«К вопросу о мотивах нарушения дисциплины у детей и способах их решения»
статья по теме

Кожина Кристина Анатольевна

Данная публикация позволит пересмотреть свои взгляды на поведение учеников и ,возможно, откроет новые способы вляния на плохое поведение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кожина К.А.

ГБОУ СОШ № 349 Красногвардейского района

«К вопросу о мотивах нарушения дисциплины у детей и способах их решения»

Дисциплина - это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей.

Дисциплина в сущности есть организованное принуждение. Организованное в том смысле, что не всякое принуждение (например случайное) есть дисциплина. Дисциплина, будучи организованным принуждением, является в то же время и организующим началом, началом, организующим порядок, заранее установленный. Конечно, всякая дисциплина сама по себе не является целью, но есть только средство для достижения определённой цели.

Школьная дисциплина служить для решения внутренних задач школы. Школа, как организм предполагает и организующие силы. Этой организующей силой и является дисциплина. Это не есть подавление свободы, но более правильное её развитие и содействие ей, ибо только через дисциплину можно получить и опыт свободы. Таким образом, дисциплина является одним из условий свободы в школе и средством сохранения свободы.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах. В семье и школе необходимо позаботиться о знакомстве детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров и др.

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала.

Существует три разных подхода  к  нарушениям дисциплины:

Первый подход «руки прочь». Педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода, считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось. Программа дисциплины с точки зрения этого подхода сводится к обучению навыкам общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств и т.д.

Второй подход можно было бы назвать подходом «твердой руки». Педагоги, придерживающиеся этого метода, верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага. Основные методы воздействия — угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я…» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика).

Третий подход можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги, которые придерживаются такой позиции, считают, что конкретные поступки учеников — это результат действия обеих сил: внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора. Они также включают самих учеников в процесс установления правил. Их программа поддержания дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Конструктивное взаимодействие учителя с учеником – вот что необходимо выстраивать с нарушителем дисциплины.

Для этого необходимо:

1.        Распознать истинный мотив проступка.

2.        В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

3.        Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.

Существует три закона поведения учеников:

1-й закон - ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

2-й закон - любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни.

3-й закон - Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

•        привлечение внимания

•        власть

•        месть

•        избегание неудачи.

Для решения проблем дисциплины необходимо уметь:

       1)Объективно описывать поведение ребенка, то есть:

а) собирать и точно формулировать факты;

б) избегать субьективных оценок;

в) составлять конкретные описания того, что делал ученик.

Учителю необходимо знать истинный мотив «плохого» поведения ученика, чтобы правильно строить свое собственное поведение. Знать его нужно не только для построения своей реакции, но и для понимания реакции ученика на то или иное педагогическое воздействие.

При педагогическом вмешательстве нужно научиться акцентировать внимание на поступках (поведении) ученика, а не на его личности: описывать поведение ребенка безоценочно, ведя разговор о проступке, ограничиваться обсуждением того, что случилось, быть твердым, но доброжелательным.

Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:

•        повышаем голос,

•        произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я»,

•        оставляем последнее слово за собой,

•        используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»,

•        разговариваем с сарказмом,

•        даем оценку характеру ученика,

•        действуем с превосходством, используем физическую силу,

•        втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,

•        настаиваем на своей правоте,

•        читаем морали,

•        ставим учеников в угол,

•        оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»,

•        формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,

•        изображаем негодование,

•        придираемся, изводим кого-то придирками,

•        передразниваем учеников,

•        сравниваем одного ученика с другим,

•        командуем, требуем, давим,

•        поощряем ученика, фактически награждая его за «плохое» поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Тренировка баланса для коррекции нарушения осанки у детей и подростков при нарушении речи с использованием тренажера ТРХ»

Доклад на семинар 17.12.2013 в Лицеи №1457 - "Практическое использование инновационных программ в образовательном процессе в рамках 3-го урока физической культуры"тема:  «Тренировка баланса для к...

Презентация к педсовету "Формы взаимодействия педагогов дошкольного отделения с семьёй по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей среды".

Наиболее эффективные формы, которые мы  используем в своей работе по взаимодействию с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей с нарушением слуха....

«Взаимодействие с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей среды»

Материал для проведения педагогического совета на тему "Взаимодействие с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей ...

Урок- семинар. «Решение иррациональных уравнений и систем» (традиционные, нетрадиционные и оригинальные способы их решения)

Урок комплексного применения знаний и способов действий учащихся (2 урока) Цель занятия: Организация деятельности учащихся по углубленному самостоятельному переносу их знаний и способов действий в и...

Конфликтные педагогические ситуации детей с ОВЗ и способы их решения

Презентация  "Конфликтные педагогические ситуации детей с ОВЗи способы их решения"...