Современный урок в контексте ФГОС.
статья на тему
Особенности и требования к уроку в контексте ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_v_kontekste_fgos.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок в контексте ФГОС.
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:
«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции».
Современный процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития. Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно - деятельностного подхода.
В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
- резко возросла информированность детей;
- современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
- несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Требования, предъявляемые к современному уроку:
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Задачей учителя в подготовке и проведении современного урока является не только смысловая наполненность и оттачивание практических навыков учащихся, но и способность вызвать интерес к обучению у детей.
В процессе подготовки к современному уроку следует учитывать несколько составляющих для учителя и для учащихся. Сам педагог, составляя план проведения урока, должен четко определить и сформулировать для себя тему самого урока, определить ведущие понятия, а также рассмотреть данную тему во временных плоскостях – повторение ранее изученного материала и перспективы в дальнейшем изучении предмета. Также нужно четко сформулировать для учащихся целевую установку урока.
Подготовка учебного материала является одной из неотъемлемых частей планирования современного урока – предоставленные материалы по данной теме должны помочь учащимся решить поставленные в уроке задачи наиболее простым и доступным способом. Это помогает приучить учеников самостоятельно пользоваться дидактическими материалами, работать с различными словарями и прочими учебными пособиями. К практической части урока требуется подобрать задания и упражнения, которые помогут учащимся применить и укрепить знания, полученные в ходе урока.
Практические задания разделяются на 3 категории: подведение к воспроизведению изучаемого материала, осмысление полученных знаний и закрепление изученного.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже изученному. При подготовке материала к уроку самое главное – умение найти такую форму подачи нового материала и работы с ним, которая вызовет повышенную активность учащихся, чтобы дети не просто прослушали лекцию, а сами принимали участие в формирование темы и способах решения поставленных задач.
При контроле работ учащихся необходимо дать понять детям, что результаты их работы важны и вызывают интерес у учителя. Очень полезно для совместной работы составление конспекта.
Алгоритм урока открытия новых знаний:
Подготовительный этап.
1. Мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
2. Рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием.
3. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.
Основной этап – открытие новых знаний.
4. Разработка проекта выхода из затруднения (цель, способ, алгоритм, план и т.д.).
5. Реализация готового проекта - открытие новых знаний.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Заключительный этап – применение и рефлексия.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке, включающая в себя экспресс-диагностику учителя и самоанализ учащихся.
Для самостоятельного закрепления материала требуется подготовить домашнее задание для учащихся, которое поможет им еще раз повторить новый материал на практике.
Век XXI – век открытий, инноваций. А от учителя зависит, какими будут дети.
«Если мы будем учить сегодня, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра», так утверждал Джон Дьюи еще в XIX веке. Но его слова очень современны и сегодня…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад по теме: "Современный урок в контексте ФГОС"
доклад по теме: "Современный урок в контексте ФГОС"...
Требования к современному уроку в контексте ФГОС
Предлагает вашему вниманию статью о требованиях к современному уроку русского языка и литературы с учетом новых стандартов обучения...
Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"
Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...
Мое выступление на семинаре учителей ИКБ "Современный урок в контексте ФГОС и о технологиях которые на этом уроке могут использоваться"
Через изучение истории своей семьи, деревни, района, республики Башкортостан, малой Родины ребята воспринимают материал об истории всей страны....
ПРОГРАММА «Современный урок в контексте ФГОС»
Управление образования исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Территориальная профсоюзная организация работников образования и науки ЗМР Муниципальное ...
Семинар- практикум: " Модель современного урока в контексте ФГОС СПО"
семинар- практикум...
Технология критического мышления при проектировании современного урока в контексте ФГОС.
Инновационные методы и формы обучения с учетом требованийСтандартов второго поколения :1. ИКТ2. Проблемное обучение3. Технология сотрудничества4. Здоровье сберегающая технология5. Педагогика сотруднич...