Методический семинар "Урок в контексте ФГОС второго поколения"
методическая разработка по теме
Данная разработка содержит подробное описание проведения методического семинара, приводятся используемые приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 28.94 КБ |
Методические рекомендации | 13.86 КБ |
Приложение1 | 16.96 КБ |
Приложение2 | 98.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивный методический семинар
«Урок в контексте ФГОС второго поколения»
Цель семинара: создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов в моделировании урока в соответствии с ФГОС, трансляция позитивного опыта и оказание консультативной помощи педагогам.
Задачи семинара:
- 1. Создать условия для методического самоопределения педагогов по теме «Урок в контексте ФГОС второго поколения».
- 2. Познакомить с алгоритмом проектирования урока в контексте новых образовательных стандартов, методическими рекомендациями по теме данной проблеме.
- 3. Развивать коммуникативные, познавательные способности педагогов.
- 4. Развивать рефлексивные умения педагогов при анализе своей деятельности и деятельности коллег.
Планируемые результаты:
Обучающийся на данном семинаре будет:
знать
1) основные положения ФГОС, алгоритм построения урока в контексте новых образовательных стандартов;
2) понятия, входящие в тезаурус ФГОС, современный урок;
3) систему методов активного обучения, реализующих ФГОС второго поколения;
4) критерии отбора методов, адекватных целям ФГОС
уметь:
1) применять критерии отбора методического инструментария, адекватного целям проектирования урока в соответствии с ФГОС;
2) проектировать урок, направленный на достижение предметных результатов и результатов междисциплинарных программ основной образовательной программы ОУ
иметь практический опыт владения:
1) понятийным аппаратом, описывающим деятельность по проектированию урока в условиях введения ФГОС;
2) современных подходов к сравнительному анализу урока условиях реализации ФГОС;
3) технологией проектирования урока с учетом всех требований ФГОС
Применяемая технология: модерация (активные методы обучения).
Средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, презентация «ФГОС: проектирование современного урока»; раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, магнитная доска.
Ход семинара
Учитель, способный учиться, а не только учить,
способен стать современным учителем.
Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими.
Ральф Уолдо Эмерсон
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия».
Инициация. Метод "Моя стихия" (I этап)
Цель: распределение участников в группы, создание условий для продуктивной работы на семинаре.
Необходимые материалы: картинки стихий «Земля», «Вода», «Воздух», «Огонь».
Технология проведения: модератор (ЗУР) предлагает педагогам выбрать картинку стихии, которая ближе по настроению, состоянию и т.д. и занять определенный столик (группу). После распределения в группы вниманию участников представляется значение каждой картинки, им предлагается в группе определить качества личности, необходимые для работы на семинаре.
Вхождение или погружение в тему. Метод «Автобусная остановка»
Цель: научить обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Необходимые материалы: листы большого формата с записанными на них вопросами.
Технология проведения: группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом. Модератор ставит задачу группам – записать на листе основные моменты, относящиеся к вопросу. В течение 3 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющими записями и, при необходимости, дополняют их в течение 2 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 2 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями. «!» - отмечает те записи, с которыми полностью согласны, «?» - отмечает те записи, с которыми не согласны. Оформляет материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. Подводятся итоги.
Формирование ожиданий обучающихся. Метод «Древо ожиданий и опасений»
Цель: создание условий для развития способности прогнозировать результат, формулировать и оценивать ожидаемый результата обучения.
Задачи: развитие рефлексивных умений; умения прогнозировать; формирование мотивации к учению.
Необходимые материалы: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, лимоны, фломастеры, плакат, скотч.
Технология проведения: Модератор заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале занятия участникам раздаются заранее приготовленные фрукты. На них участники пишут свои «ожидания» на яблоках, «опасения» - на лимонах от введения в действие ФГОС и по очереди помещают их на дерево.
Метод «Лестница достижений»
Цель: анализ собственных достижений в изучении темы
Необходимые материалы: ватман с лестницей с обозначенными ступенями, стикеры (или фломастеры).
Технология проведения: модератор предлагает отметить себя на лестнице достижений с помощью стикера (человечки) и при необходимости объяснить значение ступений: «Я не знаю данный материал», «Имею представление», «Знаю теоретическое обоснование проблемы», «Применяю», «Могу стать консультантом».
Фаза 2 «Работа над темой»
Метод "Интерактивная лекция"
Цель: формирование системы знаний по проблеме семинара
Задачи: обеспечить получение знаний по проблеме семинара, соотнести личный опыт с необходимыми требованиями стандартов второго поколения
Необходимые материалы: презентация «ФГОС: проектирование современного урока»;
Технология проведения: предлагаемый лекционный материал дается для активного слушания и последующей работы над основными понятиями. Материалы лекции необходимы для работы с концептуальной таблицей. Дискуссия после лекции помогает выявить неясные вопросы.
Метод «Найди понятие». Концептуальная таблица
Цель: самостоятельно поиск заданной информации с помощью интернет.
Необходимые материалы: компьютеры, вопросы для анализа.
Технология проведения: Модератор предлагает группам:
- Займите места у компьютеров, с помощью интернета заполните концептуальную таблицу, возникающие вопросы, затруднения решите всей группой и (или) с помощью модератора.
Концептуальная таблица
Вопросы | Цитата | Собственный комментарий | Затруднение |
Что такое ФГОС | |||
Что должно измениться в образовании с внедрением ФГОС | |||
Цель внедрения ФГОС в школе | |||
Какие должны быть методики, приемы, технологии при работе на основе ФГОС | |||
Роль учителя на уроке, спроектированном на основе ФГОС | |||
Роль учащихся на уроке, спроектированном на основе ФГОС |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Проработка содержания темы. Метод «Методическое лото»
Цель: развитие умения работать с новой информацией, умения структурировать её, анализировать свои знания по теме.
Необходимые материалы: подготовленные карточки с формулировками понятий и их значением.
Технология проведения: Модератор предлагает распределить определения понятия в соответствии с их значениями: отберите карточки с критериями современного урока в соответствии с ФГОС и положите их на определения, которые они обозначают. Задание выполняйте группой.
Метод «Технологическая карта»
Цель: самостоятельно поиск заданной информации, её анализ и структурирование
Необходимые материалы: компьютер, конспект урока, вопросы для анализа
Технология проведения: модератор предлагает проанализировать конспект урока в соответствии с критериями, записанными в таблице. В них участники пишут новые знания по теме, анализируя материал по заранее предложенному плану. При необходимости формулируют в отдельной графе свои затруднения, вопросы или непонимания. Далее группы определяют алгоритм проектирования урока в контексте ФГОС (группы работают под руководством модераторов). Затем группы представляют свои материалы, обсуждается коллективный вариант алгоритма проектирования урока в контексте ФГОС. Педагоги определяют планируемые результаты не только предметные, но и по междисциплинарным программам «Формирование УУД», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы исследовательской и проектной деятельности», «Стратегия смыслового чтения», которые являются обязательными составляющими основной образовательной программы ОУ.
Технологическая карта урока
Тема урока | ||||||||
Цель | ||||||||
Технология | ||||||||
Этапы урока | Задачи этапа | Приемы и методы | Виды деятельности учащихся | Результат (планируемый) | ||||
Предметные | «Формирование УУД» | «Формирование ИКТ-компетентности» | «Основы исследовательской и проектной деятельности» | «Стратегия смыслового чтения» | ||||
Разминка. Метод «Моя стихия» (II этап)
Цель: снятие физической усталости, эмоционального напряжения
Технология проведения: Модератор предлагает, не называя, показать свое состояние в соответствии с той стихией, которую они выбрали в начале занятия. Чем больше движения, звуков, тем лучше. Остальные участники пытаются понять состояние обучающегося. Показывают по очереди и пожеланию. Данный метод позволяет снять физическую усталость, напряжение, дает возможность участникам подвигаться в том темпе, который в данный момент для них более благоприятный
Подведение итогов
Метод «Диамонд»
Цель: анализ полученных знаний, выражение своего отношения к изученному
Технология проведения: модератор предлагает участникам составить диамонд, выразив в нем и свое понимание темы, и свое отношение к ней. «Диамонд» составляют по двум понятиям: современный урок и традиционный урок. Диамонд – семистрочие - 7 строк по определенному плану:
1 строчка - Имя существительное (понятие 1)
2 строчка - Прилагательное и причастие, характеризующие суть 1 понятия или отношение к нему
3 строчка - 4 глагола, характеризующие действие 1 понятия или отношение к нему
4 строчка – фраза-столкновение двух понятий 1 и 2)
5 строчка - 4 глагола, характеризующие действие 2второго понятия или отношение к нему
6 строчка - прилагательное и причастие, характеризующие суть 2 понятия или отношение к нему
7строчка - имя существительное(антоним понятия)
Метод «Букет»
Цель: анализ собственный достижений в изучении темы
Необходимые материалы: цветы разного цвета(красные – восторженное, оранжевые – радостное, желтые – приятное, зеленые – спокойное, фиолетовые – раздраженное).
Технология проведения: Каждому участнику предлагается выбрать цветок, соответствующий его настроению, и прикрепить его на доску.
Метод «Идем на урок» (индивидуально)
Цель: составление проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Необходимые материалы: бумага
Технология проведения: Модератор предлагает:
- Составьте проект урока в соответствии с требованиями ФГОС, проведите его в классе, сделайте самоанализ урока по технологической карте, скорректируйте свой конспект урока. При возникновении затруднений обращайтесь к модератору.
В процессе проведения семинара были достигнуты следующие результаты:
На 1 этапе «Начало образовательного мероприятия»: умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, умение организовывать учебную деятельность (ставить цель, прогнозировать результат, оценивать и корректировать знания), умение интерпретировать образ; выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
На 2 этапе «Работа над темой»: приобретение новых знаний по теме «Урок в контексте новых образовательных стандартов» (цель внедрения ФГОС в школе, какие должны быть методики, приемы, технологии при работе на основе ФГОС, роли учителя и учащихся на уроке, спроектированном на основе ФГОС); умение работать с информацией, анализировать, синтезировать и структурировать информацию в соответствии с учебной задачей.
На 3 этапе «Завершение образовательного мероприятия»: знание и понимание цели и задач ФГОС, самоопределение по данной проблеме, т.е. умение анализировать, оценивать полученные знания, способы действия.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к занятию
Данное занятие разработано с целью создания условий для развития профессиональной компетентности педагогов по внедрению ФГОС основного общего образования, трансляции позитивного опыта и оказания консультативной помощи педагогам.
При планировании занятия учтены основные принципы модерации: структурированность, систематичность, комплексность, прозрачность, а также фазы модерации: инициация (начало семинара, знакомство); вхождение или погружение в тему (сообщение или выявление целей семинара); формирование ожиданий участников семинара (планирование эффектов); интерактивная лекция (передача и объяснение информации); проработка содержания темы (групповая работа обучающихся на семинаре); подведение итогов (рефлексия, оценка семинара); эмоциональная разрядка (разминки).
Интеракция. Для организации эффективного взаимодействия участников семинара необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа.
В процессе совместной работы будут осуществляться различные интеракции: модератор – участник семинара (обучающийся), обучающийся – обучающийся, модератор – малая группа, модератор – все участники семинара. Для организации подобного взаимодействия использован приём «Моя стихия».
Для эффективной реализации такого принципа модерации как прозрачность, который позволяет педагогу и обучающимся ясно видеть весь ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты, необходимо спланировать и осуществить еще один ключевой процесс – визуализацию. Для реализации принципа визуализации в ходе семинара использованы карточки-картинки с видами стихий. Большинство использованных методов и приёмов помогают осуществить визуализацию: это и «Лестница достижений» (ватман, фломастеры), и «Древо ожиданий и опасений» (ватман с изображением дерева, разноцветные стикеры), и графическое оформление наработок в виде таблиц.
Мотивация. Постановка ясных и понятных целей, выяснение ожиданий участников семинара, учет этих ожиданий и встраивание их в канву занятия делает процесс развития профессиональной компетентности педагогов по внедрению ФГОС общего образования понятным и желанным. Поставленные цели сами по себе обладают притягивающим, мотивирующим действием. Знание перестает быть пугающим, навязанным, а самоопределение педагогов по теме «ФГОС» становится естественным процессом.
В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана занятия и групповой динамики. Модератору важно отслеживать не только содержание, но и время выполнения каждой части занятия, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего семинара. В ходе данного семинара мониторинг осуществляется на каждом этапе модерации, в том числе и посредством описанных выше визуальных приёмов и методов.
Активная переработка информации по внедрению ФГОС в образовательный процесс, оценка себя и уровня своих знаний и навыков по данной проблеме – это важнейшее условие личностного роста и развития. Именно поэтому в разработанном семинаре проведению рефлексии уделяется большое внимание. Помимо проведения рефлексии в конце урока, для неё выделено время и на других этапах образовательного процесса.
Для эффективного проведения этой фазы модерации рационально также использовать активные методы подведения итогов, например, представленную в конспекте «Методическое лото».
Анализ и оценка процесса и результатов занятия, выяснение эмоционального самочувствия обучающихся позволяют модератору получить четкое представление о гармоничности построения образовательного процесса, соответствия содержания, формы и методов, используемых в образовательном процессе потребностям и возможностям участников семинара.
Предварительный просмотр:
Метод «Методическое лото»
Карточка "Современный урок"
Объявление темы урока | Сообщение целей и задач | ||
Цели | Формы взаимодействия | ||
Форма работы | Стиль общения | ||
Планирование | Практическая деятельность учащихся | ||
Метод «Методическое лото» Карточка "Современный урок" | |||
Осуществление контроля | Осуществление коррекции | ||
Оценивание учащихся | Итог урока | ||
Домашнее задание | Типология уроков | ||
Активизация познавательной деятельности учащихся | Организация различных видов самостоятельной работы |
Варианты ответов (разрезать по пунктирной линии)
Задания даются одинаковые для всех учеников, оцениваются по стандартным критериям | Задания имеют разные уровни сложности, учащиеся выбирают сами уровень сложности задания | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Учитель сообщает учащимся | Формулируют в процессе работы на уроке сами учащиеся | ЗУНы в готовом виде | УУД, компетентности Предметные знания, приобретаемые в процессе собственной учебно-познавательной деятельности |
Преимущественно репродуктивная форма работы, самостоятельная работа по образцу при итоговом контроле | Сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения, обучение детей работать по правилу и творчески | Учитель руководит деятельностью учащихся, формулирует задания, контролирует их выполнение | Осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.). Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. |
Авторитарный Атмосфера комфорта, отношения «сказал-сделал» | Партнерские отношения, атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия способов деятельности, полученных знаний и умений |
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному самостоятельно плану (применяется групповой, индивидуальный методы) | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы, выставляет оценки | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) на всех этапах деятельности и полученных знаний, и способов деятельности, и результатов |
Создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса, наличие коллизии | Этапы учебной деятельности: мотивация -целеполагание - учебные действия - контроль - оценка | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивается работа оценкой 2,3,4,5 | Оценивается результат по уровням: повышенный, базовый | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Традиционная структура урока | Нестандартные формы урока | Наличие только предметного материала по теме урока | Использование метапредметных программ в рамках урока: формирование ИКТ-компетентностей, исследовательских и проектных умений, информационной культуры |
1.Урок изучения нового материала 2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков 3.Урок обобщения и систематизации: 4.Уроки контрольные учета и оценки знаний , умений и навыков | Урок первичного предъявления новых знаний Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями Урок применения предметных ЗУНов Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов Урок повторения предметных ЗУНов Контрольный урок Коррекционный урок Комбинированный урок Учебная экскурсия Урок решения практических, проектных задач | Работа в зоне ближайшего развития | Работа в зоне актуального развития |
Предварительный просмотр:
Приём «Моя стихия»
Согласно представлениям греческих философов, мир образуют четыре стихии: Огонь, Земля, Воздух и Вода. Все предметы, явления, сущности нашего мира представляют собой смесь этих стихий в разных пропорциях. Так и в каждом человеке совмещены все стихии, но в разных пропорциях. Обычно какая-то одна стихия преобладает, но ни в одном человеке нельзя найти ту или иную стихию в чистом виде.
Описание стихий
СТИХИЯ ОГНЯ | СТИХИЯ ЗЕМЛИ Практичность Земли сказывается и в интеллектуальном плане. Именно наличие этой стихии позволяет воплощать идеи и замыслы Огня и Воздуха. Идеалисты и мечтатели недолюбливают земных реалистов из-за того, что те сразу начинают подсчитывать, что им нужно и в каком количестве, сколько это будет стоить, и т.д. Однако без представителей стихии Земли мы бы до сих пор жили в шалашах и только болтали о полетах к звездам. |
СТИХИЯ ВОЗДУХА В обществе представители стихии Воздуха обеспечивают циркуляцию, перемещение, доставку потребителям всех видов ресурсов - и материальных, и информационных, и энергетических. | СТИХИЯ ВОДЫ "Водные" люди отличаются насыщенностью внутренней жизни, эмоциональностью, но все это богатство скрыто от постороннего наблюдателя и открывается лишь тому, кто осмелится "окунуться с головой" в их жизнь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории в 5 классе (по ФГОС второго поколения)
Урок по истории Древнего мира для 5 класса разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока "Первобытные собиратели и охотники". В разработке указаны ...
Методическая разработка. Интегрированный урок (английский язык и история) в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Интегрированный урок в 5 классе (английский язык и история). Тема " Путешествие в Древнюю Грецию"...
Методический сценарий урока английского языка на тему "Лондон" в свете введения ФГОС второго поколения
Тема: "Лондон"УМК: " Enjoy English", 6 класс (М.З. Биболетова)Цель: научить учащихся вести беседу о Лондоне, создать условия для проявления творческой активности учащихся.Задачи:- развитие коммуникати...
Методическая разработка урока химии для 9 класса в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.Тема:"Предельные углеводороды"(мультимедийное сопровождение)
Методическая разработка урока химии для 9 класса "Предельные углеводороды" разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Разработка содержит план-конспект урока-структуру и х...
Методическая разработка: "Расширенный план – конспект урока по образовательной области "Технология" на основе ФГОС второго поколения. 5класс".
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» дека...
«Подготовка учащихся к итоговой аттестации в контексте ФГОС второго поколения»
Выступление на МО учителей естественно-математического цикла....
Доклад на тему «Новые технологии воспитания и социализации школьников в контексте стандарта второго поколения».
В данном материале рассмотрены цели,задачи,технологии....