Методический семинар "Урок в контексте ФГОС второго поколения"
методическая разработка по теме

Крыгина Валентина Николаевна

Данная разработка содержит подробное описание проведения методического семинара, приводятся используемые приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивный методический семинар

«Урок в контексте ФГОС второго поколения»

Цель семинара: создание условий для развития профессиональной компетентности  педагогов в моделировании урока в соответствии с ФГОС, трансляция  позитивного опыта и оказание консультативной помощи педагогам.

Задачи семинара:

  1. 1. Создать условия для методического самоопределения педагогов по теме «Урок в контексте ФГОС второго поколения».
  2. 2. Познакомить с алгоритмом  проектирования урока в контексте новых образовательных стандартов,  методическими рекомендациями по теме данной проблеме.
  3. 3. Развивать коммуникативные, познавательные способности педагогов.
  4. 4. Развивать рефлексивные умения педагогов при анализе своей деятельности и деятельности коллег.

Планируемые результаты:

Обучающийся на данном семинаре будет:

       знать

1) основные положения  ФГОС, алгоритм построения урока в контексте новых образовательных стандартов;

2) понятия, входящие в тезаурус ФГОС, современный урок;

3) систему методов активного обучения, реализующих ФГОС второго поколения;

4) критерии отбора методов, адекватных целям ФГОС  

уметь:

1) применять критерии отбора методического инструментария, адекватного  целям проектирования урока в соответствии с ФГОС;

2) проектировать урок, направленный на достижение предметных результатов и результатов междисциплинарных программ основной образовательной программы ОУ

иметь практический опыт владения:

1) понятийным аппаратом, описывающим деятельность по проектированию урока в условиях введения ФГОС;

2) современных подходов к сравнительному анализу урока условиях реализации ФГОС;

3) технологией проектирования урока с учетом всех требований ФГОС

Применяемая технология: модерация (активные методы обучения).

Средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, презентация «ФГОС: проектирование современного урока»; раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, магнитная доска.

Ход семинара

Учитель, способный учиться, а не только учить,

способен стать современным учителем.

Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими.
 Ральф Уолдо Эмерсон

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия».

Инициация. Метод "Моя стихия" (I этап)

Цель: распределение участников в группы, создание условий для продуктивной работы на семинаре.

Необходимые материалы: картинки стихий «Земля», «Вода», «Воздух», «Огонь».

Технология проведения: модератор (ЗУР) предлагает педагогам выбрать картинку  стихии, которая ближе по настроению, состоянию и т.д. и занять определенный столик (группу). После распределения в группы вниманию участников представляется значение каждой картинки, им предлагается в группе определить качества личности, необходимые для работы на семинаре.

Вхождение или погружение в тему. Метод «Автобусная остановка»

Цель: научить обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Необходимые материалы: листы большого формата с записанными на них вопросами.

Технология проведения: группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом. Модератор ставит задачу группам – записать на листе основные моменты, относящиеся к вопросу. В течение 3 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющими записями и, при необходимости, дополняют их в течение 2 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 2 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями. «!» - отмечает те записи, с которыми полностью согласны, «?» - отмечает те записи, с которыми не согласны. Оформляет материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. Подводятся итоги.

Формирование ожиданий обучающихся. Метод «Древо  ожиданий и опасений»

Цель: создание условий для развития способности  прогнозировать результат, формулировать и оценивать ожидаемый результата обучения.

Задачи: развитие рефлексивных умений; умения прогнозировать; формирование мотивации к учению.

Необходимые материалы: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, лимоны, фломастеры, плакат, скотч.

Технология проведения: Модератор заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале занятия участникам раздаются заранее приготовленные фрукты. На них участники пишут свои «ожидания» на яблоках, «опасения» - на лимонах от введения в действие ФГОС и по очереди помещают их на дерево.

Метод «Лестница достижений»

Цель: анализ собственных достижений в изучении темы

Необходимые материалы: ватман с лестницей с обозначенными ступенями, стикеры (или фломастеры).

Технология проведения: модератор предлагает отметить себя на лестнице достижений с помощью стикера (человечки) и при необходимости объяснить значение ступений: «Я не знаю данный материал», «Имею представление», «Знаю теоретическое обоснование проблемы», «Применяю», «Могу стать консультантом».

Фаза 2 «Работа над темой»

Метод "Интерактивная лекция"

 Цель: формирование системы знаний по проблеме семинара

Задачи: обеспечить получение знаний по проблеме семинара, соотнести личный опыт с необходимыми требованиями стандартов второго поколения

Необходимые материалы: презентация «ФГОС: проектирование современного урока»;

Технология проведения: предлагаемый лекционный материал дается для активного слушания и последующей работы над основными понятиями. Материалы лекции необходимы для  работы с концептуальной таблицей. Дискуссия после лекции помогает выявить неясные вопросы.

Метод «Найди понятие». Концептуальная таблица

Цель: самостоятельно поиск заданной информации с помощью интернет.

Необходимые материалы: компьютеры, вопросы для анализа.

Технология проведения: Модератор предлагает группам:

- Займите места у компьютеров, с помощью интернета заполните концептуальную таблицу, возникающие вопросы, затруднения решите всей группой и (или) с помощью модератора.

Концептуальная таблица

Вопросы

Цитата

Собственный  комментарий

Затруднение

Что такое ФГОС

Что должно измениться в образовании с внедрением ФГОС

Цель внедрения ФГОС в школе

Какие должны быть методики, приемы, технологии при работе на основе ФГОС

Роль учителя на уроке, спроектированном на основе ФГОС

Роль учащихся на уроке, спроектированном на основе ФГОС

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Проработка содержания темы. Метод «Методическое лото» 

Цель: развитие умения работать с новой информацией, умения структурировать её, анализировать свои знания по теме.

Необходимые материалы: подготовленные карточки с формулировками понятий и их  значением.

Технология проведения: Модератор предлагает распределить определения понятия в соответствии с их значениями: отберите карточки с критериями современного урока в соответствии с ФГОС и положите их на определения, которые они обозначают. Задание выполняйте группой.

Метод «Технологическая  карта»

Цель: самостоятельно поиск заданной информации, её анализ и  структурирование

Необходимые материалы: компьютер, конспект урока, вопросы для анализа

Технология проведения: модератор предлагает проанализировать конспект урока в соответствии  с критериями, записанными в таблице. В них участники пишут новые знания по теме, анализируя  материал  по заранее предложенному плану. При необходимости формулируют  в отдельной графе свои затруднения, вопросы или непонимания. Далее группы определяют алгоритм проектирования урока в контексте ФГОС (группы работают под руководством модераторов). Затем группы представляют свои материалы, обсуждается коллективный вариант алгоритма проектирования урока в контексте ФГОС. Педагоги определяют планируемые результаты  не только предметные, но и по междисциплинарным программам «Формирование УУД», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы исследовательской и проектной деятельности», «Стратегия смыслового чтения», которые являются обязательными составляющими основной образовательной программы ОУ.

Технологическая карта урока

Тема урока

Цель

Технология

Этапы урока

Задачи этапа

Приемы и методы

Виды деятельности учащихся

Результат (планируемый)

Предметные

«Формирование УУД»

«Формирование ИКТ-компетентности»

«Основы исследовательской и проектной деятельности»

«Стратегия смыслового чтения»

Разминка. Метод «Моя стихия» (II этап)

Цель: снятие физической усталости, эмоционального напряжения

Технология проведения: Модератор предлагает, не называя, показать свое состояние в соответствии с той стихией, которую они выбрали в начале занятия. Чем больше движения, звуков, тем лучше. Остальные участники пытаются понять состояние обучающегося. Показывают по очереди и пожеланию. Данный метод позволяет снять физическую усталость, напряжение, дает возможность участникам подвигаться в том темпе, который в данный момент для них более благоприятный

Подведение итогов

Метод «Диамонд» 

Цель: анализ полученных знаний, выражение своего отношения к изученному

Технология проведения: модератор предлагает участникам составить  диамонд, выразив  в нем и свое понимание темы, и свое отношение к ней. «Диамонд» составляют по двум понятиям: современный урок и традиционный урок. Диамонд – семистрочие - 7 строк по определенному плану:

1 строчка - Имя существительное (понятие 1)

2 строчка - Прилагательное и причастие, характеризующие суть 1 понятия или отношение к нему

3 строчка - 4 глагола, характеризующие действие 1 понятия  или отношение к нему

4 строчка  –  фраза-столкновение двух понятий 1 и 2)

5 строчка - 4 глагола, характеризующие действие 2второго понятия или отношение к нему

6 строчка -  прилагательное и причастие, характеризующие суть 2 понятия или отношение к нему

7строчка  -  имя существительное(антоним понятия)

Метод  «Букет» 

Цель: анализ собственный достижений в изучении темы

Необходимые материалы: цветы разного цвета(красные – восторженное, оранжевые – радостное, желтые – приятное, зеленые – спокойное, фиолетовые – раздраженное).

Технология проведения: Каждому участнику предлагается выбрать цветок, соответствующий его настроению, и прикрепить его на доску.

Метод «Идем на урок» (индивидуально)

Цель: составление проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Необходимые материалы: бумага

Технология проведения: Модератор предлагает:

- Составьте проект урока в соответствии с требованиями ФГОС, проведите его в классе, сделайте самоанализ урока по технологической карте, скорректируйте свой  конспект урока. При возникновении затруднений обращайтесь к модератору.

В процессе проведения семинара  были достигнуты следующие результаты:

На 1 этапе «Начало образовательного мероприятия»: умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, умение организовывать учебную деятельность (ставить цель, прогнозировать результат, оценивать и корректировать знания), умение интерпретировать образ;  выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

На 2 этапе «Работа над темой»: приобретение новых знаний по теме «Урок в контексте новых образовательных стандартов» (цель внедрения ФГОС в школе, какие должны быть методики, приемы, технологии при работе на основе ФГОС, роли учителя и  учащихся на уроке, спроектированном на основе ФГОС); умение работать с информацией, анализировать, синтезировать и структурировать информацию в соответствии с учебной задачей.

На 3 этапе «Завершение образовательного мероприятия»: знание и понимание цели и задач ФГОС, самоопределение по данной проблеме, т.е. умение анализировать, оценивать полученные знания, способы действия.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к занятию

Данное занятие разработано с целью создания условий для развития профессиональной компетентности  педагогов по внедрению ФГОС  основного общего образования,  трансляции  позитивного опыта и оказания консультативной помощи педагогам.

При планировании занятия учтены основные принципы модерации: структурированность, систематичность, комплексность, прозрачность, а также фазы модерации: инициация (начало семинара, знакомство); вхождение или погружение в тему (сообщение или выявление целей семинара); формирование ожиданий участников семинара (планирование эффектов); интерактивная лекция (передача и объяснение информации); проработка содержания темы (групповая работа обучающихся на семинаре); подведение итогов (рефлексия, оценка семинара); эмоциональная разрядка (разминки).

Интеракция. Для организации эффективного взаимодействия участников семинара необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа.

 В процессе совместной работы будут осуществляться различные интеракции: модератор – участник семинара (обучающийся), обучающийся – обучающийся, модератор – малая группа, модератор – все участники семинара. Для организации подобного взаимодействия использован приём «Моя стихия».

Для эффективной реализации такого принципа модерации как прозрачность, который позволяет педагогу и обучающимся ясно видеть весь ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты, необходимо спланировать и осуществить еще один ключевой процесс – визуализацию. Для реализации принципа визуализации в ходе семинара использованы  карточки-картинки с видами стихий. Большинство использованных методов и приёмов помогают осуществить визуализацию: это и «Лестница достижений» (ватман, фломастеры), и «Древо  ожиданий и опасений» (ватман с изображением дерева, разноцветные стикеры), и графическое оформление наработок в виде таблиц.

Мотивация. Постановка ясных и понятных целей, выяснение ожиданий участников семинара, учет этих ожиданий и встраивание их в канву занятия делает процесс развития профессиональной компетентности  педагогов по внедрению ФГОС общего образования понятным и желанным. Поставленные цели сами по себе обладают притягивающим, мотивирующим действием. Знание перестает быть пугающим,  навязанным, а самоопределение педагогов по теме «ФГОС» становится естественным процессом.

В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана занятия  и групповой динамики. Модератору важно отслеживать не только содержание, но и время выполнения каждой части занятия, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего семинара. В ходе данного семинара мониторинг осуществляется на каждом этапе модерации, в том числе и посредством описанных выше визуальных приёмов и методов.

Активная  переработка информации по внедрению ФГОС в образовательный процесс, оценка себя и уровня своих знаний и навыков по данной проблеме  – это важнейшее условие личностного роста и развития. Именно поэтому в разработанном семинаре проведению рефлексии уделяется большое внимание. Помимо проведения рефлексии в конце урока, для неё выделено время и на других этапах образовательного процесса.

Для эффективного проведения этой фазы модерации рационально также использовать активные методы подведения итогов, например, представленную в конспекте «Методическое лото».

Анализ и оценка процесса и результатов занятия, выяснение эмоционального самочувствия обучающихся позволяют модератору получить четкое представление о гармоничности построения образовательного процесса, соответствия содержания, формы и методов, используемых в образовательном процессе потребностям и возможностям участников семинара.



Предварительный просмотр:

Метод «Методическое лото»

Карточка "Современный урок"

Объявление темы урока

Сообщение целей и задач

Цели

Формы взаимодействия

Форма  работы

Стиль общения

Планирование

Практическая деятельность учащихся

Метод «Методическое лото»

Карточка "Современный урок"

Осуществление контроля

Осуществление коррекции

Оценивание учащихся

Итог урока

Домашнее задание

Типология уроков

Активизация познавательной деятельности учащихся

Организация различных видов самостоятельной работы

Варианты ответов (разрезать по пунктирной линии)

Задания даются одинаковые для всех учеников, оцениваются по стандартным критериям

Задания имеют разные уровни сложности, учащиеся выбирают сами уровень сложности задания

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Учитель сообщает учащимся

Формулируют в процессе работы на уроке сами учащиеся

ЗУНы в готовом виде

УУД, компетентности

Предметные знания, приобретаемые в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

Преимущественно репродуктивная  форма работы, самостоятельная работа по образцу при итоговом контроле

Сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения, обучение детей работать по правилу и творчески

Учитель руководит деятельностью учащихся, формулирует задания, контролирует их выполнение

Осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.). Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Авторитарный

Атмосфера комфорта, отношения «сказал-сделал»

Партнерские отношения,

атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия способов деятельности, полученных знаний и умений

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному самостоятельно плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы, выставляет оценки

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) на всех этапах деятельности и полученных знаний, и способов деятельности, и результатов

Создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса, наличие коллизии

Этапы учебной деятельности: мотивация -целеполагание - учебные действия - контроль - оценка

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивается работа оценкой 2,3,4,5

Оценивается результат по уровням: повышенный, базовый

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Традиционная структура урока

Нестандартные формы урока

Наличие только предметного материала по теме урока

Использование метапредметных программ  в рамках урока: формирование  ИКТ-компетентностей, исследовательских и проектных умений, информационной культуры

1.Урок изучения нового материала

2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков

3.Урок обобщения и систематизации:

4.Уроки контрольные учета и оценки знаний , умений и навыков

Урок первичного предъявления новых знаний

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Урок применения предметных ЗУНов

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Урок повторения предметных ЗУНов

Контрольный урок

Коррекционный урок

Комбинированный урок

Учебная экскурсия

Урок решения практических, проектных задач

Работа в зоне ближайшего развития

Работа в зоне актуального развития



Предварительный просмотр:

Приём «Моя стихия»

Согласно представлениям греческих философов, мир образуют четыре стихии: Огонь, Земля, Воздух и Вода. Все предметы, явления, сущности нашего мира представляют собой смесь этих стихий в разных пропорциях. Так и в каждом человеке совмещены все стихии, но в разных пропорциях. Обычно какая-то одна стихия преобладает, но ни в одном человеке нельзя найти ту или иную стихию в чистом виде.

ОГОНЬhttp://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ3ovBVeIOwnP8fuBSG6XSjCrBaZod3cdDgQoPv2wA-z9Yy-BR4eAВОЗДУХhttp://astrology.nm.ru/materials/ground.jpg

Описание стихий

СТИХИЯ ОГНЯ 
 Особенности характера: энергия, активность, идея. 
Огонь - это двигатель мира. 
На интеллектуальном уровне Огонь дает идеализм. В любой информации такой человек ищет самую суть - идею - и не слишком заботится о практической стороне или эмоциональной подоплеке вопроса. В обществе представители стихии Огня играют роль движущей силы, источника энергии. Они придают всем делам и процессам жизненность. 
Преобладающий Огонь дает человеку неиссякаемый источник энергии. Огненный человек с радостью делится с другими людьми идеями, энергией, энтузиазмом. Нехватка Огня чаще всего выражается в отсутствии собственных идей и стимулов к действию. В принципе человек может быть довольно деятельным, но у него как будто нет источника энергии, и потому приходится ждать, пока какой-нибудь представитель стихии Огня не подбросит идейку, не осветит поле деятельности - тогда уж можно будет браться за дело. 

СТИХИЯ ЗЕМЛИ 
Особенности: реальность, практичность, материя. 
Стихия Земли - это плоть мира. 
В характере "земных" людей одно из основных качеств - практичность. Любые жизненные явления, отношения с людьми, виды деятельности оцениваются с точки зрения полезного результата. Совсем не обязательно этот результат будет материальным - главное, чтобы был хоть какой-то толк.

Практичность Земли сказывается и в интеллектуальном плане. Именно наличие этой стихии позволяет воплощать идеи и замыслы Огня и Воздуха. Идеалисты и мечтатели недолюбливают земных реалистов из-за того, что те сразу начинают подсчитывать, что им нужно и в каком количестве, сколько это будет стоить, и т.д. Однако без представителей стихии Земли мы бы до сих пор жили в шалашах и только болтали о полетах к звездам. 
В обществе представители этой стихии – строители нового, созидатели, хозяева. 

СТИХИЯ ВОЗДУХА 
Особенность: циркуляция, движение, связь, информация. 
На эмоциональном плане им соответствуют легкость, открытость и некоторая отстраненность. 
На интеллектуальном плане для стихии Воздуха характерен выраженный интерес к чему бы то ни было. Чем больше Воздуха в гороскопе, тем интенсивнее "информационный голод", испытываемый человеком.

В обществе представители стихии Воздуха обеспечивают циркуляцию, перемещение, доставку потребителям всех видов ресурсов - и материальных, и информационных, и энергетических. 
Преобладающий Воздух делает человека общительным, контактным, заинтересованным в получении и передаче разного рода информации. Такие люди играют роль связных - они переносят идеи Огня или материальные средства Земли оттуда, где их много, туда, где этих ресурсов не хватает. Нехватка Воздуха делает человека неконтактным.

СТИХИЯ ВОДЫ 
Особенности: эмоции, символы, синтез. 
Вода - это душа мира.

"Водные" люди отличаются насыщенностью внутренней жизни, эмоциональностью, но все это богатство скрыто от постороннего наблюдателя и открывается лишь тому, кто осмелится "окунуться с головой" в их жизнь. 
В интеллектуальном отношении стихия Воды дает образность мышления и способность к синтезу, образованию гармоничного сплава из, казалось бы, разнородных понятий. Символ - чисто "водное" понятие, поскольку за малоинформативной знаковой реальностью он содержит океан смысла, значений, нюансов. 
Преобладающая Вода дает человеку эмоциональность, романтичность, воображение, способности к синтезу. Благодаря своему умению сочувствовать и понимать других людей без слов, представители стихии Воды играют объединяющую роль в обществе. Они - тот самый "системный фактор", который из разнородных поступков делает нечто целостное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории в 5 классе (по ФГОС второго поколения)

Урок по истории Древнего мира для 5 класса разработан  в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока  "Первобытные собиратели и охотники". В разработке указаны ...

Методическая разработка. Интегрированный урок (английский язык и история) в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Интегрированный урок в 5 классе (английский язык и история). Тема " Путешествие в Древнюю Грецию"...

Методический сценарий урока английского языка на тему "Лондон" в свете введения ФГОС второго поколения

Тема: "Лондон"УМК: " Enjoy English", 6 класс (М.З. Биболетова)Цель: научить учащихся вести беседу о Лондоне, создать условия для проявления творческой активности учащихся.Задачи:- развитие коммуникати...

Методическая разработка урока химии для 9 класса в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.Тема:"Предельные углеводороды"(мультимедийное сопровождение)

Методическая разработка урока химии для 9 класса "Предельные углеводороды" разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Разработка содержит план-конспект  урока-структуру и х...

Методическая разработка: "Расширенный план – конспект урока по образовательной области "Технология" на основе ФГОС второго поколения. 5класс".

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО),  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  дека...

«Подготовка учащихся к итоговой аттестации в контексте ФГОС второго поколения»

Выступление на МО учителей  естественно-математического цикла....