Формирование коммуникативных навыков у обучающихся по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на уроках английского языка.
статья
Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков.Если в других предметах при отборе содержания из арсенала науки исходят из реализации общеобразовательных и воспитательных задач, то в иностранном языке приходится исходить из практической задачи – способности вступать в общение.
Поэтому весь процесс обучения подчиняется основной задаче – формированию коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.В основе обучения детей устному общению на иностранном языке в начальной школе лежит игра.
Что дает игра ученикам?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnyh_kompetentsiy_angl.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных навыков у обучающихся по ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ на уроках английского языка.
Для детей с ОВЗ среди многообразия формируемых компетенций важнее всего выделить формирование следующих компетенций:
- общекультурную,
- социально - трудовую,
- коммуникативную,
- личностного самоопределения.
Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков. Хотя потребность в общении выражена ярко, обучающиеся часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, необходимость передавать или воспринимать от них информацию, организовывать коллективную работу.
Исследования ученых доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития. От уровня развития коммуникативных способностей зависит и уровень дальнейшей социализации.
Если в других предметах при отборе содержания из арсенала науки исходят из реализации общеобразовательных и воспитательных задач, то в иностранном языке приходится исходить из практической задачи – способности вступать в общение.
Поэтому весь процесс обучения подчиняется основной задаче – формированию коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.
Следовательно, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке.
Это бывает сделать трудно даже при изучении русского языка, когда мысли и действия участников общения понятны друг другу. Английский язык, в этом плане, изучать труднее, так как не всегда учащиеся понимают друг друга.
Главной целью обучения английскому языку в начальных классах является создание положительной естественной мотивации к его изучению. В младшем школьном возрасте формирование способности общаться на чужом языке связано не столько с освоением грамматических, лексических и фонетических структур, сколько с совершением практических, предметных действий и выражением эмоций, которые сопровождаются адекватными высказываниями на английском языке.
Поэтому основным принципом коммуникативно-ориентированного обучения является речевая деятельность.
В основе обучения детей устному общению на иностранном языке в начальной школе лежит игра.
Что дает игра ученикам?
Игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.
Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем.
Создает условия равенства в речевом партнерстве
Разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
В игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Игра учит быть чувствительным к социальному употреблению английского языка.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению английского языка.
Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма.
Я считаю, что яркая подача материала с помощью игровых технологий обучения придает урокам эмоциональную окраску, позволяет организовать интересную деятельность с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание, и постепенное развитее произвольного внимания. Применение игровых технологий обучения создает условия для непроизвольного усвоения учебного материала в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом. Используя игры на своих уроках, я стала понимать, что игра очень эффективна в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка. Для детей игра это увлекательное занятие, а если во время игры они еще и говорят на английском языке, то это просто здорово. Я наблюдала, как ведут себя ученики в процессе игры. В игре все равны. Она посильна даже слабому ученику. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем значение предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это давала ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывалась на результатах обучения. Незаметно для самих себя языковой материал усваивался у ребят легче, а вместе с этим возникало чувство удовлетворения – «оказывается, я могу говорить наравне со всеми».
Используемые игры условно разделяют на несколько групп:
- игры коммуникативной направленности;
- игры со словами;
- игры и игровые упражнения, используемые при объяснении и закреплении грамматического материала.
Игры коммуникативной направленности:
- При изучении модального глагола “Can” я использовала игру “What can I do?”. На основе знакомых лексических единиц учащиеся отрабатывали выражение:
“ I can ….”. Таким образом идет повторение лексики и отработка модального глагола “Can” через многоразовое повторение, но с использованием игровой ситуации.
- Игра «Карусель». Активно используется при закреплении вопроса на знакомство.
- «What`s the time Mr. Wolf?» подвижная игра на улице или в спортивном зале.
Игры со словами:
- «Купила бабушка себе курочку…», далее идет замена слова курочка на английское – hen. Слова сопровождаются движениями.
- «Печатная машинка» для отработки чисел 1-10.
- «Съедобное – несъедобное»
- «Что пропало?». Перед детьми раскладываются предметы по определенной теме. Затем учащиеся закрывают глаза, один из предметов убирается. «Close your eyes. Open your eyes. What is missing?» (можно водящим назначать ребенка)
- «Прятки на картинке» (закрепление предлогов места).
Учитель предварительно подбирает картинку с изображением любого помещения. Один из учеников «прячется» в этой комнате, например, under the table. Записывает свое место на листочке и отдает учителю. Дети пытаются отгадать, где бы он спрятался. Тот, кто угадывает, становится водящим.
- «Ухо, нос, голова» повторение слов по теме «Мое тело».
- «Выкрутасы» - «Heads UP». Ученику нужно угадать слово, которое находится у него, в прямом смысле, на голове (использовать можно приложение в телефоне). Помощь одноклассников заключается в том, что они будут подсказывать вам это слово с помощью других слов или жестов. Главное – назвать это слово.
Игры и игровые упражнения, используемые при объяснении и закреплении грамматического материала:
- «Снежный ком». Для закрепления лексического материала по теме «Мое тело» и отработки структуры «I have got….»
- «Лото» по теме «Мой дом» и закрепление употребления оборота «There is/are».
- «Пазлы». Отличная игра, нацеленная на командную работу. Она подходит для повторения времен, фраз, оттачивания навыков чтения и т.д.
На бумаге пишутся 3-5 предложений разным цветом;
Затем лист разрезается так, чтобы разделить все фразы;
Слова перемешиваются и складываются в шапку;
Класс делится на 2-3 команды и каждая поочередно собирает предложения;
Побеждает та команда, которая быстрее сложит все слова в правильном порядке, чтобы получились исходные предложения.
Исходя из всего вышесказанного, я хотела бы подвести итог, выразив такую мысль: «Конечно, урок английского языка – это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций».
Именно поэтому я все чаще стараюсь найти новую игру и эффективно использовать ее на своих уроках, для того, чтобы продолжать успешно формировать коммуникативную компетенцию обучающихся на уроках английского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ.
В методическом материале показано развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих умственную отсталость в зависимости от индивидуальных способностей каждого....
Формирование коммуникативных навыков в рамках реализации ФГОС
Данная статья описывает обобщение опыта педагогического коллектива ГБОУ СОШ с. Георгиевка по формированию коммуникативных навыков у обучающихся....
Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, овладение социально-бытовыми умениями, испо...
Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, овладение социально-бытовыми умениями, испо...
Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, овладение социально-бытовыми умениями, испо...
Статья "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с расстройством аутистического спектра на уроках по окружающему миру"
В статье отражены основные особенности коммуникативного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра, а также педагогические приёмы по формиованию и развитию коммуникативных навыков на ...