Чаша Мудрости от Амонашвили как источник гуманистического педагогического мышления
статья на тему
Статья о пути гуманизации образования через формирование гуманистического мировоззрения учителя и приобщение его к источнику духовных знаний, собранных в Антологии Гуманной Педагогики Ш.А. Амонашвили.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasha_mudrosti_amonashvili_kak_istochnik_gumanisticheskikh_idey_2.docx | 654.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Цветкова Ольга Александровна
Чаша Мудрости от Амонашвили как источник гуманистического мышления
21-й век объявлен веком Человека, гуманизации всех сторон жизни. Гумани́зм (от лат. humanitas - человечность, humanus - человечный, homo - человек) утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Наконец, возвращение к личности стало ведущей тенденцией в теории и практике обучения. Прискорбно, что долгий общественно-политический кризис, при котором произошёл отход от вектора духовно-нравственных ценностей к вектору потребительского отношения к жизни и человеку, подорвал подлинную мировоззренческую основу бытия. В течение десятка лет формировался взгляд на человека лишь как на участника производственно-рыночно-экономических отношений, а материальное благополучие рассматривалось как мерило его совершенства. Сегодня очевидны отрицательные последствия потребительской идеологии: духовная опустошенность, нравственная деградация, снижение здоровья нации. А будущее нации – это растущее поколение, которое 11 лет проводит в стенах учебного заведения.
Новое педагогическое мышление требует крутого разворота в сторону гуманистических принципов обучения и гуманных взаимоотношений участников учебного процесса. Именно гуманистическая, личностно ориентированная педагогика, превратившись в повседневную реальность современной школы, станет фундаментом оздоровления и сохранения духовно-нравственного, психологического и физического здоровья детей.
Само по себе гуманистическое педагогическое мышление не ново. Оно основано на классическом философском, психологическом, религиозном представлении о том, что ребенок есть «явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа», что он – «частица Социума, Природы и Космоса»; идеи, которая никогда не угасала в процессе культурного развития человечества. Прогрессивные ученые, педагоги и психологи, в течение 20-го века подготовили солидную теоретическую платформу для «очеловечивания» педагогического процесса, а выдающиеся педагоги - гуманисты показали всю привлекательность «экологически чистой, гуманной» школы 21 века. Педагогическая сокровищница обогащена гуманно-личностной педагогикой Ш.А.Амонашвили, русской родовой школой М.П.Щетинина, здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного, педагогикой здравого смысла А.М.Кушнира и даже системой ноосферного образования Н.В.Масловой.
Все прогрессивные образовательные системы неизменно строятся на признании прав ученика быть личностью и развиваться, в первую очередь, духовно. Духовно - значит гуманно. Ведь сама гуманизация не что иное, как возрастание веры педагога в потенциалы личности и возможности их раскрытия, обогащения.
Но сегодня законсервировался традиционный подход в образовании. Преодолеть авторитарно-императивную педагогику сможет только тот учитель, который способен сформировать в себе гуманистическое мировоззрение и гуманитарную культуру, выработать личностно ориентированные модели, способы и формы общения с обучаемыми. Учитель современной школы должен глубоко осознать равноценную значимость как ученика, так и учителя, рационально и оптимально организовать педагогический процесс, учитывая зону актуального и ближайшего развития ребёнка, способствуя сохранению и укреплению его здоровья, а также ценностно-смысловое взаимодействие, обеспечивающее психологическую защищённость обучаемого, развитие его индивидуальности, расширение степени свободы, самосознания, деятельности и общения. Совершенно очевидно, современный учитель должен обладать целым набором ключевых компетенций, не исключая личностной, обеспечивающей постоянный духовный поиск и саморазвитие.
Посильна ли такая задача каждому учителю в обычной школе, ведь не все Амонашвили, Щетинины, не все даже просто свободны от личностных и психологических проблем? Время требует кардинальных изменений в сознании учителя. Следуя выражению «Врач, исцелись сам!», можно сказать, «Учитель, познай сам!» Учителю необходимо психологически преодолеть себя, отказаться от принципов и предрассудков прошлого опыта, пересмотреть весь концептуальный багаж. Истинный гуманизм имеет свои этические корни во внутреннем мире человека. Чтобы воспитать свободную, способную к саморазвитию и самоактуализации личность, «внимающей голосу совести и следующей за ним», необходимо самому подняться над своей ограниченной природой и стремиться к познанию себя как части целого мироздания.
Величайший гуманист современности, академик РАО, Ш.А. Амонашвили, в предисловии к своей Антологии Гуманной Педагогики написал:
«Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождая человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и Сердца и через них раскрытия личности человека, его талантов, интеллекта, его неповторимости. Испокон веков призывает она к великому служению планетарной и космической эволюции, испокон веков ищет она свой момент истины. Для многих величайших мыслителей человечества, для многих учителей прошлого и сегодняшнего дня гуманное педагогическое мышление стало основой их мировоззрения и творчества. Вот почему Эпоха Сердца и Духовности, Взаимности и Любви, в которую вступает человечество, требует глубокого обновления всего образовательного процесса, основой которого является гуманное педагогическое мышление».
Не знаю иного пути взращивания в себе гуманиста кроме как чтение и осмысление, чтение и непрестанная осознанная работа по приобретению духовного опыта. Великий мудрец Ш.А.Амонашвили знал, какой дорогой идти, – и собрал в Чашу современного педагогического мышления Мудрость, не знающую времени и пространства. Низкий поклон великому гуманисту и подвижнику за его гуманно-личностный педагогический подход к детям, за его проникновенные умные и добрые книги, но ещё больше, за то, что он озаботился собрать воедино классическое и современное творчество величайших гуманистов всех времён и народов. «Это есть вечно развивающаяся и неиссякаемая, вечно одухотворяющая настоящее и устремленная в будущее Чаша Мудрости. Эта Чаша Мудрости неподвластна времени и пространству, ибо она вечна, но каждая эпоха может взять из нее, сколько в состоянии взять, и обогатить ее, насколько она в состоянии это сделать».
И если учитель не приобщён, так уж получилось, к этому живительному источнику, то никогда не поздно... Любовь и познание – вот чего должно стремиться! Безусловно, найдется немало учителей, осознающих сегодня, что это единственный путь сохранения главного достояния России — ее подрастающих поколений.
По замыслу автора «Антология предлагается каждому студенту педагогических вузов и колледжей, каждому учителю и воспитателю, каждому работнику образования, а также родителям. Владелец этого издания будет иметь под рукой неиссякаемый источник для своей длительной творческой деятельности во имя облагораживания сердец и душ новых людей Земли».
Вот она перед Вами – Чаша Мудрости! Пить – не напиться…
Выпуск I | |
Иисус Христос
| Конфуций
|
Коменский
| Ломоносов
|
Выготский
|
|
Выпуск II | |
Соломон
| Пророк Мухаммад
|
Френе
| Толстой
|
Сухомлинский Творчество В.А.Сухомлинского, избранные страницы произведений которого включены в очередной том "Антологии", проходило в реальной жизни на фоне глубокого (зачастую трагического) противостояния двух измерений: мира социалистической педагогической обыденщины (борьба с "сильными мира сего" в педагогике, образовании, издательском деле), и собственно мира Образования, Школы, Ребенка… Этому второму миру он был открыт полностью, ему он был беспредельно верен, ему он без остатка отдал свое сердце.
|
|
Выпуск III | |
...И сказал Господь Моисею
| Махатма Ганди
|
Песталоцци
| Ушинский
|
Корчак
|
|
Выпуск IV
| |
Будда Более 2500 тысяч лет существует учение, идеи которого исповедует большая часть населения Азии, в том числе буряты, калмыки и тувинцы, проживающие в России. Задача книги - раскрыть гуманистическую направленность учения, показать путь возвышения и познания истины, источник силы и знания в понимании сторонников этого учения. | Живая Этика Являясь результатом взаимодействия наших соотечественников с группой анонимных философов Востока - Учителей, "Живая Этика" объединила древние и современные знания, умозрительную мысль Востока и научную мысль Запада и сформулировала представление о Космической Эволюции Человечества.
|
Монтессори
| Вентцель
|
Макаренко
|
|
Выпуск V | |
Платон В книге представлены тексты великого древнего мыслителя Платона (427-347 гг. до н.э.) Платон, стоявший у истоков теоретической педагогики, сформулировал вечные педагогические истины: о месте воспитания и обучения в развитии человека, о роли образования в жизни каждого человека и общества, о целях и способах педагогической деятельности и многие другие. Произведения Платона проникнуты гуманизмом, верой в способность человека реализовать себя. Многие педагогические произведения Платона созвучны нашему времени: основные положения платоновской педагогики делают ее необходимой составной частью всякой современной педагогической системы. | Руми Очередной том "Антологии гуманной педагогики" знакомит читателя с духовно-нравственным и педагогическим мировоззрением суфизма - учения, в течение многих веков лежавшего в основе творческих поисков и достижений величайших поэтов Востока: Руми, Саади, Хафиза, Насими, Джами, Ал-Газали и многих других. Материал для сборника отобран и прокомментирован Д.В.Щедровицким. Вступительная статья написана Г.В.Милославским. |
Фромм
| Зеньковский
|
Узнадзе
|
|
Выпуск VI
| |
Сергий Радонежский
| Кей-Кавус
|
Локк
| Блонский
|
Сорока-Росинский
|
|
Выпуск VII | |
Иоанн Лествичник Труды выдающихся основоположников христианской литерату ры (II-VI в.) Климента Александрийского, Григория Нисского, Ефрема Сирианина и Иоанна Лествичника впервые представлены широкой учительской аудитории. Они фундамент нравственной традиции в педагогике, основанной на понимании целостной и духовной природы человека
| Лао-Цзы Образованию и воспитанию неизбежно предшествует позиция отношений. Именно с этой точки зрения вглядеться в уникальность философии и практики Даосизма позволяют собранные в настоящей книге труд Лао-Цзы, выдержки из важнейших текстов его последователей и художественные зарисовки современности. Человеческий путь от созерцания, отношения к выбору, действию и обратно неизбежный спутник метафизического даоского Пути небытия и недеяния. Проникнуть в древнюю мудрость человеческого пути, приблизить ее к современному читателю-учителю помогают комментарии востоковедов и размышления педагогов. |
Монтень
| Каптерев
|
Вернадский
|
|
Выпуск VIII | |
Блаженный Августин
| Гогебашвили
|
Руссо
| Сковорода
|
Лесгафт
|
|
Выпуск IX | |
Аристотель
| Рерих
|
Спенсер
| Гессен
|
Леонтьев
|
|
Выпуск X
| |
Леонардо Да Винчи
| Тагор
|
Шиллер
| Ильин
|
Кабалевский
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН на тему "Пословицы - источник мудрости!"
Интегрированный КВН - русский язык и английский язык для начальных классов....
Межпредметные связи как метод формирования гуманистического мышления.
Межпредметные связи как метод формирования гуманистического мышленияЧеловека создает средняя школа, высшая – дает специальность. Д.С. ЛихачевУважаемые коллеги! Каждый ...
Конспект урока на тему ":Пословицы - источник народной мудрости." Антонимы.
Конспект урока для невладеющей осетинским языком группы для 8 класса....
Народная мудрость как источник нравственного воспитания
В дидактическом материале "Народная мудрость как источник нравственного воспитания"подобраны пословицы и поговорки русского народа.Их можно использовать на уроках русского языка в любом классе,где на ...
Методический материал "Новое педагогическое мышление"
Методическая тема «Формирование нового педагогического мышления»особо важна при введении новых образовательных стандартов.Профессиональное мышление преподавателя выражается в умении видеть основ...
презентация к статье "Новое педагогическое мышление"
Данная презентация сопровождает методический материал по теме:"Новое педагогическое мышление", размещенный в разделе статей....
Доклад "Формирование педагогического мышления у родителей воспитанников"
Для эффективности образовательного процесса, достижения успехов в развитии подрастающей личности необходимо вести целенаправленную и систематическую работу с родителями обучающихся. Важно не поучать и...