Приемы и формы работы, активизирующие деятельность учащихся на уроках русского языка.
статья на тему

Выступление на постоянно действующем  школьном семинаре. Много примеров  интересных методических приемов для привлечения внимания, интереса к урокам русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы и формы работы, активизирующие деятельность учащихся на уроках русского языка.

Прогресс – не случайность,

                                                а необходимость.

                                                                Спенсер.

       «Корень учения горек», - говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истинно мудры… Никто не спорит. Но меняются времена, меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда учитель, педагог ассоциировался человеком с плеткой.

       «Как заставить учиться?  Как привлечь интерес к учебе?» – увы, нередко такой вопрос встает перед учителями и сегодня.

Психологами доказано, что знания, полученные, усвоенные без интереса, неокрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.

         Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно. Что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их. И давно пора сменить кнут, если не на пряник, то, уж во всяком случае, на интересные уроки.

        Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума, развитие воли – вот к чему должен стремиться каждый учитель. Занимательность, нестандартные формы и приемы работы – это отнюдь не развлечение, а наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.

        Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при  его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника.

Интерес ребенка как нельзя лучше помогает легче и лучше

понять, запомнить, повышает работоспособность.

    Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

      Работая над данной темой, я интересовалась методической литературой, выискивала статьи, книги, которые помогли бы мне, содержали бы опыт других преподавателей. Очень помогли мне рубрики: Методическая почта, Внеклассная работа, Дидактический материал, А я делаю так… - в журнале «Русский язык в школе». А  также книги и статьи, которые я часто использую при подготовке к уроку:

  1. В.А.Сидоренков «Углубленное изучение русского языка».
  2. Г.А.Богданова «Опрос на уроках русского языка».
  3. В.Волина «Веселая грамматика», «Учимся играя».
  4. Дейкина «Обучение и воспитание на уроках русского языка».
  5. И.Шкатова «Подумай и ответь»

Статьи в журнале «Русский язык в школе»:

  • Мурашов «Творческое взаимодействие учителя и учащихся на уроках русского языка» (№2, 1998 год)
  • Синицын «Праздник творчества на уроках русского языка» (№6, 2000 год)
  • Корниенко «Активная деятельность учащихся на уроках русского языка»  (№3, 2000 год)

     Почему я обратилась к этой теме? Русский язык – один из самых сложных школьных предметов, и один из самых нелюбимых. Как заинтересовать ребят, как вызвать любовь и уважение, творческое, добросовестное отношение к русскому языку, как заставить их увидеть трудное -–простым, как сделать непонятное – понятным, ведь не только общение с учителем должно «вести» учеников на урок, но и любовь к его предмету. Всегда ли предмет, любимый мною, становится и для них таковым? Не всегда, но я стараюсь свои уроки строить так, чтобы способствовать совершенствованию и развитию индивидуальных способностей учащихся, с ориентацией учебного процесса на личность каждого ученика; стараюсь развивать творческие способности учащихся.

  Обобщив опыт других преподавателей, я выбрала и применяю следующие формы и методы работы на своих уроках.

1.Эвристическая задача – лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Например, учащимся предлагается вставить буквы в текст упражнения. Обычное задание. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса:

  • Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?

   Плюсы очевидны: они приучаются самостоятельно видеть «ошибкоопасные» места; происходит попутное повторение орфограмм, причем более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания.

2. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку при непременном контроле со стороны учителя. На первом этапе анализируются печатные или письменные тексты (периодика, плохо отредактированные книги, непроверенные работы товарищей); на втором – устные (телепередачи, текст услышанной песни или речи). Со временем ребята начинают видеть мир сквозь «языковые очки», в произносимом и услышанном видеть грамматические закономерности, оценивать собственную возможность следовать им.

3. Каждое слово – вопрос, обращаемый к учителю, чем их больше, тем вероятнее, выработка внимательного отношения к слову. При ответе учитель обращается к аналогиям, моделям, иногда к этимологическим экскурсам, неизменно привлекающим внимание как потенциальный фактор ассоциаций. Аналогом к этимологическим экскурсам выступает телепередача  «В мире слов", которая также обращается к словам, наиболее заинтересовавшим ребят. Я на уроках даю циклами: «В мире животных», «Мир растений», «Школа» и т.д

За год, пусть не на каждом уроке, разбирая, с точки зрения происхождения 2-3 слова, в роли «ведущего» побывает каждый учащийся, а все ребята в целом еще и пополнят свой запас слов.

4. Бехтерев писал: «у детей школьного возраста зрительный способ запоминания дает лучшие результаты в отношении оживления, чем слуховой». Этому служит прием составления опорных сигналов или, как мы по-другому называем ОСК (опорная схема-конспект). При этом ученик «видит» правило в системе небольшого количества ярких и выразительных знаков, запоминающихся примеров и схем. Чтобы сделать более доступным теоретический материал, я вместе с ребятами (или они сами) придумываем лингвистические сказки.  Эти сказки ребята запоминают, чаще всего использую их при закреплении и повторении материала.

      Той же цели: прочнее запомнить правило и закрепить материал на практике - служат, и шуточные рассказы и правила в стихах.  Например:

                   1)  Кое, либо, то, нибудь

    Черточку не позабудь!  

2)  На девятом этаже

     Жили-были бы, ли, же,

     Если встретить их пришлось,

     Не забудьте: пишем врозь.

  С опорными схемами и таблицами тесно связано умение ребят составлять и разгадывать ребусы и кроссворды. Это требует сообразительности, фантазии, обширных знаний, четкой мысли.

5.Большое внимание на уроках уделяю развитию «орфографической зоркости». Какие же формы работы  я при этом использую?

А) игра  с орфографическим словарем.

Б) игра «Проверь безударную гласную!».

Эту игру можно использовать как физминутку. Задача играющих – как можно быстрее найти проверочное слово. Правила достаточно просты:  

      - проверять то, что требует проверки;                                                                                    - подбирать проверочные слова – «родственники», а не похожие слова.

Играем так: «ведущий» готовит дома 10-12 слов, затем называет слово и бросает мяч любому ученику, тот, поймав его, находит проверочное слово и возвращает мяч. Игра проходит живо, динамично. При регулярной «тренировке» умение подбирать слова автоматизируется.

  1. Часто использую такие формы работы как грамматические викторины и лингвистические конкурсы.

Грамматическая викторина является одним из видов языковых игр. В зависимости от формы проведения викторины могут быть устными и письменными. В зависимости от предлагаемого материала викторина может быть тематической, когда вопросы объединяются одной грамматической темой, либо нетематической, предлагающей вопросы, связанные с различными темами. Как правило, я провожу устные тематические викторины. При проведении таких викторин легко определяется победитель.

Викторину провожу между учащимися одного класса, оцениваю ее вместе с помощниками-консультантами.

      Большой популярностью  на уроках в 5-6 классах пользуются      лингвистические конкурсы. Они способствуют лучшему усвоению детьми грамматических правил, обогащающих их словарный запас, повышают грамотность учеников. Конкурсы требуют смекалки, сообразительности и потому содействуют развитию логического мышления школьников.

Провожу такие конкурсы, как на уроках, так и во время проведения Недели русского языка и литературы.

7.В старших классах стала использовать вузовские формы работы.

А) Лабораторное занятие (наблюдение, опыты, эксперименты, помогающие сформулировать понятия, относящиеся к предмету рассмотрения). Например, анализ учащимися под руководством учителя художественных классических произведений (как правило, лирических), что позволяет глубоко понять текст, определить своеобразие  авторской позиции и стиля. Такой вид работы развивает у учеников языковое чутье и вырабатывает приемы творческой деятельности. В классе вполне могут появиться  свои «поэты» и «писатели».

 б) Урок-практикум, где ребята находят практическое применение какого-либо теоретического материала.

8.Наравне  с орфографическими пятиминутками я провожу и «синтаксические», на проведение которых на уроке отводится до 5 минут. В зависимости от того, формирование каких умений и навыков ставится под контроль, избираю и форму «пятиминутки». Задания могут быть разнообразными: выделить словосочетание из предложения, составить словосочетание по схемам, составить предложения, составить схемы предложений, выяснив, что общего между ними и чем они отличаются.

9. Можно также проводить (а в старших классах я провожу регулярно)

графические диктанты, когда  речь идет о проверке умения учащихся осознавать структуру предложения через выражения ее в  схеме. Очень эффективен при изучении раздела «Синтаксис».

10.Повышают орфографическую грамотность и развивают языковое чутье школьников и различные виды разборов, которые направлены на осознание ребятами грамматического строя языка, выявления его структуры. Задания подобного типа связаны, прежде всего, с разбором по составу.

         В 5-6 классах я, к примеру, использовала элементы занимательной грамматики. Предлагаю отгадать шарады, когда надо не разобрать, а собрать слово. Например:

-Корень мой находится в цене.

 В очерке найди приставку мне,

 Суффикс мой в тетрадке все встречаем,

  Вся же в дневнике я и в журнале.                (оценка)

Но так как таких стихотворных примеров мало, предлагаю игру «Собери слово».  При этом из указанных слов, взяв нужные морфемы, ребята составляют слова. Постепенно задание можно усложнять, добавляя орфографию, при составлении слова учитывать правила: разделительный ъ, приставки на з-с и т.д.

11.Почти на каждом уроке, чтобы снять усталость, напряжение, а заодно повторить пройденный материал, можно использовать лингвофизминутки и занимательные минутки, связанные с темой урока. Это игры: 

- «Четвертый лишний» (задача: выделить лишнее слово)

- «Зоркий глаз»     (задача: кто найдет в тексте словарного или текстового диктанта большее количество ошибок)

- «Доскажите словечко»  

 Не колючий,

 Светло-синий,

 По кустам развешан…      (иней)    

- «Кто больше?»

Придумайте слова со звуком (й) в начале (йод), в середине (майка), и в конце (май).

- «Слово рассыпалось».

Какое получается слово, если поставить буквы О,Н,Е,Т в алфавитном порядке?              (енот)

12.Большое внимание уделяю на уроках контролю знаний.

Использую такие формы работы:

-индивидуальные карточки по определенной теме;

-тест  ( где дается набор ответов или предложений, один или несколько из них являются приемлемым или оптимальным).

Тестовая проверка легко поддается обработке. Чаще всего использую тесты на уроках закрепления и обобщения материала по теме. Очень помогают книги «Подсказки на каждый день» (автор Т.Ю.Угроватова)

-контрольную карточку,  которая содержит и теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть включает в себя вопросы по изученному программному материалу; а практическая включает в себя текст, в котором даются слова с пропущенными буквами. Выставляю две оценки.

-творческие диктанты, для развития речи учащихся, умению правильно строить предложения, закрепления правописания, а также закрепления ранее изученных орфограмм и пунктограмм. В частности, использую следующие виды творческих диктантов: на сужение текста, на расширение.

12.     Работая над этой темой, я большое внимание уделяла и домашнему заданию.  Как не парадоксально звучит, но именно      оно является одним из наиболее трудных структурных элементов урока. Я приветствую разно уровневое    домашнее задание, так как оно позволяет выбирать задание и не оставляет неприятного осадка и горечи, что «я» (ученик) не смогу сделать задание. Стараюсь давать задание так, чтобы одно было творческого характера:

  • самостоятельно

  • составить словарь терминов по данной теме;
  • разработать наглядное пособие;
  • написать стихотворение, рассказ, сказку, сочинение-миниатюру и т.д;
  • разработать кроссворд;
  • задания на основе материалов радио, телевидения, печати;
  • составление карточек с само- и взаимодиктантами;
  • выбор и анализ опечаток, детского словотворчества.

  Нравятся ребятам и такие формы как урок-викторина, урок-КВН.

 Итак, пополняя свою методическую копилку, организуя и проводя уроки, я всегда помню о психологической атмосфере в классе. Благополучная атмосфера, а также умение учителя организовать учебный процесс – определяют эффективность урока.

    В заключении своего выступления хотелось бы отметить, что творчество учителя, поиск новых идей, самосовершенствование – являются составными эффективности и успеха в педагогической деятельности, во главе которой, на первом месте, лежит любовь к выбранной профессии.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Из опыта работы "Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление  на педсоветеПриложения содержат методические разработки в области исследовательского метода...

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

  На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...

Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы...

«Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

laquo;Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»...