Методика подготовки учащихся общеобразовательной школы к выполнению заданий устной части единого государственного экзамена по английскому языку
методическая разработка по английскому языку

В современной методике все чаще можно встретить требования, то преподаватели должны использовать интерактивные формы обучения. Чтобы акцентировать внимание учащихся не на языковой форме высказывания, а на содержание, надо ставить перед ними такие задачи, которые бы они выполняли в парах или группах – найти новую информацию, провести оценку данным, уточнить дополнительные сведения, обсудить проблемные вопросы, сопоставить разные точки зрения, принять участие в дискуссии или коммуникативной игре, сделать совместный проект. Выполняя проблемные задания, школьники демонстрируют творчество, самостоятельность, креативность и нестандартный подход к решению поставленных задач. Кроме того, происходит развитие личности школьника, его умений взаимодействовать с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методика подготовки учащихся общеобразовательной школы к выполнению заданий устной части единого государственного экзамена по английскому языку

ЕГЭ как форма итогового контроля по иностранному языку.

Контроль умений говорения является одним из самых важных и ответственных этапов в процессе обучения иноязычной деятельности. Проверка качества усвоенного материала дает возможность не только определить уровень продуктивности, но и понять недостатки в знаниях, умениях и навыках и тем самым помочь наметить необходимые изменения, которые следует внести в методику работы. Преподаватели часто задаются вопросом эффективной организации контроля, и, кроме того, он нуждается в особом внимании в связи с коренными изменениями, которые диктуются требованиями к подготовке к итоговому контролю по иностранному языку.

Отечественные исследователи выделяют следующие функции контроля: контролирующая (проверочная); оценочная; обучающая; управляющая; корректирующая; диагностирующая; предупредительная; стимулирующая и мотивирующая; обобщающая; развивающая; воспитывающая; дисциплинирующая.

Говоря о контроле, как об объективном способе оценки знаний учащихся, следует упомянуть следующие характеристики контроля:

• прозрачность предполагает осведомлённость учащихся и их родителей о графике проведения контрольных мероприятий, о процедуре проведения контроля, об объектах контроля;

• системность обеспечивает с одной стороны детальную проверку коммуникативных умений учащихся во всех видах речевой деятельности, с другой, обоснованный выбор материалов для контроля;

• последовательность обеспечивает поэтапную проверку знаний, умений и навыков учащихся;

• согласованность предполагает одинаковость действий учителей иностранного языка при проведении контроля и оценивания результатов;

• координация направлена на согласование контрольных мероприятий с учителями других предметов для устранения возможных перегрузок учащихся;

• обратная связь проявляется в оценивании работ, выставлении отметок, в рекомендациях, позволяющих учащимся улучшить свои результаты;

• рефлексия позволяет учителю и учащимся оценить результаты своей работы.

В настоящее время итоговый контроль, целью которого является объективная оценка персонального уровня подготовленности каждого выпускника по соответствующему предмету школьной программы в рамках действующих учебных стандартов, проходит в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ). Данная форма контроля была введена в Российской Федерации в 2001 году и является обязательной для всех выпускников общеобразовательных учебных заведений. Единый государственный экзамен - это экзамен с использованием заданий стандартизированной формы - контрольных измерительных материалов (КИМов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением иностранных языков). Итоговый контроль свидетельствует об эффективности программы обучения, выбранного УМК, работы учителя и учащихся. При итоговом контроле доминирует оценочная функция. Объективность оценки обеспечивается:

• высоким качеством контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, составленных опытными педагогами-предметниками;

• научно обоснованной методикой шкалирования, т.е. методикой выставления окончательного тестового балла по результатам выполнения абитуриентом соответствующего теста;

• максимально компьютеризованной технологией всего комплекса обработки контрольно-измерительных материалов, предусматривающего надежную защиту от несанкционированного вмешательства;

• основными целями введения единого государственного экзамена являются обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, повышения эффективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.

Содержательные рамки ЕГЭ определяет кодификатор, он показывает, какие знания, умения, и навыки учащихся становятся объектами контроля вЕГЭ, и составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования по иностранным языкам. Такая форма экзамена требует хороших знаний предмета, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся).

Содержание КИМ ЕГЭ определяется следующими документами:

1. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровень.

2. Примерные программы по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку. 2–11 классы / Образование в документах и комментариях. М.: АСТ : Астрель, 2004.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык для 10–11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. М.: Просвещение, 2003.

4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.

Результаты единого государственного экзамена по иностранным языкам признаются образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по иностранным языкам. Задания ЕГЭ по английскому языку построены по тем же принципам, что и задания на международных экзаменах по английскому языку. По уровню ЕГЭ по английскому сходен с Кембриджскими экзаменами PET и FCE. Основное внимание уделяется речевой компетенции, т.е. коммуникативным умениям в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письме, а также языковой компетенции, т.е. языковым знаниям и навыкам. Можно сказать, что социокультурные знания и умения проверяются опосредованно в разделах «Аудирование», «Чтение» и являются одним из объектов измерения в разделе «Письмо»; компенсаторные умения проверяются опосредованно в разделе «Письмо». Как известно, раздел «Говорение» был включен в структуру ЕГЭ в 2015 году. Сдача письменной и устной частей проходит в разные дни с целью сократить время ожидания и снизить психологическую напряженность.

В основу создания новой модели устной части экзамена были положены следующие идеи:

• устная часть должна соответствовать требованиям действующего в настоящее время Федерального компонента государственных образовательных стандартов по иностранному языку и кодификатору ЕГЭ по иностранным языкам;

• задания должны проверять наиболее значительные для общения коммуникативные умения;

• задания должны строиться на вербальных и визуальных опорах, так как участники экзамена имеют разные виды мышления и памяти;

• в устной части не должны принимать участие экзаменаторы-собеседники, так как это связано как с организационными, так и содержательными трудностями.

Согласно новой концепции устной части ЕГЭ по иностранным языкам, она проводится в компьютеризированной форме, без участия экзаменатора-собеседника, на основе особого программного обеспечения. Технический специалист-организатор обеспечивает соблюдение процедуры и работу технических средств. Задания предъявляются экзаменуемому на экране компьютера, компьютерная программа автоматически отмеряет точное время на подготовку и на ответ. Все время ответа ведется аудиозапись. Аудиозаписи ответов экзаменуемых в установленном порядке предоставляются для оценивания экспертам, прошедшими специальную подготовку. Для оценивания коммуникативных заданий устной части ЕГЭ по иностранным языкам применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, специально разработанной для измерения различных сторон коммуникативной компетенции учащихся. Система предусматривает словесное описание критериев оценивания развёрнутого ответа и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 1–0, 2–0, 3–0.

Единый государственный экзамен по английскому языку характеризуется следующими параметрами: проверка умения говорить, писать, читать на английском языке и воспринимать английскую речь на слух в жизненных ситуациях; объективная оценка; соответствие международным стандартам; соответствие требованиям российского образовательного стандарта по английскому языку и экзаменационной программе; возможность заранее подробно ознакомиться с теми требованиями, которые будут предъявляться на экзамене, а также с базовыми принципами его проведения; ориентация учителя на использование современных технологий на уроках английского языка.

Трудности, возникающие в процессе подготовки и сдачи устной части ЕГЭ по английскому языку

Осуществляя устную коммуникацию, у многих возникают трудности даже при использовании родного языка. Естественно, что, когда мы начинаем выражать свои мысли на иностранном языке, количество ошибок кажется бесконечными, а сами сложности – непреодолимыми. Фонетическая сторона родного языка мешает произносить звуки иностранного языка четко и правильно; кажется невозможным отработать нужную интонацию. Нам приходится учиться оперировать огромным количеством различных моделей предложений. Мы должны уметь использовать языковую и грамматическую форму любого слова и найти его место в предложении, чтобы полноценно выразить свою мысль. При этом знание теоретического материала не является единственной трудностью при обучении говорению. Одним из главных аспектов проверки знаний на ЕГЭ является практическое владение устной речью в рамках изученных тем и коммуникативная компетенция учащихся. Наряду с коммуникативными умениями проверяются также общеучебные и специальные учебные умения, универсальные способы деятельности, например, пользоваться определенной стратегией чтения в зависимости от коммуникативной задачи, выполнять коммуникативную задачу в установленное время. Кроме того, контрольные измерительные материалы по английскому языку носят системно-деятельностный характер, были построены на коммуникативно-когнитивном и компетентностном подходах и направлены на проверку не того, что знает экзаменуемый о языке, а насколько он реально владеет иностранным языком.

В задании №1 учащимся необходимо выразительно и правильно прочитать текст публицистического стиля. В данном задании эксперты выделяют следующие ошибки, искажающие понимание:

• неправильное деление на смысловые синтагмы простых и сложных предложений;

• неправильное чтение синтагм с перечислением;

• отсутствие нисходящего тона при чтении повествовательных предложений; • отсутствие редукции при чтении безударных слогов;

• несоблюдение долготы и краткости гласных, которые влияют на изменение лексического значения слова: least [liːst] – list [list], leave [liːv] – live [liv], port [pɔːt] – pot [pɔt];

• неправильное чтение слов с глухими и звонкими согласными в конце слова, которые меняют значение слова: bad – bat, food – foot;

• неправильное чтение непроизносимых букв: ballet, thistle, whole, muscles;

• подмена английских звуков на русские: [θ] — [ð], [w], [h], [ŋ], [ɜ:].

В задании №2 предлагается задать 5 прямых вопросов предполагаемому собеседнику с целью выявления нужной информации. Среди типичных ошибок следует указать следующие неточности:

• использование только конструкции «What about…?» (требуется задавать специальные или общие вопросы);

• допуск грамматических ошибок при построении вопросительных предложений;

• несоблюдение плана расспроса.

В задании №3 учащиеся описывают 1 фотографию, используя различные стратегии для ответа (описание, рассуждение, сообщение). В данном задании встречаются следующие неточности:

• описание всех картинок вместо одной;

• отсутствие вступительной и заключительной фраз;

• отсутствие высказывания своего отношения к сюжету фотографии.

В задании №4, которое является заданием повышенного уровня, требуется сравнить и описать две фотографии, построить логичное высказывание. При выполнении данного задания учащиеся часто:

• просто описывают картинки;

• отмечают только внешнее сходство или различие;

• не комментируют эмоциональное состояние людей;

• опускают вступительную и заключительную фразы;

• не используют средства логической связи;

• не укладываются в 2 мин.

Основной причиной, по которой учащиеся допускают большую часть ошибок, является недостаточная языковая подготовка и отсутствие сформированности навыков выражения собственной мысли по предложенным темам. Наиболее трудными для учащихся остаются видовременные личные формы глаголов. Школьники не владеют основными формами глагола, не знают правила образования 2 и 3 формы для неправильных глаголов; неправильно образуют активный и пассивный залоги. Это может свидетельствовать о:

• неправильной интерпретации контекста;

• непонимании правил употребления залогов.

С употреблением степеней сравнения прилагательных и наречий экзаменуемые справляются более успешно. Однако встречаются ошибки при формировании степени сравнения прилагательных – исключений.

Избежать подобных ошибок и овладеть неподготовленной речью для успешного выполнения заданий возможно только на основе практики говорения в разнообразных ситуациях общения, создаваемых учителем на уроке английского языка. Спонтанная речь является важной целью обучения, так как реальная жизнь требует вести обмен стихийной информацией, высказывать и обосновывать свою точку зрения и свое отношение к обсуждаемым темам и проблемам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся 9 и 11 классов к устной части ГИА и ЕГЭ по английскому языку

Рекомендации по подготовке к устной части экзамена на ГИА и ЕГЭ...

Методическое пособие "Подготовка учащихся старшей школы к письменной части единого государственного экзамена".

В данном пособие вы найдете рекомендации к написанию личного письма в соответствии с последними требованиями....

Сборник упражнений по подготовке к устной части основного государственного экзамена по английскому языку (задания № 2 и № 3) к учебнику «Английский в фокусе» Ю.Е.Ваулиной , Д.Дули, О.Е. Подоляко.

Цель  предлагаемого сборника упражнений - помочь учащимся подготовиться  к устной части основного государственного экзамена (ОГЭ ) по английскому языку (задания 2 и 3). В сборнике приведена...

Содержание Единого государственного экзамена по английскому языку

Статья на английском языке в помощь учителям английского языка....

Сравнительный анализ Единого государственного экзамена по английскому языку и Государственного национального экзамена в Нидерландах по английскому языку

Статя написана на английском, в ней представлен взгляд на две  различные системы националных экзаменов по английскому языку. Представляет интерес для учителей -предметников....

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ »...