Формирование коммуникативных навыков в рамках реализации ФГОС
статья на тему

Фенюк Алла Николаевна

Данная статья описывает обобщение опыта педагогического коллектива ГБОУ СОШ с. Георгиевка по формированию коммуникативных навыков у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_seminar.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

15 апреля в ГБОУ СОШ с. Георгиевка прошел окружной семинар – практикум «Формирование коммуникативных навыков в рамках реализации ФГОС», на котором присутствовали 29 педагогов из 14 школ Кинельского образовательного округа. На открытии семинара, приветствуя его участников,  директор ГБОУ СОШ с. Георгиевка Р. К. Ивлиева подчеркнула, что формирование коммуникативной компетенции, коммуникативных навыков и умений человека является актуальной проблемой образовательного процесса.

Директор школы рассказала, что педагогами анализировался уровень коммуникативной компетентности и осуществляется поиск технологий по формированию коммуникативной компетенции, коммуникативных навыков и умений обучающихся, при использовании которых уже получен положительный результат.  

Учитель граждановедения О. Ю Ружело озвучила круг проблем, над которыми работает педагогический коллектив и способы их решения.

В практической части семинара гости имели возможность познакомиться с «Коммуникативными формами обратной связи». Технологии «Пресс - конференция» и ток - шоу «Красный квадрат» представляла учитель начальных классов, ответственная за ВР в школе Л. В. Воронина. Пресс – конференция была посвящена «Актуальным вопросам ЕГЭ». Обучающиеся с 9-11 класс имели возможности задать интересующие их вопросы главному специалисту Кинельского Управления образованием О. М. Агеевой, руководителю пункта проведения экзаменов Р. К. Ивлиевой, организатору пункта проведения экзаменов И. В. Ступниковой, заместителю директора по УВР Э. В. Цыгановой. Гостем ток – шоу «Красный квадрат» стал иерей местного прихода отец Максим Клювиткин. Он  ответил на вопросы участников и рассказал о духовном развитии личности.  

Площадку «Дискуссионные формы выработки личного мнения учащихся» представляла учитель информатики, ответственная за методическую работу в школе А. Н. Фенюк. С помощью «Упражнения Джеффа» обучающиеся 6-7 классов совместно педагогом попытались раскрыть тему «Компьютеромания и виртуальный мир: равнозначны ли эти понятия». Приятно, что гости семинара стали непосредственными участниками дискуссии. Ребята отстаивали собственное мнение, убеждали, вели спор и дискуссию и в то же время уважительно принимали мнение другого человека, его право на выбор. В процессе дискуссии определились явные лидеры. Умение говорить – это наикратчайший путь к известности, А сила слов в нашем обществе имеет большое значение. Надеемся, что из всего услышанного дети сделают правильные выводы.  

Организаторами и ведущими дискуссионных игр стали ученицы 8 класса Толокольникова Екатерина, Звягина Олеся и Колесник Анастасия. Они самостоятельно подобрали материал, составили вопросы участникам. Темы игр «Толерантность», «Экология», «ЗОЖ». Обучающиеся выполняли задачу через общение, через коллективное взаимодействие. Ребята обменивались своими решениями, выслушивали мнение друг друга, найденное решение выражало общее мнение всех участников, ведущие отрабатывали лидерские качества. Учитель при этом была контролером процесса.

Учитель начальных классов Ю. Н. Аввакумова показала элемент урока окружающего мира «В гости к весне» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Прежде чем приступить к новой теме, учитель, опираясь на уже известное, намечая линии воспоминания, предложила составить кластер. Детям была сформулирована проблема, исследование которой предлагалось обучающимся для самостоятельной работы. Далее обычная учебная работа – чтение текста, выбор главного и обсуждение в группах. Ребята показали хороший уровень взаимодействия в группе, умение слушать и слышать.

«Дебаты» как элемент урока истории в 8-9 классах на тему «У России собственный путь развития»  показали учитель истории и обществознания Г. В. Ледяева и учитель граждановедения О. Ю. Ружело. Дебаты – это прежде всего общение. Все богатство общения, которое А. Де Сент – Экзюпери называл единственной роскошью, составляет арсенал дебатов. Используя технологию «Дебаты», в учебном процессе учитель создает устойчивую мотивацию к учению, так как обеспечивается личная значимость учебного материала для учащихся: наличие элемента состязательности стимулирует творческую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Данная тема особенно актуальна в наше время. Команда 8х классов представляли утверждающую сторону, а команда 9х классов были отрицающей стороной. Используя знания по истории каждая сторона доказывала свою точку зрения. Жюри отдало победу утверждающей стороне, то есть  8 классу. Лучшими спикерами признали Никонову Юлию, Звягину Олесю, Шемекеева Михаила. О. Ю. Ружело не только вела дебаты, но и рассказала о технологии проведения.

Организаторы семинара показали эффективность используемых технологий не на словах, а на практике. И конечно, важным оказалось простое общение, ведь это здорово, познакомиться с коллегами, обменяться опытом, мнениями, эмоциями. Участники пришли к мнению, что такие семинары просто необходимы.

Учитель информатики, ответственная за методическую работу

 ГБОУ СОШ с. Георгиевка А. Н. Фенюк

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс по теме "Формирование коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС"

данная работа содержит материал на тему "Формирование коммуникативных  УУДв условиях реализации ФГОС", где освещаются вопросы новых требований, предъявляемых к современному уроку и ученику, рассм...

Развитие коммуникативных навыков учащихся в рамках реализации ФГОС

Развитие коммуникативных навыков учащихся в рамках реализации ФГОС...

" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Формирование коммуникативных навыков у обучающихся по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на уроках английского языка.

Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков.Если в других предметах при отборе содержания из арсен...

Индивидуальный план работы над методической темой: «Формирование коммуникативных навыков в рамках реализации системно-деятельностного подхода»

Индивидуальный план работы над методической темой: «Формирование коммуникативных навыков в рамках реализации системно-деятельностного подхода»...

Вариативные формы коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с умеренной умственной отсталостью по формированию коммуникативных компетенций в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Включение детей с F71 в образовательный процесс побуждает специалистов искать новые формы работы по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»....