ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.
методическая разработка по физкультуре
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей государственной политики в сфере образования и воспитания. Предметом общественноcти в последнее время стало резкое ухудшение состояния здоровья населения, особенно детского. В сложившейся ситуации существует необходимость реализации системного подхода к формированию здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях. Сегодня проблема здоровья подрастающего поколения переходит в иную плоскость и становится комплексной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsennostnoeotnoshenie_k_svoemu_zdorovyu.docx | 36.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей государственной политики в сфере образования и воспитания. Предметом общественноcти в последнее время стало резкое ухудшение состояния здоровья населения, особенно детского. В сложившейся ситуации существует необходимость реализации системного подхода к формированию здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях. Сегодня проблема здоровья подрастающего поколения переходит в иную плоскость и становится комплексной.
На сегодняшний день большая часть молодежи страдает инфантилизмом — у них не сформировано ценностного отношения к своему здоровью. В связи с этим, наблюдается постоянный рост нервно-психических нарушений, пристрастие к алкоголю и наркотикам. Такую ситуацию можно предотвратить, заблаговременно у ребенка сформировать иерархию ценностей. В системе общечеловеческих жизненных ценностей — здоровью, являющемуся общественным и индивидуальным достоянием, принадлежит первостепенное основополагающее место Основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать уже на начальном этапе школьного обучения, так как в этот период дети особенно восприимчивы к воспитательным воздействиям. Это связано с интенсивным социальным развитием психики и ее основных подструктур, изменением образа жизни детей, новыми интересами и обязанностями, потребностями, важнейшей из которых становится потребность в обучении, приобретении новых знаний, умений и навыков. В качестве важнейшего фактора здоровья называют ценностное к нему отношение. Изучению проблемы ценностного отношения к здоровью посвящены исследования Т. В. Белинской, В. Н. Беленова, B. C. Кучменко и др.
К сожалению, для большинства детей здоровье не является ценностью, а следовательно, отсутствует достаточная мотивация по формированию и ведению здорового образа жизни, молодежь не рассматривает свое здоровье как личностную и социальную ценность. Сегодня науке известно, что повышение уровня здоровья связано, в первую очередь, не только с развитием медицины, но и с сознательной разумной работой самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по превращению здорового образа жизни в составляющую образа «Я», для чего необходима переориентация личности с лечения болезней на воспитание здоровья. Ученые выделяют следующие факторы психолого-педагогического процесса, которые негативно влияют на здоровье учащихся: СЛАЙД№2 1. завышение объема учебной нагрузки и ее несоответствие индивидуальным возможностям учащихся, 2 интенсификация учебного процесса и несоблюдение физиолого-гигиенических требований к его организации, 3 сокращение необходимого объема суточной деятельной активности 4 безразличное отношение школьников к своему здоровью.
В связи со сложившимися обстоятельствами, одна из важных задач общеобразовательных учреждений — воспитание потенциально активной личности, сочетающей нравственность, разум, психическое и физическое здоровье. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как она связана с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, т. е. в результате ценностного отношения. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Ученые предлагают 3 уровня для описания ценности здоровья: СЛАЙД№3 1) биологический; 2) социальный; 3) личностный, психологический.
Поэтому здоровье выступает основой жизни человека. Это не самоцель, а необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных целей и смыслов. Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания о здоровье должны осознаваться. Это осознание происходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания», закрепляется в ходе выполнения специальных здоровьесберегающих упражнений и здоровьеформирующей практической деятельности, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к здоровью.
В этой связи значительно возрастает роль педагога, как центральной фигуры в воспитании нового человека, носителя и проводника социальных ценностей, поскольку именно педагогическими средствами возможно формирование у учащейся молодежи ценностного отношения к здоровью, мотивации на здоровый образ жизни. СЛАЙД№4 Для улучшения здоровья необходимы не только медицинские нововведения, но и изменения на уровне образовательных учреждений, задачами которых должны быть: использование здровьесберегающих технологий образования и формирование правильной системы ценностей, мотивов и установок, ориентация школьников на здоровый образ жизни; интеграция медико-биологического, социального и психологического знания, ориентированного на духовно-нравственное становление личности ребенка.
СЛАЙД№5 Педагогическими условиями формирования ценностного отношения к здоровью являются:
1 создание ценностно-ориентационного пространства здорового образа жизни;2 направленность физического воспитания на формирование потребности в здоровье и мотивов здорового образа жизни;3 расширение содержания физического воспитания за счет валеологических, психологических, педагогических знаний, умений и навыков; 4учет возрастных различий, а также общих закономерностей развития отношения к здоровью при организации психолого-педагогического процесса; организация личностно-ориентированного физического воспитания с учетом характеристик личностного отношения к здоровью; стимулирование оздоровительной активности; единство и взаимосвязь развития всех компонентов ценностного отношения к здоровью. В структуре ценностного отношения к здоровью школьников ученый Е. Н. Сухомлинова
СЛАЙД№6 выделяет когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.
СЛАЙД№7 Показателями когнитивного компонента являются: 1 полнота и адекватность представлений о своем здоровье, о ценности здоровья в целом, 2 о путях организации здорового образа жизни; 3 познавательная активность в сфере здоровья. Когнитивный компонент ценностного отношения школьников к здоровью объединяет в себе понимание ими сущности и значимости здоровья на всех уровнях организации человека, а также наличие у них готовности к непрерывному поиску, получению, обработке и применению информации относительно общих вопросов здоровья, состояния собственного здоровья и способов реализации здорового образа жизни.
СЛАЙД№8 Эмоционально-оценочный компонент ценностного отношения к здоровью содержит определенную аффективную окраску их позиции относительно своего здоровья на трех уровнях организации (индивидном, субъектном, личностном) и отражает приоритетность для них некоторых аспектов здоровья. В качестве показателей выступают: 1 тревожность в отношении здоровья на том или ином уровне его организации; приоритетная значимость того или иного уровня здоровья, а также предпочтение им определенных способов организации здорового образа жизни
СЛАЙД№9.
Поведенческий компонент ценностного отношения к здоровью включает: 1 владение умениями и навыками, необходимыми для поддержания здоровья; 2 действия по поддержанию здоровья и здорового образа жизни; 3 средства сохранения, восстановления и приумножения своего здоровья.
С позиции возможности реализации факторов формирования ценностного отношения к здоровью среди различных форм организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях предпочтение следует отдать формам внеклассной физкультурно-оздоровительной или физкультурно-спортивной работы в силу их продолжительности по времени и меньшей регламентированности. Согласуясь по целям и содержанию с программно-нормативными документами, эти формы внеклассной работы или формы дополнительного образования в совокупности с уроками физической культуры образуют общее ценностно-ориентационное пространство и представляют собой интегративные модели более глубокого освоения государственного стандарта с учетом личностных интересов и потребностей учащихся. Воспитание ценностного отношения к здоровью является актуальной психолого-педагогической проблемой.
Анализ исследуемой проблемы в современной научной литературе позволили определить ценностное отношение к здоровью человека как интегрированное личностное качество, характеризующееся совокупностью осознанных на личностно-смысловом уровне представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Изучение состояния психолого-педагогической практики по воспитанию ценностного отношения к здоровью у детей показало недостаточную степень сформированности у них ценностного отношения к здоровью, низкую мотивацию учащихся к ведению здорового образа жизни, отсутствие осознанных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Общеобразовательные учреждения должны сыграть в этом вопросе не просто большую роль, но и призваны стать одним из обязательных звеньев в организации этих усилий.
СЛАЙД№10 В ходе проведенного исследования выяснилось, что эффективность процесса воспитания ценностного отношения к здоровью зависит от комплексного целенаправленного использования психолого-педагогических форм, методов, технологий, средств, а так же и от позиции самого воспитанника, активно проявляющего собственную здоровьесберегающую позицию, стремление быть здоровым; от создания атмосферы взаимного сотрудничества педагогов, детей и родителей, стимулирующей проявление этого личностного образования.
Физическая культура – это один из важнейших элементов в жизни каждого из нас. Упражнение всегда влияют на человека: на его здоровье, настроение, производительность. Ученые доказали, что физическая активность не только делает наше тело красивым и спортивным, но и нормализует психологические функции организма и снижает уровень стресса. В настоящее время невозможно не признать существенную роль человеческого образа жизни в поддержании и укреплении здоровья, в котором основное внимание уделяется физической культуре. Фундаментом нашего общества и государства является здоровое молодое поколение. Физическая культура является частью общей культуры личности, а также частью культуры общества и является набором ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития интеллектуальных и физических способностей человека. Довольно сложно представить нашу жизнь без физических упражнений и без спорта. Физическая культура благотворно влияет на здоровье не только физическое, но и на психологическое состояние человека. К сожалению, не каждый человек занимается физической культурой самостоятельно каждый день. По крайней мере, делая хотя бы утреннею гимнастику, можно неоднократно улучшить состояние своего организма.
СЛАЙД11 Игровая деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью.
Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у школьников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работой, где ведущим средством выступает игровая деятельность, являющаяся главной составляющей двигательной активности.
Двигательная активность зависит от организации физического развития и воспитания учащихся, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
Игровая деятельность как ведущий способ образовательного и воспитательного процесса, является одним из самых интересных методов работы, как для детей, так и для педагогов. В виду кажущейся несерьезности, в силу своего развлекательного характера, игра вызывает искреннюю заинтересованность, желание включиться в нее. Огромный воспитательный эффект от участия в игровой деятельности разнообразных форм и тематической направленности сложно оценить.
Игровая деятельность позволяет решить целый комплекс важных вопросов в работе со школьниками: удовлетворить их потребность в знаниях, движении, стабилизировать эмоции, научить детей владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные, творческие способности, нравственные качества. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему, совершенствуя и уравновешивая процесс возбуждения и торможения. Основой технологии проведения непосредственно образовательной деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность.
СЛАЙД12 Согласно одному из вариантов систематизации детских игр, все игры следует делить на: физические игры, развивающие силу и ловкость; игры, связанные с внешними чувствами, упражняющие слух, зрение; умственные игры, требующие обдумывания и суждения.
СЛАЙД13 Французский психолог Ф. Кейра, рассматривая игры с точки зрения их практической пользы, выделил шесть групп:
1) подвижные игры, удовлетворяющие острую потребность ребенка в физической деятельности, цель которых – упражнение членов, развитие и укрепление мускулов;
2) игры, воспитывающие чувства, развивающие ловкость и наблюдательность, те, которые придают руке проворство, верность взгляду, приучая определять расстояние;
3) игры, развивающие ум, способствующие воспитанию чувств и удовлетворяющие любопытство ребенка, служащие формированию наблюдательности и правильности суждений;
4) эмоциональные игры, в которых происходит развитие чувствительности, альтруистических чувств и чувства общественности;
5) артистические игры – это разнообразные живописные, архитектурные, подражательные, пластические, драматические игры, которые содействуют пробуждению эстетических чувств детей;
6) игры, направленные на упражнение воли .
Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых - физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры».
СЛАЙД14 Я. А. Коменский называет семь основных условий подвижной игры: 1 движение; физическая раскованность и свобода; 2 общественный характер; 3.состязательность; 4наличие правил; 5легкость, которую приобретает каждый участник игры; 6ограниченность во времени.
Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, учащиеся повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Во время игры надо действовать в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
СЛАЙД15 Таким образом, разумное использование резервов игровой деятельности должно стать инструментом действенного снижения негативных последствий воспитательно-образовательной перегрузки, увеличения уровня ежедневной двигательной активности, совершенствования физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышения психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма, с тем, чтобы, в конечном счете, способствовать сохранению и укреплению здоровья, формированию к нему ценностного отношения.
Кратко хочется рассказать о физической культуре в нашей школе. За период 2021-2022 учебного года в школе проведено 16 различных соревнований, спортивных праздников и «Веселых стартов». Спортивными мероприятиями были охвачены все классы младшей, средней и основной школы. Успешно наши учащиеся сдают нормативы ГТО, участвуют в «Президентских играх»
Хотелось бы представить вашему вниманию небольшой ролик спортивного праздника в нашей школе, посвященного «Дню защитника Отечества», где приняли участие 9-11 классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни через работу с текстом на уроках русского языка
Данная методическая разработка содержит материал, как средствами родного русского языка можно воспитывать у старшеклассников ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Кроме теори...
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью...
Формирование ценностного отношения учащихся к здоровью средствами межкультурной коммуникации
В период обучения в средней школе формируется будущий профессионал, состояние здоровья которого непосредственно влияет на успешность его будущей деятельности, так и на стиль жизни в целом. Вмест...
Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни
Данная статья является методическим материалом для проведения педагогического совета по формированию ценностного отношения к здоровью....
Доклад: "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ"
Самой большой ценностью для человека является его здоровье. Что же такое здоровье? Какого человека можно считать здоровым?...
«Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в урочное и внеурочное время»
Презентация для пед.совета на тему «Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в урочное и внеурочное время»...
Доклад к педагогическому совету на тему: "Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни".
quot;Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят...