Концентрированное обучение
статья на тему
Согласно применяемой сегодня классно-урочной системе, содержание обучения в программах и учебниках искусственно разбито на относительно самостоятельные, логически завершенные разделы, темы, параграфы в соответствии с выделенными на изучение предмета количеством часов. Это содержание изучается в рамках определенных форм: урока, лабораторно-практических занятий, практикумов, экскурсий, экзаменов, зачетов и др. Наиболее распространенной из них является первая.
Каждый урок предполагает изучение конкретной узкой темы в течение 45 минут. Учащимся в день преподают по 4-8 разнородных дисциплин, а в неделю по 10-15.
Все настолько привыкли к такому положению вещей, что ни те, кто учится, ни те, кто учит и руководит учебным заведением, не сомневаются в его незыблемости. Недостатки в обучении и воспитании учащихся объясняются чем угодно, только не самой системой организации обучения. «Пипеточное» обучение малоэффективно и непрочно. Оно противоречит психологическим законам усвоения знаний. Поскольку урок от урока отстоит далеко, то полученная на одном занятии информация доследующего раза большей частью забывается – действует известная в психологии закономерность. Как установил немецкий ученый Г. Эббингауз, новый материал наиболее интенсивно забывается в первое время.
Другой, объективно присущий классно-урочной системе обучения недостаток состоит в следующем. Учащиеся в течение дня изучают от четырех до шести-семи разнотипных предметов. Во второй половине дня они вынуждены готовиться к урокам на завтра – а это еще четыре-пять дисциплин. Постоянный калейдоскоп предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью.
Не в лучшем положении оказываются и педагоги. Изучение деятельности учителей, работающих в одном классе, показывают, что она часто разобщена, многие педагоги на уроке работают лишь на свой предмет. Отдельные учителя, загружая учащихся большим объемом заданий, создают непомерные нагрузки, мотивируя необходимостью изучение только их предмета. Кроме того, перед учителем ежедневно возникают непростые социально-психологические проблемы: на каждом уроке перед ним новый класс со своими учебными, возрастными, психологическими особенностями, что требует от него развитых умений адаптироваться к конкретному классу и отдельным учащимся.
Задаче сближения учебного процесса с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия отвечает так называемое концентрированное обучение, при котором внимание педагогов и учащихся сосредотачивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращении числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня и недели. Подобное обучение чаще называют «погружением» в предмет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Концентрированное обучение
Согласно применяемой сегодня классно-урочной системе, содержание обучения в программах и учебниках искусственно разбито на относительно самостоятельные, логически завершенные разделы, темы, параграфы в соответствии с выделенными на изучение предмета количеством часов. Это содержание изучается в рамках определенных форм: урока, лабораторно-практических занятий, практикумов, экскурсий, экзаменов, зачетов и др. Наиболее распространенной из них является первая.
Каждый урок предполагает изучение конкретной узкой темы в течение 45 минут. Учащимся в день преподают по 4-8 разнородных дисциплин, а в неделю по 10-15.
Все настолько привыкли к такому положению вещей, что ни те, кто учится, ни те, кто учит и руководит учебным заведением, не сомневаются в его незыблемости. Недостатки в обучении и воспитании учащихся объясняются чем угодно, только не самой системой организации обучения. «Пипеточное» обучение малоэффективно и непрочно. Оно противоречит психологическим законам усвоения знаний. Поскольку урок от урока отстоит далеко, то полученная на одном занятии информация доследующего раза большей частью забывается – действует известная в психологии закономерность. Как установил немецкий ученый Г. Эббингауз, новый материал наиболее интенсивно забывается в первое время.
Другой, объективно присущий классно-урочной системе обучения недостаток состоит в следующем. Учащиеся в течение дня изучают от четырех до шести-семи разнотипных предметов. Во второй половине дня они вынуждены готовиться к урокам на завтра – а это еще четыре-пять дисциплин. Постоянный калейдоскоп предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью.
Не в лучшем положении оказываются и педагоги. Изучение деятельности учителей, работающих в одном классе, показывают, что она часто разобщена, многие педагоги на уроке работают лишь на свой предмет. Отдельные учителя, загружая учащихся большим объемом заданий, создают непомерные нагрузки, мотивируя необходимостью изучение только их предмета. Кроме того, перед учителем ежедневно возникают непростые социально-психологические проблемы: на каждом уроке перед ним новый класс со своими учебными, возрастными, психологическими особенностями, что требует от него развитых умений адаптироваться к конкретному классу и отдельным учащимся.
Задаче сближения учебного процесса с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия отвечает так называемое концентрированное обучение, при котором внимание педагогов и учащихся сосредотачивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращении числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня и недели. Подобное обучение чаще называют «погружением» в предмет.
Концентрированное обучение начинается с коренного изменения расписания занятий. Число преподаваемых в течение дня дисциплин сокращается до одного-двух, основной организационной единицей становится учебный блок – занятие, включающее четыре урока (по 30 минут), объединенных общей целью. Продолжительность блока 120 минут, перемены между уроками внутри блока 10 минут. Учебный день состоит, как правило, из двух учебных блоков, с интервалом между ними в 40 минут. В это время учащиеся обедают, отдыхают.
Учебный блок по математике в 6 классе
Тема: «Окружность и круг. Длина окружности. Площадь круга.»
Первый урок блока – лекция. После очень короткого организационного момента учитель напоминает учащимся опорные знания, объявляет тему, мотивированно ставит цель занятия и знакомит учащихся с планом всего учебного блока и лекции.
Последовательно, в соответствии с планом, излагается материал об окружностях и ее характеристиках, круге, числе π, формулах длины окружности и площади круга. После каждой порции излагаемого материала проводится вторичное, более сжатое его повторение. В конце урока-лекции вновь концентрированное изложение основных вопросов. Таким образом, в течение 30 минут был изложен материал трех «обычных» уроков.
Следующий урок – самопогружение. Учащиеся-ассистенты раздают учебники на каждый стол. Учитель ставит задачу: проработать параграфы учебника так, чтобы ответить на контрольные вопросы. Начинается самостоятельная работа с учебником. Учитель в это время оказывает индивидуальную помощь отдельным учащимся. За 10 минут до конца – смена формы деятельности: класс приступает к фронтальной работе по контрольным вопросам. Дети отвечают охотно и правильно.
В результате такой самостоятельной работы с учебником и участия в беседе по контрольным вопросам у ребят формируется умение работать с книгой, ставить вопросы и отвечать на них, развивать интерес к предмету. Но главное в том, что на самопогружении происходит более углубленное усвоение лекционного материала.
Третий структурный элемент учебного блока – практическое занятие. Его цель – научить применять новые знания. Педагог акцентирует внимание учащихся на этой цели и ставит задачу: выполнить задания, номера которых указаны на доске. При этом объявляется, что учащиеся, которые справятся со всеми предложенными заданиями, освобождаются от работы в лаборатории. Постановка такой ограничительной цели выполняет мощную мотивационную функцию.
Последний урок учебного блока – зачет. Начинается он с формирования положительной установки на деятельность. Объявляется условие: «Кто получит оценки «хорошо» и «отлично – у того зачет сдан; у кого оценка ниже – придется сдавать на лабораторном занятии». Зачет происходит с примененитем тестирования. Тест содержит пять вопросов с выбором ответа и одно задание на вычисление. Результаты его выполнения учащиеся заносят в специальную карту многоразового пользования.
По окончании тестирования (на которое ушло около двадцати минут) педагог дает эталонные ответы и предлагает приступить к самоконтролю.
В заключение учебного блока педагог вместе с учащимися проводит анализ их работы на занятии, акцентирует внимание на недостатках, кратко сообщает о содержании следующего учебного блока.
Как видим, учебный блок – это не четыре «обычных» урока, механически соединенных, а качественно иное занятие, отличающееся целостностью и завершенностью процесса познания.
Технология концентрированного обучения еще требует тщательной научно-обоснованной экспериментальной проверки и дальнейшего теоретического обоснования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-150268-1353636935.jpg)
Технология концентрированного обучения на уроках математики
Обобщение опыта работы по теме самообразования " Инновацинонные технологии в преподавании математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/29/picture-528521-1485689137.jpg)
Остапенко А.А., Терскова С.А. «Погружение» в образ как природосообразная модель концентрированного обучения для начальной школы // Школьные технологии. – 2008. – № 1. – С. 116-118.
В статье описана методика проведения "погружения" в образ в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-591126-1423595369.jpg)
Концентрированный текст на уроке русского языка в 5 классе
Методические материалы в помощь учителю для работы в 5-6 классах. Могут быть использованы как диктанты (тренировочные, проверочные, контрольные), как карточки для самостоятельной работы учащихся....
Конспект урока по теме "Особенности свойств концентрированной серной кислоты"
Урок для обучающихся 11 класса, изучающих химию на углубленном уровне. Рассматриваются особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами, неметаллами, галогенидами. Отрабатываютс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-812516-1473188723.jpg)
статья на тему «Инновационные технологии в образовательном процессе. Концентрированное обучение в процессе преподавания татарского языка»
Материалы данной статьи могут быть использованы не только учителями татарского языка и литературы, так как в статье дано определение понятия «педагогическая технология», раскрыты причины их появ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/09/picture-847043-1478677031.jpg)
Тема урока: « Свойства концентрированной азотной кислоты»
Тема урока: « Свойства концентрированной азотной кислоты» (слайд 1)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/09/picture-847043-1478677031.jpg)
Тема урока: « Свойства концентрированной азотной кислоты» (слайд 1)
Тема урока: « Свойства концентрированной азотной кислоты» (слайд 1)...