Технология концентрированного обучения на уроках математики
статья по алгебре на тему
Обобщение опыта работы по теме самообразования " Инновацинонные технологии в преподавании математики"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология концентрированного обучения на уроках математики
На современном этапе развития общества образование призвано обеспечить формирование у учащихся потребности в активном познании окружающего мира; приобретение навыков в самоорганизации, обеспечивающих высокую эффективность всех видов учебной и внеучебной деятельности; становление построенных на принципах гуманизма отношений; овладение базовыми умениями влиять и реализовывать индивидуальные задатки и способности.
Учитель, реализующий программу общего образования, должен:
- Обладать: ключевыми профессиональными компетентностями, такими как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность;
- Знать: сущность современных педагогических технологий и методик, принципы организации познавательной среды, правовые нормы отношений, возрастную и педагогическую психологию и другое;
- Владеть: конкретными методиками психолого-педагогической диагностики; современными педагогическими технологиями и активными приемами обучения.
В связи с вышесказанным цель моего выступления – Поделиться опытом работы по применению технологии концептуального обучения в преподавании математики.
Одной из таких современных образовательных технологий является технология концентрированного обучения.
Немного из истории:
Реформы, проводимые в настоящее время в сфере образования – предпрофильная и профильная подготовка – требует расширения объема даваемых школьникам знаний за то же самое количество учебного времени. Устранить это противоречие способны только такие образовательные технологии, которые позволяют расширить объемы знаний без увеличения времени, отводимого на их изучение. К таким технологиям относится концентрирование обучение.
Понятие «концентрированное обучение» достаточно давно и прочно вошло в педагогическую терминологию. Так, например, оно было широко применимым в советской дидактике в 20-30-е годы при описании метода циклового обучения суть, которого заключается в том, что «на каждый учебный предмет отводится определенный отрезок времени (10-15-20 дней), в продолжении которого, при ежедневных занятиях, должен быть пройден весь курс данного предмета» (при 72 часах курса) если курсы более объемные, то используется система двух- или трехкратного «погружения» в предмет.
Концентрированное обучение – это специально организованный процесс обучения, при котором учащиеся усваивают большее количество информации за единицу времени за счет большей систематизации, обобщения, структурирования материала и иного временного режима занятий (противоположность – «распределенное» обучение).
Образовательная технология концентрированного обучения позволяет решать ряд взаимосвязанных проблем:
- Проблему несоответствия между увеличением объема учебной информации и факторов ограниченного времени обучения;
- Проблему интенсификации образовательного процесса;
- Проблему формирования и активизации познавательных интересов учащихся;
- Проблему целостного формирования личности.
В настоящее время описан опыт целой школы, работающей в режиме концентрированного обучения (Ш.Т.. 2002г. №6, 1999г., №5) под руководством Остатенко Андрея Александровича, зам.директора Азовского экспериментального комплекса Северского района, Краснодарского края.
Варианты реализации концентрированного обучения. Классифицируя различные способы организации концентрированного обучения выделяются три различные модели.
Первая модель «Погружение», как модель интенсивного воздействия с применением суггестивного воздействия.
Первая модель предполагает изучение в течение определенного времени одного основного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется при этом особенностями содержания и логики усвоения его учащимися, общим числом отводимых на изучение дисциплины часов, наличием материально – технической базы и некоторыми другими факторами.
При концентрированном изучении одного предмета планирование учебного процесса состоит в следующем: общее годовое число часов по предмету делится примерно поровну на части. Далее в течение 3-5 дней учащиеся изучают только этот предмет. За это время на качественном уровне изучается материал курса. Одно такое погружение происходит за одну часть времени.
В следующем промежутке времени вновь возвращаются к этому материалу углубляя и расширяя ранее полученные знания путем оперирования ими в стандартных ситуациях.
Во время третьего погружения учащиеся учатся применять знания в новых, нестандартных ситуациях. На последнем этапе концентрированного обучения предмета учащиеся обучаются умениям творческого применения знаний. Продолжительность одного урока при такой организации обучения сокращается до 35 минут. После каждых двух уроков, как правило, проводится разгрузочное занятие (физкультура и т.п.), домашнее задание не задается. В первой половине дня проводится 5-6 уроков. Во второй половине дня учащиеся работают (по желанию и выбору) на занятиях, организуемых преподавателями. Это позволяет учитывать интересы учащихся и развивать их в выбранной ими сфере, и в то же время педагог готовит себе помощников – ассистентов из числа наиболее подготовленных и имеющих к этому потребность учащихся.
Учебный день представляет собой органическое сочетание различных форм организации обучения, объединенных одной целью – сформировать систему знаний и умений, учащихся по целостной теме изучаемого курса.
Важно подчеркнуть, что одно и то же содержание в течение дня прорабатывается в разных формах учебной деятельности при большом удельном весе самостоятельной работы учащихся. Содержательная доминанта придаст учебному дню целостность, а деятельность учащихся приобретает активный характер благодаря включению их в различные формы и виды работы, обеспечивающие непрерывность процесса познания, органическое единство процессов усвоения знаний и формирование умений. При этом речь идет не только об учебных умениях, но и в значительной мере о формировании умений сотрудничать в микрогруппе, коллективе, т.е. об обучении технологии сотрудничества. Организация обучения на уровне учебного плана представляет собой своеобразный «конвейер», когда учащиеся переходят от изучения одного предмета к изучению другого в определенной последовательности. Продолжительность концентрированного изучения одного предмета может быть различной, но, как показывает опыт, она не должна быть меньше трех учебных дней.
Вторая модель «Погружение», как модель длительного занятия одного или несколькими предметами.
Вторая модель концентрированного обучения предполагает укрепление только одной организационной единицы – учебного дня, количество изучаемых предметов сокращается до одного – двух. В рамках же учебной недели и других организационных единиц число дисциплин сохраняется в соответствии с учебным планом и графиком его прохождения. Основной организационной единицей при этой модели становится учебный блок. Учебный день состоит, как правило, из двух учебных блоков с интервалом между ними 40 минут, во время которого учащиеся обедают и отдыхают. Вторая половина посвящается деятельности по интересам.
Третья модель «Погружение», как модель организации процесса обучения без увеличения учебного времени. В своей практике я применяю технологию концентрированного обучения именно через организацию обучения без увеличения учебного времени.
Планирую состав учебного блока: лекция, самостоятельная работа учащихся, практическое занятие, зачет.
На примере алгебры и начала анализа, 11 класс.
Тема: Логарифмическая функция.
Учебный блок | Количество часов |
Лекция | 2 |
Самостоятельная работа | 3 |
Практикум | 6 |
Зачет | 2 |
Контрольная работа | 1 |
Итого | 14 |
1 этап – урок-лекция («погружение») – знакомство с целью и планом всего учебного блока и самой лекции. Материал, включающий в себя содержание нескольких обычных уроков, готовлю заранее и оформляю в виде опорного конспекта. При этом сначала провожу первое изложение учебного материала, затем второе - детально, а в конце лекции – третье, еще более концентрированное изложение основных вопросов. Таким образом, на лекции происходит восприятие учащимися целостного блока знаний и его первичное осмысление (понятие логарифма), основное логарифмическое тождество, десятичный и натуральный логарифмы, свойства логарифма, формула перехода от одного основания к другому, логарифмическая функция, применение свойств логарифмической функции при решении логарифмических уравнений и неравенств.
2 тап - урок-самостоятельная работа. Самостоятельная проработка учебника так, чтобы ответить на контрольные вопросы. Работа в парах, группах, индивидуально.
Цель: углубленное усвоение лекционного материала, его осмысление. Формируются общеучебные умения: работа книгой, выделение главного, составление плана, установление причинно – следственных связей. Контрольные вопросы заранее вывешиваются, либо раздаются каждому.
3 этап – урок-практикум.
Цель: формирование умений применять новые знания на практике, закрепление знаний.
Здесь достигается систематизация знаний и умений по теме, отрабатываются умения в решении задач.
На уроках-практикумах применяю методику взаимообмена заданиями (по методике преподавателя Красноярского университета М.А.Мкртчяна). На карточке даю задания по теме: «Решение неравенств».
РН1 | РН2 | РН3 | РН4 | |
Баженова | ||||
Бакшеева | ||||
Бакушев | ||||
Тищенко |
Для четырех учеников подготовлены четыре карточки, и раздаются в такой последовательности, как указано в таблице галочкой. Далее начинается «запуск» раздела, темы.
Работаю индивидуально с каждым, объясняю решение уравнения под номером 1 (записываю решение прямо в тетради), а под номером 2 ученик решает самостоятельно, затем правильность проверяю. Если карточка выполнена по такой схеме, то ставлю знак «+». Тогда таблица приобретает следующий вид:
РН1 | РН2 | РН3 | РН4 | |
Баженова | + | |||
Бакшеева | + | |||
Бакушев | + | |||
Тищенко | + |
Тема считается «запущенной», ели задания выполнены учениками.
Далее, чтобы выполнить все остальные задания, ученики работают друг с другом в парах, обмениваясь заданиями. Работа строится следующим образом:
Баженова, зная решение РН1, работая в паре с Бакшеевой обучает решение №1, заново решая это задание. Затем в этой же паре Бакшеева объясняет решение задания №1 карточки РН2 Баженовой.
Затем они расходятся для самостоятельного решения задания №2. Проверив друг у друга правильность решения задания №2, они расходятся, далее каждый себе ищет нового напарника.
Через определенное время таблица учета приобретает следующий вид:
РН1 | РН2 | РН3 | РН4 | |
Баженова | + | + | ||
Бакшеева | + | + | ||
Бакушев | + | + | ||
Тищенко | + | + |
Каждый из класса выполняет четыре задания, работая с разными учениками. Можно организовать несколько групп по 4-6 человек в каждой.
В классе может одновременно работать несколько групп по 2-3 по разным темам. Причем в каждой группе назначается координатор работы для ведения учета в этой группе. Самое трудное «запуск». Вариант предварительной подготовки после уроков, наиболее способных.
Те ученики, которые быстрее всех перерешали все задания и освоили тему, можно из них создать новую группу и дать задания по изучению нового раздела.
4 этап – урок-зачет.
Цель: контроль и оценка степени усвоения основных понятий и ведущих идей, сформированности навыков работы, общеучебных и специальных умений. Активное применение самоанализа, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.
На уроках-зачетах практикую тематические зачеты. Опыт работы показал, что учеников надо специально готовить к зачету.
В процессе изучения темы особое внимание уделяю решению заданий обязательного уровня, причем опорные задачи будут служить ученикам образцом при зачете, домашнем задании, поэтому требую. Записи письменных решений в тетрадь.
С целью управления подготовкой учащихся к зачету в период изучения темы систематически проверяю знания и умения учащихся в разной форме: устный опрос, различного вида письменные работы, поэтому к зачету имею предварительную картину успеваемости каждого ученика.
В ходе зачета веду учет по таблице:
Фамилия ученика | Зачет №1 решение неравенств | Зачет №2 решение неравенств | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Баженова | ||||||||
Бакшеева | ||||||||
Бакушев | ||||||||
Тищенко |
Преимущества концентрированного обучения:
- Построение учебного процесса обеспечивает преодоление разобщенности содержания и увязывает элементы обучения в единое целое.
- Обеспечивает восприятие, углубленное и прочное усвоение учащимися целостных завершенных блоков изучаемого материала.
- Благотворное влияние на мотивацию учения.
- Благоприятный психологический климат (взаимодействие друг с другом вы процессе обучения).
Отрабатывала данную технологию по этапам. Сначала вводила в практику зачетную систему, затем в старших классах отрабатывала методику проведения уроков-лекций. Уроки-практикумы по методике взаимообмена заданиями не всегда получались, хорошо восприняли эту работу ученики 11 класса (2 года). В целом и в комплексе я работала по данному учебному блоку 2 года (10, 11 классы). В этом году эти дети сдавали ЕГЭ. Стабильно учились 57% на «4» и «5», все сдали успешно ЕГЭ (с максимальным баллом 64).
Такая последовательность изучения материала повторяется в течение недели, года на каждом циклическом процессе усвоения знаний. Особенно такая система работы применима на третьей ступени, что позволяет сконцентрировать материал темы в единое целое, а также организовать целенаправленно учебную деятельность учащихся на изучение темы.
На всех этапах учебного блока применяют уровневую дифференциацию, которая по одной программе и учебнику, школьники усваивают материал на разных уровнях, двигаясь по индивидуальной траектории обучения.
Уровневую дифференциацию осуществляю не за счет того, что одним ученикам даю меньше заданий, а другим больше. Предлагаю одинаковый объем материала, но предъявляю различные уровни требований к его усвоению, так как в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении учебника по уровням.
Для осуществления дифференциации созданы мобильные группы – по темпу овладения материалом и по способности самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Оцениваю по работе с учебным материалом, его творческому применению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология позиционного обучения на уроках математики, как фактор повышения качества знаний»
Рассматриваются основные задачи, дидактические особенности, этапы технологии позиционного обучения. Дана структура занятия по технологии позиционного обучения....
Технология модульного обучения на уроках математики (презентация)
В краткой форме можно познакомиться с технологией модульного обучения, ее применением, ее достоинствми и недостатками....
Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "
Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....
Технологии модульного обучения на уроках математики в школе
Технологии модульного обучения на уроках математики в школе...
Тригонометрические уравнения. Показательные уравнения. Применение технологии модульного обучения на уроках математики
Вариативность учебных школьных планов, альтернативные учебники и программы по математике, достижение максимальных результатов при ограниченном учебном времени на изучение большого объёма учебного мате...
"Технология проблемного обучения на уроках математики 6-9 классов (из опыта работы учителя)"
В данной статье рассмотрены примеры уроков, разработанных автором с использованием приемов и методов проблемного обучения, а также приведены образцы заполнения технологических карт....
Формирование ключевых компетенций с применением технологии модульного обучения на уроках математики
Статья о применении современных технологий, в частности технологии модульного обучения, на уроках математики....