Концепция образования в интересах устойчивого развития
статья по теме
Теоретическое обоснование программы экспериментальной деятельности педагогического коллектива в рамках Десятилетия ОУР ООН 2005 - 2014 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_our.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция образования в интересах устойчивого развития
Божко Наталья Владимировна,
кандидат педагогических наук,
Заслуженный учитель РФ,
руководитель школьного эксперимента
Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) является основной частью более широкой проблемы, касающейся качества жизни всех жителей планеты Земля. Задача школьного учителя заключается в обнаружении и изучении исходных посылок и предложений, заложенных в областях деятельности, изучаемых в школе, адекватных концепциям и принципам, лежащих в основе ОУР. Устойчивое развитие (УР) является проблемой философского и аналитического характера, что позволяет осуществить педагогические исследования, в рамках которых должны учитываться связанные друг с другом социальные, экологические и экономические факторы. Такие исследования дадут возможность рассматривать и решать комплексные проблемы.
Концепция ОУР уходит корнями в историю двух направлений деятельности ООН: образования и устойчивого развития.
Декларация прав человека (1948 г.) гласит, что «каждый человек имеет право на образование». Это право закреплено также в Конвенции о правах ребенка (1989 г.), в которой говорится, что начальное образование должно быть бесплатным и обязательным. В Джомтьенской декларации об образовании для всех (1990 г.) подтверждается право на образование и указывается на необходимость ликвидации гендерного неравенства. Генеральная Ассамблея ООН объявила 2003-2012 гг. Десятилетием грамотности ООН.
Концепция УР уходит своими корнями в историю деятельности ООН в области охраны окружающей среды. Целый ряд событий стали вехами на пути к УР, в том числе историческая Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 г.), результатом которой стало учреждение Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В течение 10 лет после проведения Стокгольмской конференции в мире росло осознание того, что решение экологических проблем вне контекста потребностей в области развития, таких как ликвидация нищеты, в которой живет немалая часть человечества, не принесет пользы на окружающей среде, ни самим людям. В результате, в середине 80-х годов ХХ века ООН пришла к разработке более масштабной стратегии, которая была направлена на решение как социальных, так и экологических проблем. В 1987 г., после предоставления Комиссией Брундтланд доклада «Наше общее будущее», было решено, что всеобъемлющей основой, или концепцией, дальнейшей политики в области развития, которая будет осуществляться на всех уровнях управления, станет устойчивое развитие.
Наряду с формулированием концепции УР Генеральная Ассамблея ООН изучила смежную концепцию образования, направленного на обеспечение УР. С 1987 г. по 1992 г. концепция ОУР принимала все более четкие очертания по мере того, как различные комитеты рассматривали, обсуждали в ходе переговоров и составляли 40 глав Повестки дня на XXI век. Первоначальные соображения, касающиеся ОУР, нашли свое отражение в Главе 36 Повестки дня на XXI век под названием «Содействие просвещению, информированию населения и подготовке кадров».
По мере обсуждения и формирования концепции УР стало ясно, что ключом к устойчивости является образование. На протяжении десятилетия многие осознали, что образование играет важную роль в любых усилиях по обеспечению более устойчивого будущего, однако прогресс в направлении ОУР был скромным. По сути многие расценивали образование как забытый приоритет, некогда установленный в РИО-де-Жанейро. Важность ОУР вновь была подтверждена всему миру, когда в декабре 2002 г. ООН провозгласила 2005-2014 гг. Десятилетием образования в интересах устойчивого развития. Сегодня по всему миру многие организации по вопросам образования изыскивают пути переориентации своих учебных планов и программ на решение вопросов устойчивого развития.
Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) в самом широком смысле этого понятия включает улучшение качества базового образования, переориентацию образования на решение задач УР, расширение информированности населения и обеспечение подготовки кадров во всех секторах общества. По мере рассмотрения идеалов, лежащих в основе УР, были выявлены социальные цели:
- главенство вопросов, связанных с окружающей средой (ОС);
- социальная справедливость;
- правосудие и терпимость;
- качество жизни для всех людей нынешнего и будущих поколений, которых и должно затронуть ОУР.
В демократических обществах ОУР внедряется в процессе участия общества и имеет непосредственное отношение к принятию решений на базе общин.
В Программе действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век, принятой на Встрече на высшем уровне «Планета Земля: РИО + 5» (Нью-Йорк, 1997), роль образования в деле содействия созданию более устойчивых обществ изложена следующим образом:
«Образование способствует повышению уровня благосостояния людей и является одним из решающих факторов создания условий для того, чтобы люди могли стать полезными и ответственными членами общества. Одним из основополагающих условий УР является наличие доступной для всех, адекватным образом финансируемой и эффективной системы образования на всех уровнях, особенно на начальном и среднем уровнях, способствующей как укреплению потенциала людей, так и повышению уровня их благосостояния. К числу основных тем образования в интересах обеспечения устойчивости относятся продолжение образования в течение всей жизни, междисциплинарное образование, партнерство, поликультурное образование, расширение возможностей. Первоочередное внимание следует уделять обеспечению всестороннего и равного доступа женщин и девочек ко всем уровням образования и профессиональной подготовки. Особое внимание следует уделять также профессиональной подготовке преподавателей, молодежных лидеров и других воспитателей. Образование должно рассматриваться также как одно из средств расширения возможностей молодежи и других уязвимых и маргинализированных групп, в том числе в сельских районах, посредством установления отношений партнерства между поколениями и взаимного обучения. Даже в странах с эффективными системами образования ощущается необходимость переориентации образования, информационно-пропагандистской работы и профессиональной подготовки в целях обеспечение более глубокого понимания, критического анализа и поддержки общественностью концепции УР»[1].
Чтобы начать процесс переориентации образования на решение задач УР, учительский и преподавательский состав учебных заведений должен разработать свои собственные тематические руководства, в основу которых должны быть положены определения и идеалы, связанные с устойчивым развитием. Хотя существует большое количество описаний концептуальной основы устойчивости и ОУР, образовательные учреждения должны решить, каким темам следует уделять наибольшее внимание в их учебных планах, программах, практических занятиях, чтобы образовательные программы соответствовали экологическим, социальным и экономическим условиям и были созвучны целям, которые ставятся общинами, регионами и странами.
Существуют руководства по разработке образовательных материалов по различным дисциплинам. Эти руководства могут быть использованы в качестве отправной точки для разработки программ ОУР. Например, Кафедра УНИТВИН/ЮНЕСКО по переориентации педагогического образования на решение задач устойчивого развития (Торонто, Канада) определила следующие критерии для разработки проектов ОУР:
- ОУР актуально с точки зрения местных условий и культурных особенностей;
- ОУР исходит из местных потребностей, представлений и условий, вместе с тем признает, что удовлетворение местных потребностей часто имеет глобальный результат и последствия;
- ОУР охватывает формальное, неформальное и неофициальное образование;
- ОУР является деятельностью, охватывающей весь период жизни человека;
- ОУР строится с учетом развивающего характера концепции УР;
- ОУР охватывает содержание образования, контекст, педагогику, глобальные проблемы и местные приоритеты;
- ОУР охватывает все три сферы УР: окружающую среду, общество и экономику.
Кафедрой были также приняты негативные критерии (то есть то, чего необходимо избегать), которыми следует руководствовать при разработке программ ОУР:
- ОУР не привносится из другого культурного, экономического или географического региона;
- ОУР не является «одноразмерным»: оно должно создаваться с учетом региональных различий.
Разработчики учебных планов, не знакомые с местными экологическими, культурными и экономическими условиями, не должны заниматься написанием материалов или программ по ОУР. Указанные выше негативные критерии не означают, что не следует использовать передовой опыт, накопленный в разных уголках мира. Передовая практика, существующая в одном месте, должна быть адаптирована и модифицирована, с тем, чтобы она стала актуальной применительно к местным условиям и культурным особенностям.
При переориентации учебных программ необходимо использовать рамки, включающие пять компонентов переориентированной учебной программы: знания, проблемы, навыки, перспективы и ценности, а также их взаимодействие. Придерживаясь тезиса о том, что любой образование в интересах устойчивого развития должно отражать экологические, социальные и экономические условия, и что оно должно быть актуальным применительно к культурным особенностям, Международная сеть разработчиков программ ОУР оставляет на усмотрение образовательных учреждений решение задачи создания их собственных руководств и принятие критериев по разработке проектов, которыми они должны руководствоваться в своих усилиях по переориентации образования на решение задач устойчивого развития.
Ни одна дисциплина не может и не должна претендовать на монополизацию ОУР, которое включает столь широкий и всеохватывающий спектр задач, что требует привлечения многих дисциплин. Например, рассмотрим вклад следующих дисциплин в ОУР.
- Математика помогает учащимся понимать малые числа (сотые, тысячные, миллионные доли), что позволяет им интерпретировать данные о загрязнении окружающей среды; на уроках математики дети учатся строить и понимать графики и диаграммы, применять математические методы (статистика) в различных областях жизни;
- Изучение языка, особенно овладение грамотностью в области средств информации, помогает формированию «информационных потребителей», способных анализировать идеи, предлагаемые рекламой, и здраво их воспринимать;
- История знакомит с концепцией глобального изменения, помогая учащимся понять, что оно происходит на протяжении столетий; на уроках истории учащиеся имеют возможность познакомиться с историческими примерами деятельности человека, направленных на повышение устойчивости дальнейшего развития общества, и, наоборот, подрывающих эту устойчивость.
- Чтение (литература) развивает способность проводить грань между фактом и суждением, помогает учащимся критически относиться к опубликованным в СМИ материалам, отчетам промышленных предприятий, политических кампаний.
- Общественные науки помогают учащимся понимать этноцентризм, расизм и гендерное неравенство, а также характер их проявлений в местной общине и в государстве, а также во всем мире.
С каждой дисциплиной также связана определенная педагогическая методология. Совокупное использование педагогической методологии и стратегий, присущих каждой дисциплине, также вносит свой вклад в расширение картины того, каким путем следует вести преподавание, чтобы привить творческий подход, критическое мышление и желание учиться на протяжении всей жизни, то есть менталитет, который лежит в основе устойчивых обществ.
Глава 36 Повестки дня на XXI век стала первым документом, в котором дается характеристика ОУР. В этой главе названы четыре основные направления деятельности, по которым должна начинаться работа в поддержку ОУР:
- улучшение базового образования;
- переориентация сегодняшнего образования на вопросы устойчивого развития;
- расширение информированности населения и углубление понимания вопросов устойчивости;
- обеспечение подготовки кадров во всех секторах общества, включая деловые круги, промышленность и органы управления.
Стоимость переориентации образования на вопросы устойчивости столь велика, что государства не могут позволить себе осуществление корректирующих моделей для переподготовки всех учителей, которых в мире 50 миллионов. Вместо изначальной переподготовки работающих учителей для преподавания вопросов устойчивости нам необходимо разработать новые подходы к переподготовке, с тем, чтобы они учитывали вопросы устойчивости. Один из таких новаторских подходов состоит в «модели опоры на имеющиеся силы», в рамках которой каждая дисциплина и каждый учитель могут внести свой вклад в ОУР.
Многие вопросы, заложенные в ОУР, уже включены в программы формального образования, однако в качестве конкретных тем ОУР в них не обозначено. Выявление и признание компонентов ОУР является ключом к прогрессу. К счастью, первый шаг в этом направлении прост и экономически вполне доступен. Реализацию модели опоры на имеющиеся силы следует начинать с обеспечения такого положения, при котором педагоги и администраторы будут понимать концепцию устойчивости и ее принципы. Это позволит педагогам, представляющим каждую дисциплину, проанализировать свою учебную программу и школьную деятельность с точки зрения их вклада в ОУР. Затем педагоги смогут выявить такие области в сегодняшней учебной программе, куда можно было бы включить примеры, иллюстрирующие вопросы устойчивости, или предусмотреть распространение дополнительных знаний вместе с вопросами, перспективами, навыками и ценностями, связанными с устойчивостью.
После выявления существующих потенциальных возможностей учебной программы в отношении ОУР с ними можно ознакомить своих коллег, показав, как эти возможности вписываются в более широкую картину ОУР, а затем, сведя их воедино, можно разработать программы по ОУР, по которым будет осуществляться конкретное обучение школьников. При таком подходе объединенные усилия в рамках различных учебных дисциплин способны обеспечить синергетический эффект для передачи знаний, проблематики, навыков, концепций и ценностей, связанных с ОУР.
Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ДОУР) Организации Объединенных Наций является комплексной акцией, направленной на достижение масштабных целей. Его экологические, социальные, экономические последствия огромны и затрагивают многие аспекты жизни людей во всем мире. Конечная цель ДОУР заключается в том, чтобы интегрировать принципы, ценности и методы устойчивого развития во все аспекты образования и обучения. Такая просветительская работа будет способствовать формированию поведения, которое обеспечит нынешнему и будущему поколениям людей более устойчивое будущее в плане обеспечения охраны окружающей среды, экономической эффективности и социальной справедливости.
Основная задача ДОУР – создание такого мира, в котором каждый имел бы возможность пользоваться плодами образования и изучать те идеалы, образ поведения и жизни, которые необходимы для обеспечения надежного будущего и позитивных преобразований в обществе.
Основные характеристики ОУР могут быть реализованы в самых различных формах, учитывающих местные культурные особенности. ОУР:
- ОУР опирается на принципы и ценности, лежащие в основе устойчивого развития;
- ОУР затрагивает все три области устойчивого развития: окружающую среду, социальную сферу и экономику;
- ОУР стимулирует обучение на протяжении всей жизни;
- ОУР ориентируется на местные проблемы и культурные особенности;
- ОУР охватывает формальное, неформальное и неофициальное образование;
- ОУР учитывает эволюционный характер концепции устойчивого развития;
- ОУР создает гражданский потенциал для принятия решений на общинном уровне, социальной терпимости, природоохранной деятельности и повышения качества жизни;
- ОУР является междисциплинарным. Ни одна дисциплина не может охватить все аспекты ОУР, однако все они могут внести свой вклад;
- ОУР включает целый ряд педагогических методик, способствует активному обучению и развитию мыслительной деятельности.
Эти основные характеристики ОУР могут быть реализованы множеством различных способов таким образом, чтобы в конечных программах ОУР были отражены уникальные экологические, социальные и экономические условия, характерные для каждой местности. Кроме этого, ОУР способствует наращиванию гражданского потенциала за счет повышения квалификации рабочей силы, укрепления социальной терпимости, активизации природоохранной деятельности, расширения участия в процессе принятия решений на общинном уровне и повышения качества жизни.
[1] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/RES/S-19/2 от 19 сентября 1997 г. Приложение «Программа действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век», п. 105. – С. 33 русского текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непрерывное экологическое образование в интересах устойчивого развития
Охрана пририды - задача нашего века........
Непрерывное экологическое образование в интересах устойчивого развития
Охрана пририды - задача нашего века........
Непрерывное экологическое образование в интересах устойчивого развития
Охрана природы - задача современных людей......
Новые подходы к экологическому образованию выпускников образовательных учреждений Республики Коми в интересах устойчивого развития
В статье "Новые подходы к экологическому образованию выпускников образовательных учреждений Республики Коми в интересах устойчивого развития" описываются новшества вводимые для развития экологического...
Преподавание географии в интересах устойчивого развития на основе ФГОС ООО
В данной презентации вы ознакомитесь с основными нормативными актами, регулирующими преподавание географии в основной школе. Также вы раскороете для себя поняти "устойчивое развитие" и необходимость п...
«Экология и урок немецкого языка в концепции устойчивого развития»
laquo;Экология и урок немецкого языка в концепции устойчивого развития»...
Занятие "Концепция устойчивого развития"
Конспект занятия содержит описание развития концепции устойчивого развития человечества в единстве с окружающей природной средой ради сохранения биосферы Земли....