ГУМАНИЗАЦИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
статья (8 класс) на тему
В статье рассматриваются возможности гуманизации химического образования в двух аспектах: содержательно-целевой и процессуально-деятельностной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
чулкова статья | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГУМАНИЗАЦИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Чулкова Е. А.
Химическое образование переживает непростой этап своего реформирования, связанный с изменением взглядов на роль и цели общего образования, в контексте задач его модернизации [4 с.3]. В данных условиях на фоне глобального экологического, общекультурного и нравственного кризисов становится очевидной необходимость гуманизации образования.
В педагогической и методической литературе понятие «гуманизация образования» рассматривается в двух аспектах: содержательно-целевой и процессуально-деятельностной [5].
Содержательно-целевой аспект направлен на формирование у учащихся научного мировоззрения и гуманистического отношения к миру. Кроме того, он сориентирован на преодоление отчуждения науки и производства от человека. Поэтому в процессе обучения химии перед учащимися необходимо раскрывать связь между химическими знаниями и повседневной жизнью, а также проблемами, которые возникают в различных бытовых ситуациях.
Процессуально-деятельностной аспект направлен на организацию субъект-субъектных отношений учителя и учащихся. Он подразумевает гуманное (человеческое) отношение к ученику, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать» или переделать [5].
Именно на этом аспекте мне бы хотелось остановить своё внимание.
Существенное влияние в последнее время на сознание и подсознание подрастающего поколения оказывают средства массовой информации, особенно телевидение, реклама, компьютерные игры. Вследствие этого учебная информация, которая передается ребенку в образовательном учреждении, занимает все менее значимое место, а соответственно очень быстро забывается. Поэтому актуальным становятся неоднократное повторение одних и тех же знаний и активная деятельность с учебным материалом.
Любую форму работы можно характеризовать как активную, если она позволяет управлять процессом обучения, способствует развитию самостоятельности мышления, стимулирует учебную деятельность [2 с.6]. При этом результативность урока определяется тем, чему научились все школьники вместе и каждый в отдельности. Чрезвычайно важно, чтобы каждый ученик, в том числе и слабоуспевающий, почувствовал, что он может преодолеть трудности. Поэтому не теряет своей значимости проблема индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения.
Реализовать всё вышеизложенное на практике мне даёт возможность самостоятельная работа учащихся с заданиями, включающими опорные знания или подсказки. При этом теоретический материал может быть изложен либо в виде текста, либо в виде схемы. Задания могут иметь любой вид, в том числе тестовый и носить дифференцированный характер.
Порядковый номер в периодической таблице Д.И. Менделеева определяет – заряд ядра атома, количество протонов и электронов. А количество нейтронов можно всегда рассчитать: для этого нужно от атомной массы химического элемента вычесть порядковый номер. По сумме всех электронов в атоме можно определить порядковый номер химического элемента, а значит и сам химический элемент. |
1. Заряд ядра атома фосфора равен 1) +5 2) +15 3) +16 4) +3 2. Число протонов, нейтронов и электронов в атоме I9F соответственно равно 1) 19; 9; 19 3) 9; 9; 10 2) 9; 10; 19 4) 9; 10; 9 3. Распределение электронов по электронным слоям 2;6 соответствует атому 1) неона 3) кислорода 2) углерода 4) серы 4. Распределению электронов по электронным слоям в атоме кремния соответствует ряд чисел 1) 2; 4 3) 2; 8; 8; 4 2) 2; 8; 4 4) 2; 8; 18; 4 |
Подобные форму деятельности можно использовать: при изучении и закреплении нового материала, актуализации знаний, обобщении и систематизации информации по отдельным темам или даже курсу, а также при подготовке к экзамену.
Работа в таком режиме способствует не только развитию самостоятельности учащихся, но и позволяет учителю корректировать деятельность каждого ученика, осуществляя индивидуальный подход.
Когда же на уроке необходимо быстро воспроизвести уже пройденный, но, к сожалению, забытый учениками материал, на помощь нам приходят алгоритмы.
Данная форма алгоритма является разветвленной и не только позволяют быстро воспроизвести необходимую информацию, но и способствуют развитию мышления и памяти.
Кроме того, новым опытом в моей практике является разрешение учащимся (пока только 10 класса) использовать при написании проверочных работ «шпаргалок», сделанных самостоятельно.
По моему глубокому убеждению, изготовление шпаргалки требует от учащегося анализа, обобщения и классификации информации, а это является этапами мыслительной деятельности. При этом задействуются наибольшее количество видов памяти, что способствует лучшему запоминанию. Поэтому использование данной подсказки носит скорее психологический характер, нежели учебный.
Все вышеизложенные приёмы позволяют не только снизить напряжение при изучении такого сложного предмета как химия, установить доброжелательные отношения с учениками, индивидуализировать обучение, но и дать возможность школьникам быть успешными.
Литература:
- Иванова Р.Г., Иодко А.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.-160с.
- Основные вопросы теории и практики изучения химии в школьном курсе: сб.науч. ст. по итогам науч.-практ.конф. учителей химии Волгограда и Волгоградской области (2006-2007 г.г.). – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена»,2007.-159с.
- Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: 8-9 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. 256 с.
- ресурсы Интернет:
http://revolution.allbest.ru
http://www.lib.ua-ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...
ТЬЮТОРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной заметке освещаются методика работы муниципального тьютора Тимашевского района по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ – по биологии...
Игра, как эффективное средство повышения качества обучения и воспитания на примере ТО художественной направленности "Мастерица".
Ценность игровых технологий состоит в том, что игра, являясь развлечением, способна перерасти в обучение, в творчество....
Формы и методы работы с картой на уроке географии как эффективное условие повышения качества образования.
Географическая карта является особым средством познания действительности мира, источником, накопителем и хранитеем знаний....
Интегрированные уроки как один из эффективных форм повышения качества обученности учащихся в рамках ФГОС
Обеспечение качественного языкового образования в условиях сельской школы в контексте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»требует поиска принципиальн...
Эффективные формы работы по повышению качества обучения игре баскетбол в соответствии с ФГОС
Эффективные формы работы по повышению качества обучения игре баскетбол в соответствии с ФГОС...