Гуманитарное образование, как пространство для формирования ценностного отношения к Человеку.
статья по теме
Статья содержит материал о специфике гуманитарного образования в современных условиях. Роль гуманитарного образования в формировании личности ученика. Предметы гуманитарного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.tambov.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуманитарное образование, как пространство для формирования ценностного отношения к Человеку.
Киреева Вера Михайловна
Волгоградский Государственный
Педагогический Университет.
Основной тенденцией современного образования выступает Гуманизация. Гуманитаризация образования - это создание условий для собственно личностных проявлений ученика. Это предполагает создание определенной учебной ситуации, в которой от обучающегося востребовались бы не только знания, но и рефлексия смысла, ценности того, для чего все это делается, умение дать себе отчет в назначении постижения природы человека.
При преобразовании содержания учебных курсов в рамках гуманитаризации образования исследователи (Разбегаева Л.П.,Симонов В.М.) выделяют три позиции по этому поводу:
-использование собственного потенциала учебного предмета,
-привлечение дополнительной гуманитарной информации за счет выхода в сферу человеческих отношений, нравственности, духовности, за счет рассмотрения этого материала за счет рассмотрения этого материала в контексте всей культуры и социальной практики человека,
-преобразование самих способов организации познания общения, позиции субъекта в образовательном процессе.
При этом выполняются некоторые критериальные методические установки. Содержание образования, за исключением его общестандартной части, создается с ориентацией на индивидуально-личностный потенциал, стиль мышления, в его структуру особым образом вводится гуманитарно-ориентированный компонент (Разбегаева 2001:153). Под гуманитарным компонентом образования понимается взаимодействие двух видов опыта: объективного и
субъективного. Гуманитарный компонент представляет собой совокупность понятий, суждений, эмоционально-ценностных высказываний, элементов историко-философской и оценочной информации, проблемных ситуаций, обеспечивающих личностно-смысловое восприятие и переживание проблемы, поставленной учебным предметом. Введение гуманитарного компонента в содержание образования означает его интеграцию в сферу социальных, экологических проблем, интересов и потребностей самоопределение личности. Учебный предмет гуманитарен в той мере, в какой он способен воздействовать на личную сферу обучаемого своим содержанием, способами преподавания.
Результатом гуманитаризации образования видится гуманитарное развитие личности. Всякое развитие представляется как накопление положительных свойств, как совершенствование жизнедеятельности индивида. Важно говорить о развитии человека как о преобразовании его отношений с окружающим миром. Развитие- это изменения на уровне целей, ценностных ориентаций, установок.
Таким образом, гуманитаризация образования создает благоприятные условия для творческого овладения знаниями, побуждает ученика к творческой деятельности. Приоритетной целью становится не усвоение информации, а развитие личности ученика, ее индивидуальности; это делает гуманитарное образование природосообразным (Разбегаева 2001:207). Определение гуманитарный относится к характеристике наук и образования. Оно означает относящийся к человеческому обществу, к человеку, к его общественному бытию и сознанию. А гуманитарные науки - это те, которые изучают человека в сфере его умственной, нравственной, общественной деятельности. Система гуманитарного образования ставит своей задачей формирование и развитие человеческой личности, предполагает значительное увеличение времени, отводимого учебным планом, как на традиционные, так и на дисциплины гуманитарного цикла. Речь идет о Гуманитаризации образования не только в логике учебного предмета, но и в логике учебного процесса. Это, прежде всего гуманистический стиль отношений в общеобразовательных учебных заведениях
Именно гуманитарное образование представляет собой особую систему духовно-практического освоения человеком реальности. Если говорить о специфике гуманитарного знания и специфике гуманитарного учебного предмета, то они являются недостаточно изученными. Некоторые дидакты видят специфику таких предметов в их особой образовательной функции, а именно в направленности на формирование у обучаемых не “знаний” и “способов деятельности”, а в соответствии с теорией И. Я. Лернера - “опыта эмоционально- ценностного отношения”. Также представляется неточным отнесение к гуманитарной области лишь так называемых “наук о человеке”, так как в таком случае сюда попадут все науки и построенные на их основе учебные предметы, ибо человек как высшая ценность имеет отношение ко всем сферам научного знания (Сериков 1999:57). Целесообразнее считать гуманитарным знание не просто о человеческом, а о специфически человеческом, прежде всего о нравственно- духовной сфере его бытия.
. Гуманитарное знание отличается большей степенью замкнутости на человека, оно предполагает анализ мотивов и ценностно-смысловых параметров человеческого бытия. В гуманитарных науках обращение направлено к индивиду, его радости и несчастью, к его привязанностям. Результаты, полученные в этих науках, можно оценить в категориях добра и зла. Предметом гуманитарного знания является человечески значащий материал. Понятия «смысл» и «ценность» являются предпосылкой для понимания человеческого бытия.
Таким образом, содержание гуманитарного знания связано-с проблемой смысла человеческого существования и предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от отражения к пониманию. Иными словами, гуманитарное познание предстает ценностно-смысловым освоением человеческого бытия, ориентацией на человека (Анисимов 1988: 67).
Гуманитарное знание, содержанием которого является вопрос о ценности и смысле жизни человека, не ограничиваясь совокупностью ценностей, фиксируемых в гуманитарно-научных, художественных и сакральных текстах, присутствует в самозамкнутых актах мысли, духовно-душевных движений чувств, настроений и переживаний, проникнуть в которые стороннему наблюдателю невозможно, не воспроизведя в себе личностных качеств носителя этого знания (Кирьянова 1996:84).
Бытие гуманитарного знания заключается в диалоге со знанием естественнонаучным, психическим, практическим, обыденным, а значит, гуманитарное знание не может существовать, не вовлекая весь арсенал знания как такового в свою орбиту. Такой способ существования гуманитарного знания задает условия диалога личностей, наций, народов, личности и общества, человека и природы, человека и человека. Объект гуманитарного знания постоянно развивается во времени и в пространстве, причем — в отличие от объекта естественных наук — развивается преимущественно под влиянием деятельности субъекта (личности, коллектива, социума). Что касается гуманитарного предмета, то он в отличие от естественнонаучного не может быть на уровне значений. Здесь недостаточно просто знания, как, скажем, теоремы Пифагора, а существенным критерием усвоения является смысл, отношение, которое вырабатывается через диалог, внутреннюю полемику с другим субъектом, например автором произведения.
Если ученик не может сам найти закономерность по геометрии, физике, биологии и т. п., то учитель подскажет и предложит ее запомнить. Подобный шаг в ходе преподавания гуманитарных дисциплин выглядел бы крайне неуместным.
Среди гуманитарных дисциплин для формирования ценностного отношения к Человеку, особое значение имеет содержание учебных курсов истории, обществознания, литературы, мировая художественная культура. Основой гуманитарных дисциплин в основной и полной средней школы является история, которая служит фундаментом гуманитарного знания, представляя многообразную картину опыта людей, включая ценностный опыт.
Формирование представлений об особенности ценности Человека в различные исторические периоды осуществляется в ходе изучения истории. Разные программы школьных курсов истории Отечества(5-9кл.) в целом ориентированы на формирование знаний о сущности ценности, на выработку школьниками личностного отношения к ней. Такие темы как: художественная культура, социально-экономическое развитие страны, быт и нравы народа, могут способствовать процессу формирования ценностного отношения на Человека. Данный процесс будет реализовываться через характеристики портретов исторических деятелей, анализ реформаторской деятельности, особенности мировоззрения народа в различные исторические эпохи.
Обществознание ориентирует на создание у школьников представлений о человеке, как продукта биологической, социальной и культурной эволюции. Рассматривает внутренний мир человека, поведение, цель и смысл жизни человека, бытие и социализацию, самопознание, ответственность и деятельность личности. Помимо того предполагается создание у школьников стройной системы знаний о человеке, его взаимодействии с природой, с обществом. Важное место отводится характеристике основных ценностей современной цивилизации. Последовательно рассматриваются духовно-ценностные ориентации личности и общества (темы: «Цивилизация и социальное развитие», «Человек. Индивид. Личность», «Деятельность в сфере духовной культуры», «духовные ценности современной цивилизации»). Это позволяет раскрыть «исторический смысл прошлых эпох и сегодняшнего этапа через их человеческое измерение». Предмет содержит информацию о социально-классовых и социально-этнических общностях людей, ориентирован на создание у школьников представлений о процессе производства и накопления духовных ценностей, к числу которых принадлежит ценность «Человек». Таким образом обществознание способствует рассмотрению Человека в контексте основных сфер деятельности: социально-экономической, политической, духовно-практической. Позволяет сформировать у школьников понимания Человека, как высшей ценности
Литература, как гуманитарный учебный предмет, эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия художественных образов и предлагая его личностную оценку и толкование.
Мировая художественная культура позволяет рассмотреть и изучить культуру, картину мира, эстетику, эстетические ценности человека.
В целом, содержание обозначенных гуманитарных дисциплин, охватывая различные сферы жизни общества, человека, этапность развития человеческой цивилизации, позволяет полно раскрыть социальную и личностную значимость ценности «Человек».
- В процессе преподавания гуманитарных дисциплин приоритетное значение принадлежит ценностному отношению к изучаемому объекту. Особенности содержания гуманитарных дисциплин обусловливают и определенную специфику учебной деятельности в процессе их усвоения.
Феномен гуманитарности в обучении состоит в постоянном смыслотворении обучающегося и обучаемого. Выразить свое отношение к изучаемому предмету здесь важнее, чем постичь сам предмет. На данный момент имеются публикации: «Ориентация учебно-методического комплекса гуманитарных дисциплин на Человека, как ценность» (Конференция на историческом факультете. Ноябрь 2006г.); «Формирование ценностных ориентаций на Человека: теоретический аспект» (Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. 2006 г.); «Формирование ценностного отношения к Человеку на примере гуманитарных дисциплин» (Проектная деятельность в образовательном процессе: новый ресурс личностно - развивающего образования. Научно-практическая конференция. Январь 2007 г.); «Гуманитарное образование, как пространство для формирования ценностного отношения к Человеку» (Альманах современной науки и образования. Тамбов. Апрель 2007 г).
Литература:
1.Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М.: Мысль, 1988.-158с.
2.Ильин В.С.Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.,1984.-144с.
3.Кирьянова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей.- Ориенбург,1996.-187с.
4.Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград: Перемена, 2001.-289с.
5.Сериков В.В. Личность и образование. Теория и практика проектирования образовательных систем. - М.:1999.-275с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметные связи как основа формирования ценностного отношения к физическим знаниям
В статье рассматриваются психологический и педагогический аспекты понятий "ценность" и "ценностное отношение", а также предлагаются методические решения формирования ценностного отношения учащих...
Формирование ценностного отношения к иноязычной культуре
В презентации даны теоретические материалы по теме и методические рекомендации. Отчёт по теме самообразования....
«Интеграция музея в систему непрерывного образования, воздействуя на интеллектуальную, нравственную и эмоциональную сферу личности, стимулируя формирование ценностного отношения к прошлому, настоящему, к национально-культурным традициям и современнос
В силу своего назначения – это учебный (историко-памятный) музей машиностроительного отделения ГБОУ СПО «Шадринский политехнический колледж» способен играть большую роль в нравственно-эстетиче...
К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков
Описание требований к личностным результатам учащихся.Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.Примеры успешных реализованных проектов....
Статья "Вопросы формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.)"
Достижение личностных результатов учащихся при реализации совместных проектов на уроках истории и иностранных языков.Осуществление межпредметных связей.Примеры успешных проектов....
Проектно-исследовательская деятельность, как средство формирования ценностного отношения к Человеку.
Статья посвященна формированию ценности к Человеку...
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей государственной политики в сфере образования и...