экзамена City&Guilds и повышением образовательных результатов по английскому языку в школе в целом. Ключевым является перестройка работы ведущих учителей на уроках и внеурочных занятиях с учетом требований формата экзамена, широкое внедрение компетентностного подхода к обучению и повышение учебной мотивации всех учащихся как результата успешной сдачи экзамена их одноклассниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наталья Николаевна Евдокименко

Председатель методического объединения учителей иностранного языка,

 руководитель центра сдачи международного экзамена City&Guilds

ГБОУ СОШ №251, Москва

Подготовка к международному экзамену и достижение более высоких образовательных результатов в общеобразовательной школе.

Более трех лет назад наша школа стала центром сдачи международного экзамена по английскому языку City&Guilds и мы начали готовить к экзамену наших учащихся и привлекать к его сдаче учащихся школ Северного округа.  В результате проделанной работы, даже за этот короткий период времени, нам удалось повысить уровень сформированности коммуникативных компетенций учащихся, добиться более высоких результатов на предметном, метапредметном и личностном уровнях.  

Экзамен City&Guilds, наряду с общеизвестными Кембриджским и IELTS, одобрен советом Европы и разрабатывается при участии Ассоциации тестирующих учреждений Европы. Уровни сдачи экзамена четко соответствуют градации уровней владения иноязычной коммуникативной компетенцией (английским языком), разработанной Советом Европы: А1 - Preliminary, А2 – Ассеss (допороговый, который, согласно Стандартам второго поколения, должен быть достигнут выпускниками основной школы) , B1 – Achiever (пороговый, который определен как базовый образовательный), B2 – Communicator, C1 - Expert, C2 - Mastery .

В условиях простой общеобразовательной школы ( но в каждой параллели у нас есть класс с повышенным содержанием образования) эти экзамены являются не только и не столько конечной целью обучения, сколько объективным показателем прогресса в языке и прекрасным средством мотивации учащихся, причем не только сдающих, но и их одноклассников, что в свою очередь ведет к  повышению уровня качества образования  в классных коллективах в целом.

Лучшие ученики сдают свой первый экзамен (уровни А1, А2) начиная с 5 класса.   Формат City&Guilds выгодно отличается от форматов других международных экзаменов тем, что устный экзамен является отдельным самостоятельным видом экзамена, за который учащиеся  получают отдельный сертификат. Таким образом, претендент может сдавать только письменный или только устный экзамен, или сдавать  в одну сессию устный и письменный экзамены разных уровней в зависимости от уровня своей подготовки.  

Особенно мы рекомендуем пошаговую сдачу устного экзамена, так как именно этот формат с одной стороны вызывает у учащихся наибольший стресс ( для большинства это первая встреча и беседа с носителем языка), и с другой стороны, характеризует уровень сформированности у учащегося всех составляющих коммуникативной компетенции, включая стратегическую, дискуртивную и социальную, что предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими на английском языке и уверенность в себе. Последнее особенно ценится родителями, которые хотят видеть реальную способность своих детей к устноречевому общению.

Первые успехи  становятся дополнительной мотивацией успеха как для успешно сдавших    (все дети, начавшие сдавать экзамены с любого уровня хотят и продолжают постепенную сдачу следующих уровней) и целевой мотивацией для остальных учеников класса, так как стимулируют их к достижению таких же результатов. Очевидно, что уровень коммуникативной компетенции и готовность к сдаче международного экзамена во многом определяется личными способностями учащихся. Но мы стимулируем и мотивируем всех учащихся к сдаче того уровня экзамена, к которому они готовы Можно  сдавать устный экзамен А2 и в девятом классе, и это будет очевидным индивидуальным успехом данного ученика, ведь  достижение этого уровня  предполагается Государственными стандартами  на этапе основного общего среднего образования по окончании 9 класса.

При проведении первой сессии в 2009 году  2 учащихся 11 класса сдали экзамен уровня В1, один учащийся сдал В2,  3 учащихся 9 класса сдали уровень В1 и мы считали это их большим успехом. В декабре 2011 года  лучшая ученица 11 класса Алиса Лось сдала экзамен уровеня С1, 5 учащихся 11 класса сдали  уровень В1, одновременно этот уровень сдали  5 учащихся  9 класса  и  6 учащихся 8 класса, причем большинство из них сдали экзамены с отличием (First Class Pass). Следует отметить, что все эти ученики сдавали свои первые уровни, начиная с 6 класса. Очевидно что у этих учащихся есть серьезные предпосылки достичь к окончанию школы уровня В2 и даже С1, что планирует каждый из них. В сессию 2012 года уровень В1 собираются сдавать несколько учащихся 7 класса, которые сдали свои первые экзамены в 5 классе. Несомненно, это иллюстрирует повышение уровня качества практического владения иностранным языком учащимися школы.

Следует отметить также постоянный рост призеров окружного этапа Всероссийской олимпиады по английскому языку и постоянное улучшение их результатов. Все наши призеры имеют сертификаты международного экзамена.

Знание и понимание формата экзамена, требований к учащимся на всех уровнях   заставляет учителя перестроить свою работу в классе и на дополнительных занятиях и использовать компетентностный подход в преподавании языка, что соответствует современным требованиям и стандартам, принятым во всем мире и прописанным в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения.

Компетентностный подход предполагает формирование у учащихся коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, стратегической, дискурсивной, социальной.

Лингвистическая компетенция предполагает овладение учащимися определенной суммой знаний и навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой. Владея знаниями об уровнях языковой компетенции и их предметном содержании, учитель соответственно расширяет языковой материал, предлагаемый УМК, способствуя созданию индивидуальных семантических полей, подбирает или разрабатывает задания для данного уровня учащихся. Постепенно, при многократном использовании слова в различных контекстах, происходит увеличение объема семантического поля и  соединение смежных полей, обогащение за счет связей с другими семантическими подсистемами. Учащиеся, посещающие дополнительные занятия, на которых предлагаются задания, приближенные к формату экзамена, получают возможность постоянной актуализации выученной лексики за счет ее творческого применения в новых контекстах.

Обучение английскому языку  при коммуникативном подходе имеет четкую речевую направленность. Но при живом общении речь всегда строится по ситуации, а для того чтобы учащийся умел решать конкретные задачи общения, ему необходима социолингвистическая компетенция – способность использовать правильные языковые формы в соответствии с контекстом. Устный экзамен City&Guilds на любом уровне cостоит из 4-х заданий. Второе  задание на всех уровнях представляет собой несколько речевых ситуаций, в которых необходимо выстроить диалог с собеседником (экзаменатором). Выполнение задания начинается сразу после постановки задачи экзаменатором, что максимально приближает ситуацию к реальной. Разнообразие и сложность ситуаций зависит от уровня экзамена, но все они представляют собой стандартные диалоги, регламентированные типичной ситуацией общения и социальными речевыми ролями.

Зная формат экзамена, подразумевая подготовку к нему, при обучении  диалогу учитель осознает  необходимость формирования еще на раннем этапе обучения способности к  совершению автоматизированных операций, которые могут быть реализованы в любой момент в стандартных речевых ситуациях, а также знакомит учеников с социокультурными особенностями речевого поведения в этих ситуациях.  Чем выше уровень, тем более задания предполагают творческую деятельность учащегося с использованием воображения и мышления и возможным переходом от стандартного к свободному диалогу. Помимо этого учащемуся важно понимать, как меняются в зависимости от стиля и характера общения семантические особенности слов и выражений, какие из них наиболее употребимы в формальных и неформальных ситуациях.

Важность формирования социокультурной компетенции определяется не только необходимостью знания культуры, характера мышления, менталитета, но знание быта, фоновой, безэквиваленной лексики, которое определяет уровень компетентности учащегося. Эти знания приобретаются постепенно наряду с общим формированием коммуникативной компетенции. Необходимость владения социокультурной компетенцией – один из факторов, определяющий зависимость готовности к сдаче экзамена более высокого уровня от возраста учащегося.

 Другой такой фактор это владение навыками организации речи, умением выстроить ее логично, последовательно, умением вести дискуссию, выражать свою точку зрения, подтверждать ее аргументами и убеждать собеседника. Все это, наряду с способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи, возможностью ставить задачи   и добиваться их решения,  определяет стратегическую и дискурсивную компетенции. Только владеющие этими навыками учащиеся могут сдавать экзамены уровня В1-В2 и выше. В качестве третьего задания на эти уровнях устного экзамена предлагается ситуация дискуссии, в которой после обсуждения заранее определенных условий, собеседники должны выработать общее решение. Для успешного ведения такого диалога необходимо наличие дискурсивных и компенсаторных умений, сформированная готовность к взаимодействию в неожиданной ситуации. Сформированности этих компетенций на уровне В1-В2 требует и выполнение заданий по разделу «Письмо», которое предусматривает выполнение двух типов заданий: личного письма, ситуационно обусловленного, и  текста формального характера: формального письма запроса, отзыва, жалобы, заявления на работу или статьи. Так как сформированость этих навыков определяет общий уровень развития учащегося,  его способность осуществлять  метапредметные действия,  трудно представить возможность сдачи уровня В1 для пятиклассника. Каждому возрасту должны соответствовать свои учебные задачи.

Несомненно, новые направления работы предъявляют дополнительные требования к учителям, занимающимся подготовкой учащихся к международному экзамену. Группой активных преподавателей, имеющих высшую и первую квалификационные категории, в системе дополнительного образования была выстроена такая сетка кружковой работы, при которой всем желающим подготовиться к экзамену и просто повысить уровень речевой компетентности, предоставляется возможность посещать дополнительные  занятия, соответствующие своему уровню. В свою очередь каждый учитель отвечает за подготовку определенных видов речевой деятельности отдельных уровней. Максимальное  внимание уделяется продуктивным видам речевой деятельности: письму и говорению.

Так как каждый преподаватель имеет свою зону ответственности, это позволяет ему, при условии владения знаниями по всем уровням, сконцентрировать свое внимание на конкретном уровне и конкретных видах речевой деятельности. И уже в своей конкретной области он создает свою систему формирования речевых умений и навыков, подбирает или составляет коммуникативные задания, подбирает подходящие формы работы.

Важно отметить, что на дополнительных занятиях учитель готовит не только своих учеников из своих классов, а всех желающих. Ученикам это обеспечивает постоянное иноязычное общение с двумя, а иногда и с тремя разными преподавателями, что несомненно способствует приобретению дополнительной уверенности в себе, расширению семантических полей ( каждый учитель владеет своими «изюминками»), постоянной актуализации выученной лексики в разных контекстах.

В таких условиях осуществляется не сугубо индивидуальная, а командная работа учителей, задействованных в данном проекте, при которой все желающие мотивированные учащиеся получают максимальную подготовку.

Таким образом, решение задачи по подготовке учащихся к сдаче международного экзамена разных уровней способствует не только формированию всех составляющих коммуникативной компетенции и получению высоких предметных результатов у учащихся, но и развитию их способности к метапредметным действиям: умению планировать свое речевое поведение, взаимодействовать с окружающими, прогнозируя их возможные реакции,  работать с информацией, осуществлять самоконтроль и формированию личностных результатов: повышению мотивации изучения иностранных языков, осознанию возможности самореализации средствами иностранного языка.

Используемая литература

  1. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. Серия «Стандарты второго поколения». М., Просвещение, 2010г., с. 144
  2. Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 2001 г., с. 278.
  3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М., Просвещение, 2006г., 238с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы к планированию спецкурса "Подготовка к международным экзаменам"

В настоящее время все больше людей в мире осознает, что сдача международного языкового экзамена - это насущная необходимость. Международные экзамены и сертификаты признаются университетами Великобри...

Доклад " Стратегии подготовки к международным экзаменам Key,Preliminary for schools "

Данной доклад о структуре междугародных Кембриджских экзаменов  K EY , PRELIMINARY FOR SCHOOLSи о способах подготовки....

Подготовка к международным экзаменам (PET)

презентация о том ,как успешно подготовить учащихся к международному  РЕТ, на что обратить внимание при обучении чтению,письму,аудированию и говорению...

Семинар для образовательных организаций, имеющих стабильно низкие и стабильно высокие образовательные результаты за 2019-2020 учебный год

Выступление на Семинаре для образовательных организаций, имеющих стабильно низкие и стабильно высокие образовательные результаты за 2019-2020 учебный год...

Современные образовательные технологии, их направленность на достижение обучающимися планируемых образовательных результатов

Современные образовательные технологии, их направленность на достижение обучающимися планируемых образовательных результатов...

Реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных дисциплин как основа достижения обучающимися личных образовательных результатов

Татьяна Александровна РизоеваСОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня Реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных дисциплин ка...

Предметно развивающая среда кабинета швейного дела, как важный фактор в достижении высоких образовательных результатов детей с ОВЗ

Учебный кабинет является основой в организации учебно-воспитательного процесса в школе. В условиях кабинетной системы преподавание предмета ведется более целенаправленно и эффективно: учителю легче ор...