Конструирование урока в контексте ФГОС СПО: семинар для преподавателей
методическая разработка на тему

Методическая разработка семинара по конструированию современного учебного занятия, соответствующего Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, создана с целью оказание методической помощи начинающим преподавателям и преподавателям, не имеющим значительного педагогического опыта. Ведь педагогу необходимо постоянно учиться. Лучшим учителем, как известно, является собственный опыт. "Дай мне сделать - и я научусь" - говорили мудрые китайцы. В ходе семинара, создавая из "кубиков" свой урок, начинающий преподаватель и получает этот профессиональный опыт. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ УРОКА В КОНТЕКСТЕ  ФГОС СПО: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Семинар для преподавателей

Автор: Шаповалова Э.А. – методист, преподаватель высшей квалификационной категории государственного бюджетного образовательного учреждение среднего профессионального образования «Волжский политехнический техникум»

Участники семинара – преподаватели профессиональных образовательных организаций

Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.

Форма взаимодействия всех участников семинара – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Современные педагогические технологии, реализуемые в ходе проведении семинара:

  1. Технология сотрудничества:
  • постановка общих целей и задач для всей группы преподавателей;
  • индивидуальная ответственность за часть задания всей группы;
  • общая оценка работы группы в целом.
  1. Проблемное обучение:
  • предлагается рассмотреть различные способы конструирования (моделирования) урока в контексте профессиональной деятельности педагога, необходимые для реализации учебного успеха студентов;
  • преподаватели побуждаются к деятельности по анализу, сравнению, обобщению, сопоставлению социально-педагогических понятий в образовании, связанных с внедрением ФГОС СПО, стремлению сделать вывод.
  1. Дифференцированное обучение:
  • использование дифференциации группы преподавателей (создание микрогрупп) по интересам как главной мотивационной базы обучения.
  1. Групповые технологии:
  • использование групповой работы (на принципах дифференциации) с получением определенных заданий и выполнением их сообща под непосредственным руководством лидера микрогруппы;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

5. Информационно-коммуникационные технологии:

  • работа с информационными источниками;
  • использование электронной презентации.
  1. Игровые технологии:
  • использование элементов ролевой игры в ходе работы семинара.
  1. Технология «мозгового штурма»:
  • задания в группе предусматривают применение элементов данной технологии при обсуждении «картинки» конкретного этапа урока.

Урок! Его величество Урок! Голова, тело, дух школы!

С.Соловейчик

Цели:

  1. Оказание методической помощи начинающим преподавателям и преподавателям, не имеющим значительного педагогического опыта.
  2. Популяризация инновационных идей, авторских находок автора  семинара.
  3. Создание условия для профессионального диалога, направленного на выявление продуктивных подходов  к решению поставленных в ходе семинара вопросов.
  4. Повышение интереса к профессиональной деятельности.
  5. Осознание необходимости повышения уровня самообразования.

3адачи:

  1. Выявление уровня профессиональной подготовленности педагогов, развитие сплоченности, умения работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  2. Систематизация теоретических знаний о социально-педагогических понятиях в образовании, связанных с внедрением ФГОС СПО.
  3. Рассмотрение способов конструирования (моделирования) урока в контексте профессиональной деятельности педагога, необходимых для реализации учебного успеха студентов.
  4. Обучение участников семинара конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов.
  5. Предложение практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности использования педагогических знаний для конструирования современного урока.
  6. Рефлексия собственного профессионального опыта участниками семинара.

Средства проведения:

  1. Мультимедийный комплекс: ПК, видеопроектор, экран, акустические колонки.
  2. Презентация, выполненная в MS Office PowerPoint 2007
  3. Комплект кубиков для детского конструктора.
  4. Раздаточный материал.
  5. Рефлексионная карта.
  6. Магнитная доска, маркеры.

Ожидаемые результаты семинара:

  1. Понимание участниками семинара способов конструирования урока в рамках реализации ФГОС СПО.
  2. Практическое освоение участниками семинара важнейших навыков в рамках транслируемого опыта.
  3. Активизация познавательной деятельности участников семинара.
  4. Повышение уровня профессиональной компетентности участников семинара.
  5. Рост мотивации участников семинара к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности в рамках внедрения ФГОС СПО.

Сценарий

Перед началом работы участники семинара объединяются в группы под руководством опытных педагогов.

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Учителю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать обмен профессиональным опытом.

Обратите внимание на «ладошки», которые находятся у вас на столах, они необычные, а знаете почему? Нет, не потому что они цветные, а потому что они «ладошки ожиданий», переверните их  и напишите на каждом пальчике, что вы ожидаете от сегодняшнего семинара, затем отложите их в сторону до конца работы.

О современных требованиях к уровню подготовки специалистов СПО и роли ФГОС СПО.

В настоящее время становится очевидным тот факт, что основным направлением развития СПО будет взаимосвязь с рынком труда, нацеленная на построение инновационной экономики. Каждые год-два в России создаются новая техника и технология, каждые три года – предприятие нового типа. Не реагировать на такой вызов система образования просто-напросто не может. С учетом этого СПО оказывается в центре задачи создания конкурентоспособной России. Что же наш выпускник? Каким он должен быть? Мобильным, активным, способным учиться всю жизнь.

В чем же состоит наша задача как преподавателей? Как необходимо строить учебные занятия, чтобы они были эффективными? Какие требования необходимо соблюдать?

По-моему мнению, следует знать требования,  носящие общий характер: образовательные, воспитательные, организационные, гигиенические (памятка представлена в раздаточном материале). Однако, жизнь не стоит на месте. В настоящее время знание данных требований уже недостаточно. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО диктует нам свои условия проведения учебного занятия. Существуют требования, которые предъявляются к современному занятию, без которых оно не будет результативным: предлагаю вам ознакомиться с памяткой, содержащей современные требования к учебному занятию (памятка представлена в раздаточном материале).  

Активизация познавательной деятельности преподавателей с привлечением их личного опыта педагогической работы.

Взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса (студентов, их родителей, преподавателей, даже потенциальных работодателей) многообразны, разноплановы. Но есть центр, ключевой, узловой момент, где сходятся все интересы всех участников – это УРОК. Наверное, вы со мной согласитесь, что урок должен быть интересным, полезным, успешным, запоминающимся?..

Хочется напомнить слова известного педагога Юрия Анатольевича Конаржевского: «С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроке». Таким образом, проектирование урока с учетом современных достижений педагогической науки является особенно актуальным. «Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и … ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли» - писал великий педагог-практик В.А. Сухомлинский.

Предлагаю вам сейчас в режиме «мозгового штурма» определить, что же такое урок?  Для этого каждая группа в течение одной минуты должна продолжить два незаконченных предложения: «Урок – это …» и «Я иду на урок, чтобы …». Выйдя к магнитной доске, представитель от каждой группы записывает свое продолжение каждого из предложений. 

Благодарю всех, кто высказал свое мнение. Обсудив мнение каждой группы, демонстрирую (определения урока, принятые в педагогике):

Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. (Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. С. 149).

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. (Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. С. 301).

Определение целей семинара.

Включается музыкальный фрагмент (Ave Maria И.С.Бах-Ш.Гуно). Итак, что же такое УРОК? Каждый представляет его по-своему. Прост он или сложен? Оглянитесь вокруг, сколько вещей нас окружает, и все по своей структуре непросты. Но согласитесь, любая, даже сложнейшая вещь, состоит из простых элементов. Всего семь нот – и вот вы слушаете  прекрасную музыку, семь цветов – и мы любуемся картинами великих мастеров: Левитана и Айвазовского, Врубеля и Ван Гога, Боровиковского и Шишкина,  «Сикстинской мадонной» Рафаэля, два-три десятка букв алфавита – читаем великую литературу: Шекспира и Гете, Гюго и Бальзака, Толстого и Достоевского, Чехова и Булгакова, А.С.Пушкина.

Из простейших элементов мы творим всякий раз разную – прекрасную и не очень – реальность. Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные...

Вот я и попытаюсь облегчить нашу преподавательскую жизнь, помочь создать некий «конструктор для сборки урока». Как вы считаете, необходима ли данная работа? Или урок, как произведение искусства, творится по вдохновению? (В ходе беседы участники определяют цели семинара): оказание помощи  начинающим педагогам в выборе методики проведения уроков,  его структуры, умению проводить самоанализ урока.  

         На первый взгляд кажется, что ничего нового мы с вами не изобретаем, тем не менее, элементы урока каждый раз складываются по-разному. Но каждая конструкция прочна, если элементы подходят друг другу. Так и урок: если мы планируем, например, изучение нового материала, то можно сформулировать проблемное задание, организовать дискуссию, провести  экскурсию (в т.ч. виртуальную), комментированное чтение, а вот конференция в данном случае уже не подойдет.

Помните, что рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего конкретно педагог хочет добиться; затем – установления средства, что поможет ему в достижении цели, а уж затем – определения способа, – как педагог  будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Работа по группам.

Итак, я предлагаю вам поиграть в кубики, но это не простые кубики: мы сегодня постараемся сложить свою «картинку урока».

Каждая группа получает набор кубиков (8 кубиков), на которых  наклеены карточки с названием этапов урока:

Этапы урока:

  1. Организационный этап
  2. Этап проверки домашнего задания
  3. Этап усвоения новых знаний
  4. Этап закрепления нового материала
  5. Этап выдачи домашнего задания
  6. Подведение итогов урока

и карточки с текстом, обозначающим характерные черты каждого этапа:

Характерные черты каждого этапа урока:

1. Дидактическая задача этапа

2. Содержание этапа

3. Условия достижения положительных результатов

4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа  

5. Требования к реализации дидактической задачи этапа  

6. Способы активизации на уроке  

7. Ошибки, допускаемые при реализации  

Задание группам: кубики необходимо сложить так, чтобы получилась полная «картинка» этапа урока. Например:

Организационный этап

Дидактическая задача этапа 

подготовить обучающихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока

Содержание этапа

взаимные приветствия преподавателя и студентов; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния кабинета; проверка подготовленности студентов к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

Условия достижения положительных результатов

требовательность, сдержанность, собранность преподавателя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований

Показатели выполнения дидактической задачи этапа

кратковременность организационного момента; полная готовность группы к работе; быстрое включение студентов в деловой ритм; организация внимания всех студентов

Требования к реализации дидактической задачи этапа

кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности студентов, ее целенаправленность.

Способы активизации на уроке

запись на доске темы урока. Сообщение ассистентов, консультантов о готовности группы к работе (возможно)

Ошибки, допускаемые при реализации

нет единства требований к студентам; не стимулируется их познавательная активность.

Представление результатов работы, их обсуждение и корректировка.

Каждая группа должна выступить с презентацией результатов своей работы – сложившейся «картинкой» двух этапов урока. Группы  определяются следующим образом: группа № 1 – «Организационный этап» и «Этап закрепления нового материала», группа № 2 - «Этап проверки домашнего задания» и «Этап выдачи домашнего задания», группа № 3 - «Этап усвоения новых знаний» и «Подведение итогов урока».  

Результат работы каждой группы будет обсужден  всеми участниками семинара. Во время обсуждения презентаций  все участники семинара получат возможность задавать друг другу вопросы, отвечать на них с целью повышения профессиональной компетентности.

        После обсуждения всех представленных работ участники семинара получают материалы для дальнейшей работы по планированию урока: таблицу «Структурные элементы урока», памятку «Как готовиться к уроку: полезные советы», схемы поурочного плана (М.И.Махмутов) и самоанализа урока.

Закрепление.

В качестве закрепления изученного в ходе нашей совместной работы прошу вас составить синквейн по теме «Урок». Памятку по составлению синквейна с примерами вы найдете в раздаточном материале (3 минуты – составление, 2 минуты - выступления).

 

Подведение итогов.

Беседа с участниками семинара по вопросам:

  1. Что нового о современном уроке Вы для себя узнали?
  2. Необходимо ли это знание Вам в организации урока?
  3. Полезны ли будут навыки, полученные Вами в ходе участия в работе семинара?

Рефлексия.

Прошу всех участников выразить эмоциональное отношение к проведенному мероприятию с помощью «Ладошек ожиданий»: прокомментировать ваши записи, возможно дополнить их.

Закончить нашу работу я хочу словами российского публициста, педагога и философа Симона Львовича  Соловейчика: «Урок! Его величество Урок! Голова, тело, дух школы!»

Благодарю всех за участие в семинаре! Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура различных типов уроков в контексте ФГОС

Предлагается план различных типов уроков в контексте ФГОС...

Методический семинар "Урок в контексте ФГОС второго поколения"

Данная разработка содержит подробное описание проведения методического семинара, приводятся используемые приложения....

доклад по теме: "Современный урок в контексте ФГОС"

доклад по теме: "Современный урок в контексте ФГОС"...

«Мой лучший урок» в контексте ФГОС ООО Геометрия 7 класс."Свойства равнобедренного треугольника".

Геометрия, 7 класс по учебнику Атанасян Л.С..Раздел: "Медиана, биссектриса, высота треугольника". Урок "открытия" новых знаний по теме " Свойства равнобедренного треугольника"...

Современный урок в контексте ФГОС.

Особенности и требования к уроку в контексте ФГОС...

Мое выступление на семинаре учителей ИКБ "Современный урок в контексте ФГОС и о технологиях которые на этом уроке могут использоваться"

Через изучение истории своей семьи, деревни, района, республики Башкортостан, малой Родины ребята воспринимают материал  об истории всей страны....