Межпредметные связи как метод формирования гуманистического мышления.
презентация к уроку по теме
Межпредметные связи как метод формирования гуманистического мышления
Человека создает средняя школа, высшая – дает специальность. Д.С. Лихачев
Уважаемые коллеги! Каждый из нас не только школьный учитель, но и гражданин своего государства, в котором живут также наши родители, дети и другие близкие нам люди. Поэтому вполне естественно наше желание иметь страну с хорошей экологией, сильной экономикой, разумной внутренней и внешней политикой. Любыми государственными и экономическими системами управляют люди, которые учились в наших российских школах. А те, которые будут управлять этими системами, учатся в школах сейчас. Следовательно, именно перед школьным учителем стоит задача сделать так, чтобы выпускник школы был готов ответственно относиться к результатам своей будущей деятельности, не зависимо от того, какую бы профессию в будущем он для себя ни выбрал.
Ввиду сложности и неоднозначности политических и экономических процессов, происходящих на современном этапе развития нашего общества, необходимо, чтобы выпускник школы был способен видеть скрытые связи различных явлений. Этому способствует целостное видение мира, которое невозможно в принципе без знания основ общей теории систем.
Системное мышление помогает обнаруживать связи между различными учебными дисциплинами. Междисциплинарный подход как способ расширения научного мировоззрения, заключается в рассмотрении того или иного явления вне рамок какой-либо одной научной дисциплины и базируется на положении о том, что любые системы, какими бы размерами и свойствами они не обладали, создаются и функционируют по одним и тем же основным законам и принципам. Знание указанных принципов способствует формированию у учащихся общечеловеческой, универсальной, культуры, так как дает представление об обществе как организованной целой системе, оптимальное развитие которой осуществляется по тем же универсальным законам, что и изучаемые ими в школе природные системы.
Ознакомиться с основами общей теории систем в необходимом и достаточном для поставленной задачи объеме и учитель, и ученик могут заглянув на сайт Школы ТРИЗ ttp://triz.natm.ru/sistem/sis_01.htm, в учебник Естествознание для 10 кл. под редакцией И.Ю. Алексашиной (Естествознание: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений
базовый уровень под ред. И. Ю. Алексашиной; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 270 с.) или же, прочитав главы о системном строении мира в любом из учебников для вузов Концепции современного естествознания.
Предлагаемый урок-презентация для учащихся средней школы «Актуальная сказка о маленьком Деревце», делает доступными для понимания школьника основные системные (синергетические – от синергия – сотрудничество) принципы. Доступность достигается методом синтеза знаний из школьного курса биологии и сказочной персонализации одной из природных систем – Деревца. На подобных примерах ученики легко научатся сами выделять из окружающей среды целостные системы и определять те ключевые системные принципы, по которым эти системы создаются, развиваются и взаимодействуют с другими системами.
Литература
- Естествознание: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений базовый уровень под ред. И. Ю. Алексашиной; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 270 с.
- Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 256 с.
- Учебники биологии для средней школы
- Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 287 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnaya_skazka_o_malenkom_derevtse_i_sistemnom_myshlenii.pptx | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жило-было юное красивое деревце Ему светило Солнце, голубело Небо и зеленела Трава. Деревце любовалось Солнцем, Бабочками и собой. Оно хотело все время расти и расти, чтобы достать до Неба и обнять всю Землю!
Деревце любило свой мир и мечтало о том, как вырастет таким же большим как Земной шар. Ему говорили, что такие большие деревья бывают только в сказках, а наяву это может плохо кончиться . ЗЗЯ
Оно становилось все толще и выше. Но у дерева было так много сил и желаний, что оно никого не слушало и продолжало расти.
Все толще и выше Пока Планета не стала для него чем-то вроде цветочного горшка. На Земле уже не было места ни кому: ни другим Деревьям, ни Животным, ни Цветам, ни даже Бабочкам. ЗЗЯ
Не смотря на то, что Деревце теперь могло кружиться вместе с планетами и звездами, ему было холодно и одиноко в Космосе без друзей!
По ночам оно буквально впивалось корнями в Землю, чтобы не потеряться в бескрайнем космическом просторе. Ему было страшно!
И беда действительно случилась! Дерево высосало все соки из Земли, погубив при этом свою планету. И ни одна другая планета не захотела приютить у себя такое глупое и жадное Дерево.
Но тут деревце открыло глаза и проснулось! Оно увидело, что на Земле росли его друзья Деревья, летали Бабочки, цвели Цветы.
Деревце обрадовалось: «Как хорошо, что страшный сон кончился!» Оно решило, что не будет никогда жадничать, а будет делиться со своими друзьями всем, что есть на Планете.
На самом деле Деревце было добрым и умным. Поэтому оно решило, что будет изучать законы, по которым устроен мир. Деревце стало изучать науку о самых разных природных системах и узнало очень много интересного.
Оно узнало, что мир это большая система, состоящая из самых разных систем. Система – это некоторое количество разных элементов, собранных вместе для достижения определенной цели. Малые системы входят в состав больших.
Деревце узнало, что попало в беду потому, что закрылось от нужной информации и нарушило принцип обмена с окружающей средой. Не имея нужной информации трудно правильно реагировать на окружающий мир. Закройте глаза, уши и рот и попробуйте прожить так несколько часов! - Получится ли?
Принцип обмена: - Всякая природная система обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Система, закрытая для обмена, рано или поздно погибает. Дерево – часть Биосферы
Принцип целеполагания
Человек – это сложная живая система в составе природных и социальных систем Человек является частью экологической, семейной, социальной, планетарной и космической систем. Следовательно, на него действуют все те же системные законы и принципы.
Например, на человека действует принцип обратных связей. Обратная связь – это связь выхода с входом. Если мы попытаемся дернуть кошку за хвост, обратной связью будут наши исцарапанные руки. 17
Чувства голода и жажды создают уравновешивающую обратную связь, поддерживая постоянство химических веществ и влаги в нашем организме. 18
Вредные привычки и ссоры – это «работа» усиливающей обратной связи. Месть или привычка к списыванию домашних заданий, сигаретам, спиртному – это результат усиливающей обратной связи. Лучше НЕ начинать!
Мир один, а изучают его разные науки Системное мышление помогает быстрее понять как организован наш мир и каким закономерностям подчиняются самые разные системы.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметные связи как основа формирования ценностного отношения к физическим знаниям
В статье рассматриваются психологический и педагогический аспекты понятий "ценность" и "ценностное отношение", а также предлагаются методические решения формирования ценностного отношения учащих...
Системное применение межпредметных связей как средство формирования естественно –научного мировоззрения учащихся основной школы.
Квалификационная работа...
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""
Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на основе общего подхода. Стремление к эффективности учебного процесса заст...
Межпредметные связи как средство формирования патриотических качеств учащихся
Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию....
Межпредметные связи, как средство формирования положительной мотивации у учащихся с ОВЗ
Межпредметные связи осуществляются для того, чтобы один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим предметом.Цель межпредметных связей состоит...