статья "ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА."
статья на тему

Скрынникова Ксения Александровна

Современное постиндустриальное общество характеризуется учеными как информационное. Каждый день человеку приходится обрабатывать огромные потоки информации. Принимая во внимание настоящий уровень и потенциал развития телекоммуникационных технологий, не трудно прогнозировать рост динамики информационных процессов. Взрослому человеку, обладающему устойчивыми убеждениями, значительным объемом знаний, навыками работы с информацией бывает достаточно сложно осуществлять ее поиск, обработку, преобразование. С гораздо более серьезными проблемами сталкивается ребенок. Трудности у него могут возникнуть как на этапе осуществления информационных операций, требующих определенных умений, так и на предшествующем ему этапе выявления достоверности получаемой информации. В подобных обстоятельствах одной из задач образования становится формирование информационной компетентности учащегося. В настоящей статье представлен анализ информационной компетентности личности и ее структуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skrynnikova.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА.

Скрынникова К.А.

ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», Оренбург, Россия

INFORMATION COMPETENCE: ESSENCE AND STRUCTURE.

Skrynnikova K.A.

FSPEI «Orenburg presidential cadet school», Orenburg, Russia

В данной статье рассматривается информационная компетентность. Автор проводит анализ его структуры. Выявляются компоненты, входящие в состав структуры информационной компетентности как понятия психолого-педагогической науки. В статье представлен обзор научной литература по проблеме.

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, ключевая компетентность, информационная компетентность, структура информационной компетентности, компоненты информационной компетентности, информационные технологии.

The article deals with the concept of information competence. The author carries out the analyses of its structure.  The components of the information competence structure are revealed. The article comprises the results of the overview of scientific works that treat the concept under discussion.

Keywords: competence, competence approach, key competence, information competence, information competence structure, information competence components, information technologies.

В настоящее время стремительно растут информационные потоки, а производства становятся все более технологичными, что требует от работника быть не просто исполнителем узкой специализации, а специалистом с высоким базовым уровнем образованности, способным к самообразованию, переключению с одного вида деятельности на другой. В подобной ситуации, школа как особый социокультурный институт должна сформировать у учащихся способность к творчеству, саморазвитию, инициативе, научить принимать обоснованные решения на основе полученной информации. И все это в условиях информационного общества, основной ценностью в котором выступает способность ориентироваться в информационном пространстве, умение совершать полный набор операций с информацией. Соответственно, принимая во внимание компетентностный подход, можно говорить о том, что одной из ключевых компетентностей является информационная.

Актуальность формирования информационной компетентности подчеркивается и результатами, которые показали российские школьники в ходе проведения международных исследований качества образования, продемонстрировав высокий уровень знания фактического материала, но недостаточную сформированность навыка применения знаний, неумение принимать решения в нестандартных ситуациях.

Целью настоящей статьи является анализ подходов к определению информационной компетентности и ее структуры. Объектом рассмотрения выступает информационная компетентность как психолого-педагогическая проблема.

Осознавая важность формирования информационной компетентности, ученые, тем не менее, по-разному трактуют данное понятие, что свидетельствует об отсутствии единства в понимании явления как следствии недостаточной разработанности проблемы. Новизна работы заключается в проведении всестороннего анализа трактовок объекта исследования, имеющихся в научном мире, и выявлении основных направлений в понимании сущности и структуры информационной компетентности. Полученные результаты могу быть использованы при разработке технологий и программ по формированию и развитию информационной компетентности.

Так, А.Н. Завьялова определяет информационную компетентность как обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определенного круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий. О.Б. Зайцева под информационной компетентностью понимает сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств. А.Л. Семенов называет информационную компетентность новой грамотностью, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных и нестандартных ситуациях с использованием технологических средств. А.В. Хуторской раскрывает данное понятие как комплексное умение при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, модем) и информационных технологий (аудио-/видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, преобразовывать, сохранять, представлять, передавать ее.

Анализ приведенных выше определений понятия информационная компетентность показывает, что они объединяют в себе две ключевые составляющие – это определенные личностные образования на основе опыта работы с информационными потоками, а также знания, умения и навыки в сфере использования современных ИКТ. Таким образом, в рамках данного подхода понятие информационные технологии соотносится с понятием информационная компетентность как часть и целое. То есть,  человек, обладающий информационной компетентностью, имманентно должен уметь пользоваться ИКТ для решения информационных задач.

Существует и иной подход в понимании информационной компетентности, который не отличается обозначенной интеграцией в понятие умений и навыков работы с ИКТ. Так, С.В. Тришина считает, что информационная компетентность  - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особые тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. В.В. Брежнев рассматривает информационную компетентность старшеклассника как эмоционально-ценностное отношение к информационной деятельности, готовность к творческому выполнению ее различных видов на основе освоения системных знаний, умений, навыков и  опыта информационной деятельности в целях решений развивающих образовательных задач и подготовки к непрерывному профессиональному образованию. Важным в последнем определении видится аксиологический подход к трактовке понятия, внимание к необходимости формирования ценностного отношения к информационной деятельности. Это наиболее значимо на стадии формирования информационной компетентности, в частности, в старших классах.

Мы считаем, что каждый из подходов верен, однако, на современном этапе развития общества осуществлять информационную деятельность без знаний, умений, навыков применения ИКТ, которые проникли во все сферы жизнедеятельности человека, просто невозможно.

На наш взгляд, в свете тех результатов, которые показали российские школьники в рамках международных исследований качества образования (а именно, неспособность применять свои знаний на практике, неумение ориентироваться и принимать решения на основе данной информации в условиях новой, нетипичной ситуации), наиболее оптимальным является определение, данное А.Л. Семеновым.

В отношении структуры информационной компетентности также выявляются разночтения, которые основаны на различиях в трактовке самого понятия: с ориентацией на ИКТ и без. Так, О.Б. Зайцева в структуре информационной компетентности выделяет следующие компоненты: мировоззренческий, коммуникативный, алгоритмический, мотивационно-личностный, целеполагающий, содержательно-операционный, каждый из которых предполагает наличие знаний, умений и навыков использования прикладного программного обеспечения. По мнению О.Б. Зайцевой, каждый из названных структурных подсистем информационной компетентности характеризуется следующим:

- мировоззренческий включает в себя представления о роли компьютерных технологий в оптимизации производственного и интеллектуального труда, о сущности информации и информационных процессов, а также комплекс имеющихся знаний и умений, необходимых для успешного приобретения других предметных знаний и умений;

- коммуникативный предполагает общение с другими людьми, взаимодействие с символьной информацией и знаковыми системами, с компьютером, умение представлять информацию в любой форме, излагать и отстаивать свое мнение, находить общие решения и планировать совместную деятельность с целью достижения общей цели;

- алгоритмический представлен как один из рациональных способов процесса мыследеятельности;

- мотивационно-личностный ориентирован на анализ стиля деятельности человека и позволяет на его основе определить осознанность целей его деятельности;

- целеполагающий предназначен для структуризации деятельности на основе научных достижений;

- содержательно-операционный основан на предметной деятельности, выполняющей управленческую функцию.

С.В. Тришина, считая, что подобный подход к трактовке сущности и структуры информационной компетентности на основе ИКТ выступает лишь частным случаем информационной компетентности, предлагает свою модель структуры информационной компетентности. В нее входят следующие компоненты: когнитивный, ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный, рефлексивный. Они характеризуются следующим образом:

- когнитивный компонент отражает процессы переработки информации на основе микрокогнитивных актов: анализ, сравнение, обобщение поступающей информации, ее синтез с имеющимися базами знаний, разработка вариантов ее использования и прогнозирование последствий использования информации для решения задач различного порядка;

- ценностно-мотивационный компонент состоит в создании условий, которые способствуют вхождению в мир ценностей, помогают при выборе ценностных ориентаций; характеризует уровень мотивации, влияющий на отношение к труду и жизни в целом;

- технико-технологический компонент призван демонстрировать понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, которые применяются для автоматизированного поиска и обработки информации, умение классифицировать задачи по типам и, в последствии, на этой основе выбирать определенное техническое средство, знание особенностей средств ИКТ;

- коммуникативный компонент отражает знание, понимание и умение применить языки (естественные, формальные) и иные виды знаковых систем, технических средств для передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);

- рефлексивный компонент состоит в осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности.

По нашему мнению, модель структуры информационной компетентности, построенная С.В. Тришиной, раскрывает сущность информационной компетентности в более полной и обобщенной форме.

Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что подходы исследователей, предлагающих свое видение сущности и структуры информационной компетентности, расходятся по двум направлениям: со строгой ориентацией на ИКТ в структуре понятия «информационная компетентность», с одной стороны, и, с другой стороны, на знания, умения и навыки работы с информацией, направленные на поиск и применение оптимальных решений в разного рода ситуациях.

Список литературы:

  1. Брежнев В.В. Содержание и структура информационной компетентности старшеклассника // Электронный журнал Курского государственного университета. URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/017-21.pdf
  2. Завьялов А.Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования): автореферат дис. канд. пед. наук. Тюмень, 2005. - 29 с.
  3. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: дис. канд. пед. наук. Армавир, 2002 - 169 c.
  4. Семенов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М., 2000. – С.32.
  5. Тришина С.В. Технология развития информационной компетентности старшеклассника: дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2005. - 172 с.
  6. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Сущность, структура и принципы деятельности детского коллектива"

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленн...

Урок по праву: "Права человека: понятие, сущность, структура" для 10 класса (профильный курс)

Конспект урока по праву "Права человека: понятие, сущность, структура" для 10 класса (профильный курс)...

Презентация урока по праву "Права человека: понятие, сущность, структура" для 10 класса (профильный курс)

Презентация урока по праву "Права человека: понятие, сущность, структура" для 10 класса (профильный курс)...

Разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему "Сущность и структура экономики"

Представлена разработка вводного урока по разделу "Экономическая сфера"...

Сущность и структура учебно-исследовательской компетенции старших школьников

Индивидуальные образовательные программы, которые могут выбрать по своему усмотрению обучающиеся, помогают в полной мере раскрыть, потребности, склонности, профессиональные направленности....

Права человека: понятие, сущность, структура

Презентация к 1-му уроку по теме "Право и личность" Право 10 класс...