Тринадцать этапов в проектировании урока.
статья на тему
Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно – содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель определяет для себя те формы, выбирает те приемы, технологии и методики, которые ему наиболее понятны, близки, наиболее приемлемы для него и соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать.
Проект урока - это подробно разработанный механизм, представляющий собой целостную динамическую систему. Конструкция этого механизма может быть блочной, структурной, блочно-структурной или любой другой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК
Тринадцать шагов в проектировании урока.
Динейкина О.Н.
МБОУ СОШ №1 с. Арзгир Арзгирского района.
В.А.Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогическая работа приносила учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования». Необходимо понять, что общество уже несколько лет живет в другом столетии и тысячелетии, что нельзя развиваться, ничего не меняя, в том числе и в себе, что наша школа по разным причинам, зависящим или независящим от нас, отстает от развития общества, а должна бы опережать, или, по крайней мере, идти в ногу с ним, потому что её воспитанники, ученики, вступят в самостоятельную жизнь уже совсем скоро…
Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно – содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель определяет для себя те формы, выбирает те приемы, технологии и методики, которые ему наиболее понятны, близки, наиболее приемлемы для него и соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать.
Проект урока - это подробно разработанный механизм, представляющий собой целостную динамическую систему. Конструкция этого механизма может быть блочной, структурной, блочно-структурной или любой другой.
Особенности проектирования урока и его отличиях от традиционного планирования:
проектирование - совместная многопозиционная деятельность;
проектирование предполагает обсуждение открытой задачи (проблемы), которая не имеет однозначного решения, планирование предполагает, что урок - это элементарно, просто, понятно: надо научить тому-то и тому-то и делается это так-то и так-то;
проектирование должно задавать вариативность и значительный "запас содержания", покрывающий несколько конкретных уроков;
в отличие от плана, который ставит учителю жесткие условия ограничений, проект должен расширять возможности учителя - учитель должен иметь набор признаков, по которым он понимает, что происходит на уроке и куда двигаться дальше;
проект должен быть прогностичным - т.е. в идеале должен предвидеть все возможные сценарии событий;
в центре проекта - деятельность учащихся, в центре плана - деятельность учителя.
В основе проекта лежит теоретическая проработка, базирующаяся на точной информации. Проект возможен только для конкретных условий, отличается точностью, алгоритмичностью и реализуемостью. В.В.Гузеев выделяет 13 этапов проектирования урока.
1 этап - роль урока в структуре изучения темы.
Проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Это связано с главной дидактической задачей урока. Можно выделить следующие задачи: ввести учащихся в проблематику курса, раздела, темы; показать значимость проблем, начать изучение наиболее общих понятий; обеспечить первичное осмысление нового содержания.
2 этап – постановка целей.
При проектировании должны выполняться следующие требования к цели: цель должна быть конкретна, т.е. не абстрактна; цель должна быть операциональна, т.е. ее можно представить в виде некоторой последовательности действий (операций), приводящих к ее достижению; цель должна быть измеряема, т.е. в проекте должны быть представлены критерии, по которым можно будет судить о том, достигнута цель урока или нет. Важный момент - выделение ведущей цели, определяющей всю логику будущего урока.
3 этап – планирование результатов обучения.
Что должны знать учащиеся после изучения темы урока(понятия, персонажи, факты, явления). Что должны уметь(характеризовать, объяснять и др.)
4 этап - определение начальных условий.
Далее необходимо принять во внимание, какими представлениями и знаниями ученики уже обладают по изучаемой теме к данному моменту, какими умениями и навыками владеют, какие нормы, смыслы и убеждения у них сформированы.
5 этап - выбор метода обучения.
Теперь, исходя из поставленных главных задач, подбирается метод обучения, адекватный этим задачам (объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, исследовательский, програмированный).
6 этап - отбор подходящей организационной формы обучения.
Определение формы урока связано с возможностями учебного материала, источников информации, местом урока в теме, его связью с другими уроками, уровнем образованности учащихся, учебным временем, отводимым на изучение темы. Исходя из этого, определяется форма урока:
Традиционные, лекция, семинар, лабораторное занятие, практические занятия, итоговое (зачетное) собеседование, ученическая конференция, урок – диспут, игровые формы.
7 этап - разработка структуры урока.
На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа - плана или схемы. Прописывается план изучения нового материала. Определяется время каждого этапа урока, деятельность учителя, деятельность учащихся на уроке.
8 этап - содержательное наполнение урока (здесь формируются тексты: что рассказать, какие задать вопросы, какие задачи предложить).
9 этап - отбор средств обучения
Далее следует выяснить, какое материально- техническое обеспечение необходимо, чтобы наиболее эффективно оснастить работу с этими текстами.
10 этап - обдумывание организационной схемы урока.
Кому с кем сидеть, в каких группах работать, когда куда идти, какие задания выполнять и на какие вопросы отвечать.
11 этап - создание измерителей
Это требование помогает понять первое требование - конкретности. Если поставлена абстрактная цель, измерители к ней подобрать невозможно и в самом процессе поиска таких измерителей становится очевидной абсурдность такой постановки цели. В проекте обязательно должны предусматриваться те или иные диагностические процедуры, демонстрирующие уровень достижения поставленных целей.
12 этап – подбор или изобретение подходящих приемов педагогической техники (они делают урок интересным, увлекательным, помогают поддерживать психологический комфорт).
13 этап - имидж урока
Возможно следует внести изменения в интерьер учебного помещения: переставить мебель, изменить оформление стендов, сделать подсветку и так далее. Не повредит музыка в первые и последние минуты, при самостоятельной работе с материальными объектами. Частью урока является внешний облик учителя - от костюма до выражения лица. Психотехники очень советуют придумать к уроку девиз или эпиграф, переходящие флажки, временно носимые значки или эмблемы.
По своим целям и дидактической структуре урок очень подвижная и гибкая форма организации занятий, он находится в постоянном развитии и видоизменяется в зависимости от внешних и внутренних условий. Поэтому в проектируемый урок необходимо закладывать возможность постоянного расширения и обновления его системы задач и средств их, достижения. Методическая карта проекта урока. В процессе проектирования заполняется методическая карта урока, схему которой мы предлагаем (см. табл. 1).
Таблица 1.
Предмет, класс | |||
Тема урока | |||
Цели урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
| |||
Вид используемых на уроке средств. | |||
Организационная структура урока (примерная схема) | |||
Этап урока | Деятельность | ||
учителя | ученика | ||
Указывается название этапа, формулируется цель | Формулируются основные виды деятельности учителя, его функции на данном этапе, методы, приемы, педагогические техники. | Представлена деятельность учащихся, направленная не только на предметный результат в ходе урока, но и на процесс достижения результата. |
Литература
1. Буланова М.В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва - Ростов- на- Дону, 2004.
2.Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., 2003.
3.Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) - Москва - Ростов- на- Дону, 2003.
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003.
5.Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика - Ростов- на- Дону, 1996.
6.Сластенин В.А. Педагогика - М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этапы проектирования урока
Данный материал предназначен для организации второго занятия Школы молодого специалиста и раскрывает последовательной действий учителя в ходе проектирования урока....
Этапы проектирования урока. Презентация
Презентация сопровождает текстовый материал "Этапы проектирования урока". Разработана для очередного занятия Школы молодого специалиста....
Этапы проектирования урока химии в соответствии с требованиями ФГОС
В статье представлена технологическая карта анализа урока по химии в 10 классе по теме "Аминокислоты", в соответствии с требованиями ФГОС. В анализе урока дана характеристика деятельности ученика и уч...
Этапы проектирования урока-исследования «Эволюция человека»
Этапы проектирования урока-исследования "Эволюция человека" 8 класс по программе Сонина Н. И....
Проблемы проектирования урока на современном этапе развития образования
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции» ...
Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования.
1. Важное звено в работе учителя – подготовка к уроку. Учитель готовится к цепочке уроков. Начинает с рабочей программы, учебно-тематического планирования с учетом требований к знаниям, умениям и навы...
Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования
Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования...