Концентрированный текст на уроке русского языка в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Харламова Инна Анатольевна

Методические материалы в помощь учителю для работы в 5-6 классах. Могут быть использованы как диктанты (тренировочные, проверочные, контрольные), как карточки для самостоятельной работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл концентрированный текст в 5 классе420.37 КБ

Предварительный просмотр:

 КОНЦЕНТРИРОВАННЫЙ ТЕКСТ

 НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В 5-6  КЛАССАХ

                                Разработка:  Харламова Инна Анатольевна,

                        учитель русского языка и литературы

                        (школа № 543 Московского района)

Санкт-Петербург

2010

Пояснительная записка

        На уроках русского языка я часто использую такой вид работы, как работа с концентрированным текстом.

        Концентрированный текст – это текст, насыщенный орфограммами и пунктограммами.

Работу с таким текстом можно построить следующим образом:

- продиктовать в качестве диктанта (подготовленного, выборочного, тренировочного, проверочного, поискового, диктанта с продолжением),

- с пропущенными буквами и знаками препинания  использовать как материал для самостоятельной работы (коллективной, индивидуальной).

Очень эффективна для развития орфографических и пунктуационных навыков учащихся  работа с концентрированным текстом  в качестве тренировочного диктанта. Стремление увидеть хороший результат в  достаточно трудном, но небольшом по объему тексте подстегивает и сильных, и слабых  учеников.  

        Перед диктантом даю задание: выделить изученные орфограммы после написания каждого предложения; там, где необходимо объяснить знаки препинания, подчеркнуть члены предложения и построить схему. Так  в ткань урока вплетаются орфографический, частичный морфемный  и пунктуационный разборы.

Из-за большого количества орфограмм и пунктограмм  ребятам приходится быть особенно внимательными, и таким образом развивается орфографическая  и пунктуационная зоркость. А если используется самопроверка (взаимопроверка) и работа оценивается немедленно, то внимание возрастает вдвойне.

        Часто подбираю тексты параллельно с изучением произведения по литературе. Например, в 5 классе в начале учебного года читаем русскую народную сказку «Василиса Прекрасная», а на русском языке в это время идет работа по теме «Повторение изученного в начальной школе. Орфограммы-гласные в корне: проверяемые и непроверяемые». На уроке русского языка ученики пишут отрывок из этой сказки, и появляется  еще одна возможность поговорить об изучаемом литературном произведении.

        Отдельно надо сказать о диктантах с продолжением.

        В свое время мне очень понравилась книга  Л.А. Гдалевич, Э.Д. Фудим «Уроки русского языка в 5 классе», в котором авторы предлагают этот вид работы.

        Ребята с удовольствием пишут диктанты с продолжением: на одном уроке написали начало истории (концентрированный текст), разобрали орфограммы, пунктограммы, на следующем – пишем окончание.

         Часто на дом даю задание (прием, заимствованный у тех же авторов): у кого есть желание - прочитать произведение, рассказать в классе, чем закончилась история. А можно сочинить свое продолжение, а потом прочитать книгу – тоже вариант домашнего задания. Такого рода задания направлены как на общее развитие учащихся, так и на развитие речи  (устной и письменной), на развитие творческих способностей детей.

        Иногда, продиктовав фрагмент текста, советую прочитать книгу и возвращаюсь к произведению через несколько уроков. Например, истории из книги Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена» начинаем писать при изучении темы «Безударные гласные в корне: проверяемые и непроверяемые» в разделе «Морфология. Орфография.», продолжаем писать, изучая правила чередования гласных в корне, а заканчиваем на теме «Правописание приставок ПРЕ-ПРИ». К написанию текста по последней теме большая часть класса книгу уже прочитала. На мой взгляд, такой вид работы (диктанты по литературному произведению с продолжением) мотивирует учащихся к тому, чтобы читать больше, читать с удовольствием.

        Помимо текстов из художественной литературы, на уроках в 5-6 классах проходит  работа с текстами научного характера, взятыми из детских энциклопедий, словарей, журналов. Перед тем, как записать текст под диктовку и рассмотреть его с орфографической и пунктуационной точек зрения, учащиеся выполняют задания следующего характера:

- определи тип речи и стиль, в котором выдержан текст;

- объясни смысл названия текста;

- ответь на вопросы по тексту.

         В своей работе я представляю дидактический материал, который  использую на уроках русского языка в 5-6 классах.

        Тексты  представлены в том порядке, в каком проходит изучение тем по учебному комплексу В.В. Бабайцевой.

        Весь материал разделен на 2 части. В первой – концентрированные тексты для 5-6 классов  из художественной прозы, во второй – из научно-популярной литературы.

        

5 КЛАСС

ТЕКСТЫ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО Э.РАСПЕ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БАРОНА МЮНХАУЗЕНА»

ОРФОГРАФИЯ: ОРФОГРАММЫ-СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ, ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ)

ПУНКТУАЦИЯ: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ, В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ                                

                Конь на столе.

        Я, кажется, еще не рассказывал вам о своих лошадях? А с ними у меня случались чудесные истории.

        Я гостил у одного приятеля, а он страстно любил лошадей.

        И вот когда он показывал гостям лучшего своего коня, конь вдруг резко сорвался с места, опрокинул четырех конюхов и помчался по двору.

        Тогда одним прыжком я вскочил на коня и укротил его. Конь почувствовал мою властную руку и покорился мне. С торжеством объехал я двор и захотел показать свое искусство дамам. Прелестные дамы сидели в столовой за чайным столом.

        Я с легкостью направил коня к окну и влетел в столовую. Я заставил коня вспрыгнуть на чайный стол и так искусно прогарцевал среди блюдец и чашек, что не упало и не разбилось даже самое маленькое блюдце.

        Гости были очарованы моей удивительной ловкостью, и друг просил принять меня эту великолепную лошадь в подарок.

        

                        

                                                                        .

За волосы.

        Однажды я спасался от турок и перепрыгнул вязкое болото верхом на коне. Конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлепнулись в жидкую грязь.

Болото с ужасной быстротой засасывало нас глубже и глубже. Вот уже и моя несчастная голова стала погружаться в болото, и оттуда торчит лишь косичка моего парика.

Что было делать? Я редкий силач. Я  ловко схватил себя за эту косичку, резко дернул вверх и вытащил из  болота и себя, и своего коня.

Кто-то говорит: «Это легко!» Тогда попробуйте проделать это сами!

ОРФОГРАФИЯ: ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ), ПРИСТВКИ ПРЕ-ПРИ

ПУНКТУАЦИЯ: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ                                

                                

                        Чудесный олень.

        

        Со мной случались удивительные чудеса.

        Иду я как-то по лесу и угощаюсь сладкими, сочными вишнями.

        И вдруг прямо передо мной показался олень! Стройный, красивый, с ветвистыми рогами!

        Олень стоит и преспокойно смотрит на меня. А я, к сожалению, забыл зарядить ружье.

        Тогда я зарядил ружье вишневой косточкой. Раздался выстрел, но олень только головой помотал. Косточка попала ему в лоб и не причинила вреда. В одно мгновение скрылся он в лесной чаще.

ОРФОГРАФИЯ: ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ, ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ О-А)

ПУНКТУАЦИЯ: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

                Чудесный олень (продолжение).

        Через год я снова охотился в этом лесу.

        Вдруг из чащи леса выскочил великолепный олень, у которого между рогами росло вишневое дерево!

        Я сразу догадался, что это дерево выросло из той маленькой косточки, которой в прошлом году я зарядил ружье.

                                        

ОРФОГРАФИЯ: ПРИСТАВКИ ПРЕ – ПРИ, ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ)

ПУНКТУАЦИЯ: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

                Удивительный заяц.

        Презанятная история случилась со мной однажды.

        На охоте я преследовал  зайца. Заяц скакал вперед и вперед и даже не думал присесть отдохнуть. Он с легкостью преодолевал препятствия, и два дня я не мог догнать его. Моя верная собака не отставала от зайца, но все же не могла приблизиться к нему на расстояние выстрела.

        На третий день я хорошенько прицелился и все-таки подстрелил добычу. Чуть только заяц упал в траву, я бросился рассматривать его. Я приподнял его и увидел, что у этого зайца были и обычные ноги, и запасные.

        На спине у него росли преотличные, крепкие ноги! Когда  нижние ноги у него уставали, он не прекращал бег. Он перевертывался на спину и превосходно бежал на запасных ногах.

Учитель дочитывает:  - Не мудрено, что я, как угорелый, трое суток гонялся за ним!

        ПО А. ЛИНДГРЕН «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭМИЛЯ ИЗ ЛЕННЕБЕРГИ»

ОРФОГРАФИЯ: ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ), ОРФОГРАММЫ-СОГЛАСНЫЕ

ПУНКТУАЦИЯ: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ,                         В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ                                

                        История о том, как однажды Эмиль угодил головой в супницу.

        В этот день на обед сварили мясной бульон. Лина перелила его из кастрюли в цветастую супницу. Все уселись за круглый стол и с аппетитом принялись за еду. Эмиль очень любил бульон, поэтому он хлебал громко и торопливо.

        Бульон был очень вкусный, все брали добавку, и в конце концов на дне супницы осталась только морковка с луком. Этим-то и решил полакомиться Эмиль. Он потянулся к супнице, придвинул ее к себе и сунул в нее голову. Когда же Эмиль почти вылизал дно, он, естественно, захотел вытащить голову из супницы. Но не тут-то было! Супница ловко обхватила его лоб, виски и затылок и не снималась.

ОРФОГРАФИЯ: ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ, ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ О-А, Е-И), ОРФОГРАММЫ-СОГЛАСНЫЕ

ПУНКТУАЦИЯ: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

        

        История о том, как однажды Эмиль угодил головой в супницу (продолжение).

        Эмиль наклонял голову по сторонам, скакал на одной ножке, но супница будто приросла к его голове. Если взрослые касались головы  Эмиля, он сразу начинал ужасно орать.

        Тогда маму озарила счастливая мысль. Она предложила отвезти мальчика к доктору, чтобы доктор безотлагательно оказал помощь Эмилю.

        Эмиль всегда полагал, что кататься в бричке – интересное дело, но не в таком же положении! По дороге он не мог видеть, что творится вокруг. Он не видел зарослей растений у дороги, вечерней зари в небе, когда она только начинает разгораться.

ОРФОГРАФИЯ: ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ, ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ О-А)

ПУНКТУАЦИЯ: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ, В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

        История о том, как однажды Эмиль угодил головой в супницу (окончание).

        Дверь отворилась, и Эмиль заскочил в кабинет доктора. Доктор сказал:

« Здравствуй, молодец! Что это у тебя на голове выросло?»

        Эмиль предположил, что доктор сидит прямо перед ним. Тогда он аккуратно шаркнул ножкой и вежливо поклонился. Раздался оглушительный звон, и супница разлетелась на кусочки.

        Оказывается, когда Эмиль учтиво наклонил голову, он со всего маху стукнулся об угол стола.

        Учитель дочитывает:

        - Так благополучно  закончилась история о том, как Эмиль однажды угодил головой в супницу.

                                                                                                        

        

        

ПО Д. ДЕФО «ЖИЗНЬ И УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ

МОРЕХОДА РОБИНЗОНА КРУЗО»

ОРФОГРАФИЯ: ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ, ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ О-А, Е-И)

ПУНКТУАЦИЯ: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

                Робинзон на необитаемом острове.

        Проснулся я на заре и с замиранием сердца огляделся. Море расстилалось передо мной блестящей равниной.

        Нужно было пробираться на корабль за едой и вещами. Из бревен я сложил плот, на котором  собирался попасть на корабль.

        Уже на корабле я сложил в сундук съестные припасы: рис, сухари и зерно. Теперь мне оставалось запастись ружьем и зарядами. В одной из кают я нашел ружье и уложил его на плоту.

                Робинзон на необитаемом острове (продолжение).

         Затем я начал внимательно осматривать окрестности и выбирать местечко для жилья.

        Растительность вокруг дикая. Хищные звери как будто не водятся, но в воздухе летают какие-то неизвестные мне птицы. Жителей не вижу. Видимо, я оказался на необитаемом острове.

        Тогда я принялся собирать палатку. Вход в нее я загородил сундуком, расстелил на земле постель, положил рядом с собой ружье, лег и крепко заснул.

Объяснить учащимся написание слова «необитаемый».

                                                                

        

                

ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ»

ОРФОГРАФИЯ: ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ)

ПУНКТУАЦИЯ: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ,

В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

                                

        Мачеха раздала девушкам вечерние работы. Одна девушка плела кружева, другая вязала чулки, а Василиса пряла пряжу.

        Вот нагорело на свечке. Одна из дочерей взяла щипцы и погасила свечку.

        - Что теперь нам делать? Надо сбегать за огнем к Бабе-Яге! – говорит девушка.

        - Булавки блестят, и мне от них свет идет, - сказала одна.

        - Спицы мне работу освещают, - сказала другая.

        - Тебе за огнем идти! Ступай к Бабе-Яге! – закричали обе и вытолкали Василису из горницы.

        Василиса положила куколку в карман и пошла в дремучий лес.

                        

ОРФОГРАФИЯ: ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ, ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ О-А, Е-И),  РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь,Ъ

ПУНКТУАЦИЯ: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ, В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

        Вдруг деревья затрещали, и показалась Баба-Яга. Подъехала она к воротам, остановилась и закричала:

- Русский дух чую! Кто здесь?

        Василиса подошла к старухе со страхом, низко поклонилась и сказала:

- Это я, бабушка! Мачехины дочки прислали меня за огнем к тебе.

- Ты поживи у меня да поработай, тогда я дам тебе огня. А иначе я тебя съем! – сказала Баба-Яга.

        Ворота отворились, и Баба-Яга въехала. За нею вошла Василиса, а потом опять все заперлось.

                                        

ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ Э. УСПЕНСКОГО «ДЯДЯ ФЕДОР, ПЕС И КОТ»

ПУНКТУАЦИЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ,

ОРФОГРАФИЯ: ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ)

                         Дом в деревне.

 Стали дядя Федор, пес и кот думать, где же они жить станут. Прошли по деревне, увидели один дом и обрадовались.  Все в доме было: и печка, и кровати, и занавесочки на окнах, и даже радио с телевизором. В огороде тоже все было посажено: и картошка, и капуста. А в сарае удочка была.

        Дядя Федор взял удочку и пошел рыбу ловить. А кот с Шариком печку истопили и воды принесли. Потом они поели, радио послушали и спать легли. Очень им в этом доме понравилось.

                                

        

(Обратить внимание учащихся на произношение и правописание слова «понравилось»).

                                Уборка (продолжение).

        На другое утро дядя Федор, пес и кот дом в порядок приводили. Паутину сметали, мусор выносили, печку чистили. Особенно кот старался, потому что он чистоту любил. Он с тряпкой под все шкафы, под все диваны залезал. Дом и так был не очень грязненький, а тут совсем заблестел.

        А Шарик только носился, лаял от радости и чихал во все углы. Дядя Федор не выдержал и послал его в огород картошку окучивать. И пес так заработал, что только земля летела во все стороны.

        Весь день они так трудились. И морковь пропололи, и капусту. А потом они мыться на речку отправились и Шарика купать.

        Шарик в воду залезал, а дядя Федор его намыливал и шерсть расчесывал. А кот по берегу ходил и все грустил о разных океанах.  

ТЕКСТЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ ПУНКТУАЦИИ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ

ПУНКТУАЦИЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

ОРФОГРАФИЯ: ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ,НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ, ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ), И-Ы ПОСЛЕ Ц, ОРФОГРАММЫСОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ)

        ПО А. ПОГОРЕЛЬСКОМУ «ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»

Алеша и Чернушка.

Они спустились  по лестнице и долго шли по разным переходам и коридорам, которых раньше Алеша не видел.

         Переходы и коридоры были такие низкие и узкие, что Алеша должен был наклоняться.

        Вдруг они вошли в залу, которую освещали хрустальные люстры. Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах. В руках рыцари держали щиты, и копья, и мечи.

        Чернушка шла вперед на цыпочках, а Алеше велела следовать за собой и не отставать.  

        

ТЕКСТЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ ПУНКТУАЦИИ

                        НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕКСТЫ

 

ОРФОГРАФИЯ: ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ), ОРФОГРАММЫ-СОГЛАСНЫЕ (НЕПРОИЗНОСИМАЯ. УДВОЕННАЯ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ)

ПУНКТУАЦИЯ В ПРОСТОМ  ПРЕДЛОЖЕНИИ (ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ, ВЫРАЖЕННЫМИ СУЩЕТВИТЕЛЬНЫМИ В И.П., ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ВВОДНЫМ СЛОВОМ)

                                Викинги.

         В Норвегии суровая природа, скудная почва,  высокие горы. Норвегия - это родина викингов.

        Викинги связали свою судьбу с северным морем. Северное море холодное,  своенравное. Викинги были рыбаками, и купцами, и пиратами. С юных лет привыкли они к опасным плаваниям среди островов и рифов. Выживали, бесспорно, самые крепкие и самые выносливые из них.                              (По энциклопедии «Хочу все знать»)

Словарная работа:

объяснить значение слова рифы;

                         подбери синоним к словам своенравное море, скудная почва.

Вопрос:

 - Что вы еще знаете о викингах?

ОРФОГРАФИЯ: ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ, ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ)

ПУНКТУАЦИЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

                        Жизнь у воды.

        

        Птицы любят селиться  по берегам озер, ручьев, рек, морей и океанов. Всем пернатым хватает здесь обильного и разнообразного корма: насекомых, червей, моллюсков и рыбы.

        К водным птицам относятся гагары, утки, гуси, лебеди, плавунчики, чайки  и оляпки. Все они прекрасно плавают, многие умеют нырять.

        Некоторые виды водных птиц строят плавучие гнезда или прикрепляют их к надводной части растительности.

        Гнезда пеликанов, бакланов, цапель, журавлей, чаек располагаются на сухой земле или на растущих прямо в воде деревьях.

                                        (По энциклопедическому путеводителю «Птицы»)

ОРФОГРАФИЯ: ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ, ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ)

ПУНКТУАЦИЯ: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

                        Растения-хищники.

        Некоторые растения ловят насекомых и едят их. Такие растения называют хищниками.

        В Центральной Европе распространено растение росянка. На его листочках в любое время суток блестят прозрачные росинки. Но это не роса, а клейкое вещество. Насекомое опускается на листок и прочно прилипает.

        В Португалии произрастает португальская мухоловка. Она ловит только мух. Ее даже разводят в домах как комнатное растение.

                                                        

                                                Из энциклопедии «Что? Где? Почему?»

Задание (по желанию): подготовить рассказ о необычном явлении, факте, о которых узнал из энциклопедии, газеты или телевизионной передачи.

                                        

ОРФОГРАФИЯ: ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ, ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ), УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ, ПРАВОПИСАНИЕ ЧК-ЧН

ПУНКТУАЦИЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

                Строители островов.

        Вы, наверное, удивитесь, но кораллы тоже относятся к животным. Эти животные, умирая,  образуют в море целые острова. Конечно, не сразу, а за несколько тысяч лет. Например, остров Фуджи – результат деятельности кораллов.

        Живые кораллы под водой напоминают сказочный лес. Они бывают самых разных форм, но чаще всего похожи на голые ветви деревьев зимой. Среди коралловых лесов селятся различные рыбы, ведь коралловые заросли дают надежную защиту от хищников.

                                        (По энциклопедическому путеводителю «Животные»)

Сказать учащимся о запятой во 2-м предложении.

ОРФОГРАФИЯ: ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ, ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ)

ПУНКТУАЦИЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

                

                        Это интересно.

        Бывают случаи, когда в городе из-под асфальта показывается шляпка шампиньона.

        Однажды три шампиньона пробили асфальт и выросли на улице Москвы рядом с Манежем.

        Как и откуда появляются эти грибы в самых удивительных местах? Просто когда-то здесь росли их предки. Они-то и сохранились в течение многих лет.

                                        (Из энциклопедии «Хочу все знать»)

Оговорить написание предлога в течение.

         

                О муравьях.

         Насекомые  - удивительно интересные существа.

            Посмотрите, например, на муравьев или пчел.  Всем известно трудолюбие муравья.. И в летнюю жару и в осеннюю прохладу тащит на себе муравьишка хвойные иголки, прутья, когда они в десятки раз весят больше его самого.

           А пчелы? Знаете ли вы, друзья, о знаменитых  танцах пчел? Если пчела находит медоносное растение, то своим танцем она показывает дорогу к нему другим обитателям улья.

                                                            (Из энциклопедии «Хочу все знать»)

                        История жестов.

        Кивок головой, поднятие шляпы, взмах руки, поклон – у всех этих жестов своя история.

        Древний обряд рукопожатия показывал партнеру, что к нему обращается человек без оружия в руке. Оружие воин носил в правой руке. И сегодня мы говорим малышу: «Поздоровайся правой ручкой».

        Мужчина вошел в помещение и приподнял или снял шляпу. Какой в этом смысл? Сейчас это знак вежливости. А раньше мужчина снимал шлем или обнажал голову в знак доверия к хозяину дома.

                                                                                (По Н.Формановской)

Дополнительные задания:

Покажите жесты, с помощью которых люди могут общаться друг с другом, потому что эти жесты понятны всем.

- А какие вы знаете слова вежливости? Приведите примеры. Как пишутся эти слова?

Один из учеников получает задание:

Подготовить рассказ об истории (этимологии) слов спасибо, пожалуйста. 

                                

                                

                                CТИХОТВОРЕНИЯ НА УРОКЕ

                                        5 КЛАСС

БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Где очки у тети Вали?

У нее очки пропали!

Ищет бедная старушка

На подушке,  на кадушке,

В духовке,  в кладовке,

В старом лукошке,  

В миске у кошки.

Искала и в беседке,

Спросила у соседки.

А они на самом деле

У нее не лбу сидели!

                         Ю.Тувим

ЧАСТИЦА БЫ С ГЛАГОЛАМИ

Если был бы я девчонкой -

Я бы время не терял.

Я б на улице не прыгал.

Я б рубашки постирал,

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка,

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

«Молодчина ты, сынок!»

                        Э. Успенский

                        ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПОЛ, ПОЛУ

Ходит, ходит

Попрошайка.

Просит, просит:

«Дай-ка, дай-ка,

Дай кусочек пирожка,

Дай глоточек молока,

Полкотлетки,

Полсосиски,

Полконфетки,

Полредиски,

Полрезинки,

Пол-линейки,

Полкартинки,

Полкопейки».

                С. Маршак

        Полуделовой человек.

Я надул с утра полшины,

Вытер тряпкой полмашины,

Пол-игры сыграл в футбол,

Полсела за кошкой брел.

Очень много сделал дел:

Пол-урока отсидел,

Быстро сделал полпримера,

Прочитал «Полпионера».

В магазин пришлось пойти,

Но вернулся с полпути.

Мух ловил я полчаса,-

Тут и ужин начался…

- Ты, привыкший к половинам,

После стольких «полудел»

Съел пол-ужина? Скажи нам!

Нет, я ужин целый съел!    

                        Ю.Хазанов

ТЕКСТ, НАСЫЩЕННЫЙ ПУНКТОГРАММАМИ

У Танюши дел немало!

У Танюши много дел.

Утром брату помогала:

Он с утра конфеты ел.

Посидела у окошка,

Пролила столярный клей,

Отворила двери кошке,

Помогла мяукать ей.

Перед сном сказала маме:

«Вы меня разденьте сами!

Я устала,  не могу,  

Я вам завтра помогу».

                                                 

А. Барто


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)

Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...

Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...