Формирование коммуникативных навыков у обучающихся по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на уроках английского языка.
статья

Кузовникова Ирина Сергеевна

Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков.Если в других предметах при отборе содержания из арсенала науки исходят из реализации общеобразовательных и воспитательных задач, то в иностранном языке приходится исходить из практической задачи – способности вступать в общение.

Поэтому весь процесс обучения подчиняется основной задаче – формированию коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.В основе обучения детей устному общению на иностранном языке в начальной школе лежит игра.

            Что дает игра ученикам?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kommunikativnyh_kompetentsiy_angl.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных навыков у обучающихся по ФГОС НОО

обучающихся с ОВЗ на уроках английского языка.

Для детей с ОВЗ среди многообразия формируемых компетенций важнее всего выделить формирование следующих компетенций:

- общекультурную,

- социально - трудовую,

- коммуникативную,

- личностного самоопределения.

Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков. Хотя потребность в общении выражена ярко, обучающиеся часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, необходимость передавать или воспринимать от них информацию, организовывать коллективную работу.

Исследования ученых доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития. От уровня развития коммуникативных способностей зависит и уровень дальнейшей социализации.

Если в других предметах при отборе содержания из арсенала науки исходят из реализации общеобразовательных и воспитательных задач, то в иностранном языке приходится исходить из практической задачи – способности вступать в общение.

Поэтому весь процесс обучения подчиняется основной задаче – формированию коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.

Следовательно, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке.

Это бывает сделать трудно даже при изучении русского языка, когда мысли и действия участников общения понятны друг другу. Английский язык, в этом плане, изучать труднее, так как не всегда учащиеся понимают друг друга.

Главной целью обучения английскому языку в начальных классах является создание положительной естественной мотивации к его изучению. В младшем школьном возрасте формирование способности общаться на чужом языке связано не столько с освоением грамматических, лексических и фонетических структур, сколько с совершением практических, предметных действий и выражением эмоций, которые сопровождаются адекватными высказываниями на английском языке.

Поэтому основным принципом коммуникативно-ориентированного обучения является речевая деятельность.

В основе обучения детей устному общению на иностранном языке в начальной школе лежит игра.

        Что дает игра ученикам?

Игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.

Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем.

Создает условия равенства в речевом партнерстве

Разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.

В игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

Игра учит быть чувствительным к социальному употреблению английского языка.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению английского языка.

Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма.

      Я считаю, что яркая подача материала с помощью игровых технологий обучения придает урокам эмоциональную окраску, позволяет организовать интересную деятельность с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание, и постепенное развитее произвольного внимания. Применение игровых технологий обучения создает условия для непроизвольного усвоения учебного материала в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом. Используя игры на своих уроках, я стала понимать, что игра очень эффективна в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка. Для детей игра это увлекательное занятие, а если во время игры они еще и говорят на английском языке, то это просто здорово. Я наблюдала, как ведут себя ученики в процессе игры. В игре все равны. Она посильна даже слабому ученику. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем значение предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это давала ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывалась на результатах обучения. Незаметно для самих себя языковой материал усваивался у ребят легче, а вместе с этим возникало чувство удовлетворения – «оказывается, я могу говорить наравне со всеми».

Используемые игры условно разделяют на несколько групп:

- игры коммуникативной направленности;

- игры со словами;

- игры и игровые упражнения, используемые при объяснении и закреплении грамматического материала. 

Игры коммуникативной направленности:

  1. При изучении модального глагола “Can” я использовала игру “What can I do?”. На основе знакомых лексических единиц учащиеся отрабатывали выражение:

“ I can ….”. Таким образом идет повторение лексики и отработка модального глагола “Can” через многоразовое повторение, но с использованием игровой ситуации.

  1. Игра «Карусель». Активно используется при закреплении вопроса на знакомство.
  2. «What`s the time Mr. Wolf?» подвижная игра на улице или в спортивном зале.

Игры со словами:

  1. «Купила бабушка себе курочку…», далее идет замена слова курочка на английское – hen. Слова сопровождаются движениями.
  2. «Печатная машинка» для отработки чисел 1-10.
  3. «Съедобное – несъедобное»
  4. «Что пропало?». Перед детьми раскладываются предметы по определенной теме. Затем учащиеся закрывают глаза, один из предметов убирается. «Close your eyes. Open your eyes. What is missing?» (можно водящим назначать ребенка)
  5.  «Прятки на картинке»  (закрепление предлогов места). 

Учитель предварительно подбирает картинку с изображением любого помещения. Один из учеников «прячется» в этой комнате, например, under the table. Записывает свое место на листочке и отдает учителю. Дети пытаются отгадать, где бы он спрятался. Тот, кто угадывает, становится водящим.

  1. «Ухо, нос, голова» повторение слов по теме «Мое тело».
  2. «Выкрутасы» - «Heads UP». Ученику нужно угадать слово, которое находится у него, в прямом смысле, на голове (использовать можно приложение в телефоне). Помощь одноклассников заключается в том, что они будут подсказывать вам это слово с помощью других слов или жестов. Главное – назвать это слово.

Игры и игровые упражнения, используемые при объяснении и закреплении грамматического материала:

  1. «Снежный ком». Для закрепления лексического материала по теме «Мое тело» и отработки структуры «I have got….»
  2. «Лото» по теме «Мой дом» и закрепление употребления оборота «There is/are».
  3. «Пазлы». Отличная игра, нацеленная на командную работу. Она подходит для повторения времен, фраз, оттачивания навыков чтения и т.д.
    На бумаге пишутся 3-5 предложений разным цветом;
    Затем лист разрезается так, чтобы разделить все фразы;
    Слова перемешиваются и складываются в шапку;
    Класс делится на 2-3 команды и каждая поочередно собирает предложения;
    Побеждает та команда, которая быстрее сложит все слова в правильном порядке, чтобы получились исходные предложения.

Исходя из всего вышесказанного, я хотела бы подвести итог, выразив такую мысль: «Конечно, урок английского языка – это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций».

Именно поэтому я все чаще стараюсь найти новую игру и эффективно использовать ее на своих уроках, для того, чтобы продолжать успешно формировать коммуникативную компетенцию обучающихся на уроках английского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ.

В методическом материале показано развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих  умственную отсталость   в зависимости от индивидуальных способностей каждого....

Формирование коммуникативных навыков в рамках реализации ФГОС

Данная статья описывает обобщение опыта педагогического коллектива ГБОУ СОШ с. Георгиевка по формированию коммуникативных навыков у обучающихся....

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Статья "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с расстройством аутистического спектра на уроках по окружающему миру"

В статье отражены основные особенности коммуникативного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра, а также педагогические приёмы по формиованию и развитию коммуникативных навыков на ...