мастер-класс по теме "Формирование коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС"
материал по английскому языку по теме

Чернышова Олеся Александровна

данная работа содержит материал на тему "Формирование коммуникативных  УУДв условиях реализации ФГОС", где освещаются вопросы новых требований, предъявляемых к современному уроку и ученику, рассматривается классификация уневирсальных учебных действий и более подробно рассмотрена категория формирования коммуникативных ууд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_aya_2015.docx26.11 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_uud.ppt1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС

Ход проведения мастер – класса

  1. Организационная часть.

Добрый день! Здравствуйте!

Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть это занятие принесет вам радость общения. Свой мастер класс я хотела бы начать со слов великого ирландского драматурга, писателя Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко... Если у тебя есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи!» …

Теоретическая часть

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках английского языка ставится на формирование УУД.

УУД – это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Таким образом, в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного  учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В свете нововведений   мой урок сегодня:

1. Это урок, где ученик не просто изучает новый материал, а имеет возможности реализовать себя, проявив свои способности и задействовать свой потенциал.

2. Это урок открытия нового в каждой конкретной изучаемой области или теме.

Новое – это не только новая информация о чём-то. Это новое приращение ученика. Внешне это может быть его новое стихотворение или новый способ решения задачи, а внутренне – освоенные способы стихосложения или решения задач.

Новое открывается не только для ученика, но и для учителя. Каждый мой урок– никогда не похож на другие. Поурочный план урока может быть одним и тем же для разных классов в параллели, но результаты учеников – всегда новые.

В каждом классе каждый ученик имеет возможность проявить себя по разному, изучая программный материал.

3. Это урок создания образовательной продукции

Принцип продуктивности в образовании – основа успеха человека в жизни. Если ученик научился на уроках создавать образовательную продукцию (стихи, модели, планы, поступки и др.), он и в будущем всегда сможет быть полезен людям, всегда будет «при деле».

4. Это урок развития компетентностей.

Создавай образовательную продукцию ученики приобретают навыки и умения получения актуального результата.

Например, коммуникативные компетенции путешественника предполагают, что ученик, изучая английский язык, понимает и знает, как воспользоваться языковыми средствами иностранного языка, попав за рубеж.

5. Это урок коммуникаций: урок - диалог, полилог, работа в группах, совместные проекты – это то, что требуется нынешнему ученику уже в школе, а не только в его будущей профессии. Очные или сетевые коммуникации окружают сегодня каждого. Если мы хотим помочь ученику быть успешным в современном мире, мы не можем исключить из урока задачу обучения коммуникациям.

6. Это метапредметный урок.

Для решения учебной задачи используется материал различных учебных предметов и различных сфер жизнедеятельности.

7. Это урок социального учёта, т.е. учета внешних требований, настроений, «духа времени».

8. Это урок, где оценивается только успех.

Мой ученик сегодня:

1. Является равноправным участником образовательного процесса.

2. Планирует, осуществляет, оценивает процесс обучения.

3. Разрабатывает собственный образовательный продукт и выстраивает собственную образовательную траекторию.

4. Умеет слушать, вступать в диалог, отстаивать свою позицию, признаёт отличное мнение.

5. Продуктивно взаимодействует и сотрудничает со сверстниками и взрослыми.

6. Оценивает себя, своё поведение, свою роль и вклад в процессе групповой работы, корректирует свою деятельность.

7. Умеет рефлексировать.

Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение. Говоря о ней, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.

Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка (ИЯ) особенно важно, что объясняется спецификой предмета.

Овладение ИЯ происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна - две минуты говорения за весь урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу над языком дома.

В соответствии с ФГОС в программе формирования УУД представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

1. Личностные УУД (Самоопределение – внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Смыслообразование – мотивация, границы собственного знания и незнания. Морально- этическая ориентация – ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков).

Результатом усвоения личностных УУД является 1). овладение ИЯ как средством глубокого понимания своей культуры и культуры страны изучаемого языка, постижение менталитета других народов; 2). Воспитание личностных качеств - активности, умения сотрудничать, личной взаимоответственности; 3) приобщение к общечеловеческим ценностям – патриотизм, нравственность, экологическая и этическая культура).

Работа в этом направлении может осуществляться в следующих формах: праздники, видео-уроки, уроки-экскурсии, уроки-сказки, а также при выполнении заданий типа : написать письмо Санта-Клаусу, создать слайды памятников сказочным героям, выпуск постеров, путешествие по сайтам стран изучаемого языка, оформление открыток к праздникам, обмен мнениями, выражение своей точки зрения и т.д.

2. Регулятивные УУД (управление своей деятельностью, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, инициативность и самостоятельность).

Результатом усвоения регулятивных УУД является 1). формирование навыков овладения ИЯ, 2). способность к самоизучению, привитие навыка самостоятельной работы над изучением ИЯ, 3). развитие языковых способностей, адекватного восприятия грамматических явлений в речи, 4). развитие памяти, мышления, воображения. Для достижения указанных результатов можно использовать такие задания: прочитать начало рассказа, придумать продолжение, подготовить презентацию о прочитанной книге, о фильме, составить тестовые задания по определенной теме, выполнить задания по алгоритму, действия по предложенному плану и т.д.

3. Познавательные УУД (работа с информацией, учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций – сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогии, подведение под понятие). Познавательными результатами по ИЯ является умение осуществлять межкультурное общение в различных видах деятельности, выявление языковых закономерностей , способность к логическому изложению. Формированию познавательных УУД могут служить следующие задания: прочитать отрывки и соединить их в логической последовательности, сравнить тексты, указать их различия, составить кроссворд, озаглавить прочитанный текст, задания на информационный поиск, проектная и исследовательская деятельность, составление схем, таблиц, самостоятельное выведение правил и т.д.

4. Коммуникативные УУД (речевая деятельность, навыки сотрудничества). Планируемыми коммуникативными результатами по ИЯ должны стать 1). Развитие умения общаться, вести дискуссии, эффективно сотрудничать, используя различные виды деятельности; 2). Приобретение знаний о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различиях с родным языком

В своей практике я столкнулась с тем, что при формировании УУД и развитии различных навыков большинство учащихся прекрасно могут читать, переводить тексты (в основном со словарем), писать и т.д., но только не говорить, общаться на должном для данного этапа обучения уровне. Трудно не согласиться с тем, что даже на родном языке, где знание слов и их стилистических особенностей не представляет сложностей, добиться желаемого эффекта получается не всегда и не у всех. Это происходит потому, что на уроках как иностранного, так и родного языка все устные высказывания учащихся представляют речь лишь по форме, а по сути, речью не являются.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других  людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  •  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  •  разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  •  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  •  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у  учащихся я использую следующие технологии обучения:
1. Технология интерактивного обучения 

Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению. (презентация забей гол)
2. Информационно-коммуникационная технология обучения 

На мой взгляд, активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет:
- учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся;
- повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.

3.  Технология проблемного обучения 

Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД,  стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.
4. Метод проектов

Я часто предлагаю ученикам создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде презентаций. Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.

Я считаю, что  с помощью данных технологий качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования интерактивных компьютерных сред можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, я предлагаю учащимся такие задания:
- упражнение на логическое заполнение пропусков;
- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;
- поиск ошибок в письмах и текстах;
- составление текстов из предложенного набора предложений;

- выстраивание логических смысловых цепочек;
- подготовка творческих мини-проектов;
- заполнение анкет.

Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:

1.     Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие  вопросы.

2.     Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

3.     Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала с опорами.

4.     Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.

5.     Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.

6.     Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

При ведении дискуссий очень важно выработать правила.

Я придерживаюсь следующих правил:

1.   Не допускать выпадов против личности.

2.   Дать высказаться всем желающим.

3.   Внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно.

4.   Не повторяться, продвигать дискуссию вперед, через выдвижение новых идей, сообщение новой информации, постановку вопросов.

5. Не прерывать и не поправлять говорящего. Обсуждение речевых ошибок выносить на отдельное обсуждение.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.

 Из всего сказанного следует, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является  тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

РЕФЛЕКСИЯ:

Что Вы ожидали от участия в мастер-классе и что получилось и не получилось?

Что Вы можете сказать о целях, содержании и организации данного мастер-класса. Сформулируйте свои предложения по развитию данной работы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме"«АМО как эффективный инструмент достижения образовательных результатов на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО».

Данный мастер-класс демонстрирует активные методы обучения на разных этапах урока, соответствующего ФГОС ООО, выявляет достижения образовательных результатов через конкретные методы, применяемые на ур...

Мастер-класс на тему «Возможности использования интерактивных комплексов в условиях реализации ФГОС НОО»

Вашему вниманию предлагаются некоторые приемы использования интерактивной доски в условиях реализации ФГОС НОО. Представленные материалы, выполненны в программе Activ Inspire и предназначены для учите...

Мастер- класс Краеведческий материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении географии в условиях реализации ФГОС ООО

Методическая разработка для учителей географии дает возможность организовать учебный процесс по своей модели на основе определенных алгоритмов, учитывая региональные и местные условия....

Мастер-класс «Методы и приёмы работы в инклюзивном классе, в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ»

Материал содержит теоретическую часть и практические приемы работы с особенным ребенком в инклюзивном классе....

Мастер-класс "Развитие образно-монтажного мышления учащихся 8 класса средствами ИКТ в условиях реализации ФГОС."

Мастер-класс для учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования.Согласно требованиям ФГОС программа по изобразительному искусству в 8 классах приобрела новое содержан...

Мастер-класс «Проектная деятельность, как наиболее эффективная технология реализации ФГОС с детьми с ОВЗ. Изготовление лэпбука «Зима»

Цель мастер-класса: познакомить с опытом организации проектной деятельности с детьми с ОВЗ.Задачи мастер-класса:создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между ...


 

Комментарии

Чернышова Олеся Александровна

данная работа содержит материал на тему "Формирование коммуникативных УУДв условиях реализации ФГОС", где освещаются вопросы новых требований, предъявляемых к современному уроку и ученику, рассматривается классификация универсальных учебных действий и более подробно рассмотрена категория формирования коммуникативных ууд