Школьная программа "Школа - здоровьеориентированное пространство"
учебно-методический материал
Представлена программа здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. В программе представлены основные направления здоровьесберегающей деятелности ОУ и средства, формы их реализации. Реализация программы охватывает все компоненты здоровья (физическое, психическое и социальное) современного школьника и расчитана на 4 года (с 2021 по 2024 год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_shkola_zdoroveorientirovannoe_prostranstvo.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 89»
607630, Российская Федерация, Нижегородская область, городской округ город Нижний Новгород, сельский поселок Кудьма, ул Пушкина, д 19А,
e-mail: s89_nn@mail.52gov.ru
ПРОГРАММА
формирования культуры безопасности и здоровьесберегающей деятельности
«ШКОЛА – ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО»
на 2021 – 2024 годы
Автор:
Оринчук Алла Николаевна,
учитель физической культуры
г.Нижний Новгород
сельский поселок Кудьма
2021 год
ПАСПОРТ
программы формирования культуры безопасности и здоровьесберегающей деятельности «Школа – здоровьеориентированное пространство»
на 2021 – 2024 годы
Наименование Программы | школьная программы формирования культуры безопасности и здоровьесберегающей деятельности «Школа – здоровьеориентированное пространство» на 2021 – 2024 годы (далее - Программа) |
Заказчик Программы | администрация Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №89» Приокского района г. Нижнего Новгорода |
Разработчик Программы | Оринчук Алла Николаевна, учитель физкультуры МБОУ «Школа №89» |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (на 2018-2025 годы), утвержденная постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. №1642 Государственная программа «Развитие образования Нижегородской области» (на 2015-224 годы), утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 г. №301 |
Цель программы | создание системы здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей деятельности образовательного учреждения |
Задачи Программы |
|
Сроки реализации Программы | 2021 – 2024 годы |
Основные направления программных мероприятий | 1. Учебно-методическая работа 2. Спортивно-массовая и оздоровительная работа 3. Исследовательская и научно-методическая деятельность 4. Общественно-просветительская деятельность 5. Медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса 6. Создание безопасных и комфортных условий обучения. |
Исполнители основных мероприятий Программы | Педагогический коллектив МБОУ «Школы №89» |
Ожидаемые результаты |
|
Контроль за выполнением Программы | Администрация Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №89» Приокского района г. Нижнего Новгорода |
- Характеристика проблемы
Одним из важнейших направлений современной государственной политики в Российской Федерации в последние годы стало изменение отношения граждан к собственному здоровью и образу жизни, активизация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности как среди молодого, так и среди взрослого населения россиян. Причиной такой активизации государственных и общественных организаций в области здоровьесбережения стало, то плачевное состояние здоровья молодых россиян, которое наблюдалось в начале ХХI века. По данным медицины только 10-15% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 45-50% имеют хронические заболевания и около 40% имеют определенные функциональные отклонения в состоянии здоровья.
В реформе системы образования, которая сегодня проводится в России, большое внимание уделено именно формированию культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, с одной стороны, и созданию в школе условий для качественного изменения состояния здоровья современных школьников, с другой стороны. «…Сегодня очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения…» (Президент РФ Путин В.В., 2018 год).
В работе по формированию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения должны быть задействованы все субъекты образовательного процесса, а также государственные и общественные организации обеспечивающие образовательно-воспитательный процесс. В отдельных субъектах РФ и отдельных школах уже активно ведется работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Особенно эта работа активизировалась с введением ФГОС нового поколения. Есть позитивные сдвиги показателей здоровья школьников. Но необходим системный подход к решению данной проблемы, который может существенно повлиять на печальную статистику состояния здоровья молодых Россиян. Нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья . «Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства…» (Премьер-министр РФ Медведев Д.А., 2019 год).
Значительное внимание формированию культуры здоровья молодых россиян уделено в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Системно-деятельностный подход, который положен в основу ФГОС, требует от образовательных учреждений создания системной деятельности по формированию компетенций в различных областях образования, в том числе и в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
В МБОУ «Школа №89» с 2007 года успешно функционирует физкультурно-оздоровительный центр (с 2015 года школьный физкультурно-спортивный клуб «Прометей»). Также была решена основная цель проекта «Здоровье», входившего в программу развития школы – разработка и реализация системы спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы школы, которая сегодня эффективно работает:
- показатели физической подготовленности учащихся имеют стойкую тенденцию к улучшению;
- состояние здоровья учащихся на протяжении последних 5 лет не ухудшается, а наоборот, незначительно улучшилось;
- опрос учащихся и их родителей свидетельствует, что у 80-85% учащихся есть стойкое понимание ценностей здорового образа жизни и желание ему следовать;
- около 50% учащихся занимаются в школьных спортивных секциях;
- 25-30% учащихся ежегодно принимают участие в районных и областных соревнованиях.
Но также в процессе работы были определены и проблемные места в направлении формирования физической культуры и оздоровления учащихся:
- низкая активность органов местного самоуправления в вопросах организации активного досуга, физкультурно-оздоровительной деятельности в населенных пунктах;
- недостаток работы образовательных учреждений по обеспечению психического здоровья обучающихся;
- отсутствие системной работы по медицинскому обеспечению образовательного процесса и повышению медицинской образованности обучающихся;
- низкая социальная активность учащихся и их родителей в вопросах формирования здорового и безопасного образа жизни.
Положительные моменты деятельности физкультурно-оздоровительного центра в области здоровьесбережения, а также требования ФГОС в направлении формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся нашли свое отражение в школьной программе формирования культуры безопасности и здоровьесберегающей деятельности «Школа – здоровьеориентированное пространство» на 2021 – 2024 годы «Школа – здоровьеориентированное пространство».
Основу реализации данной Программы составит деятельность школы в рамках формирования и развития не только физического, но и психического, и социального здоровья учащихся, а также обеспечения условий безопасности для реализации образовательного процесса. К реализации данной Программы планируется привлечь сотрудников и преподавателей школы, специалистов в области медицины, психологии, адаптивной физкультуры, безопасности, представителей государственных, муниципальных и общественных организаций.
II. Концепция Программы
В условиях введения и реализации ФГОС основной целью деятельности образовательной организации является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью, где особое место отводится укреплению здоровья школьников и созданию благоприятных и безопасных условий для образовательной деятельности. Но результаты социологических исследований свидетельствуют о низкой физкультурной активности молодого поколения россиян, недостатке знаний в области здорового, активного и безопасного образа жизни, что в полной мере относится и к учащимся сельских школ.
Создание Программы и реализация ее основных направлений позволят внести существенные положительные изменения в процесс сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья учащихся, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся, родителей и учителей.
При создании Программы были реализованы следующие подходы:
1. Системный подход.
Сущность подхода заключается в системном видении педагогических явлений и процессов, происходящих в школе, то есть видеть в педагогических явлениях разные компоненты, устанавливать между ними связи, оценивать результаты их взаимодействия, устанавливать связи с другими внешними системами.
2. Личностно- ориентированный подход.
Сущность подхода заключается в методологической ориентации педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Этот подход связан с устремлением педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств.
3. Рефлексивный подход.
Использование приемов рефлексии для формирования у школьника потребности осуществлять непрерывную самооценку себя, своих отношений, результатов деятельности путем сравнения этих оценок с оценками окружающих людей, корректировании с учетом этого собственной позиции.
4. Проблемно-ориентированный подход.
Выявление проблем на основе анализа содержания собственной деятельности и деятельности всех субъектов образовательного процесса.
Стратегия реализации Программы ориентирована на личность учащегося, создание условий для гармоничного развития его здовроья и физического совершенства. К основным направлениям стратегии реализации Программы относятся развитие материальной базы, соответствующей требованиям ФГОС, расширение форм физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, создание модели медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
В основу работы по реализации Программы положены следующие принципы:
- оздоровительной направленности – все мероприятия Программы направлены на сохранение и укрепление здоровья школьников, а также повышение уровня образованности учащихся, родителей и учителей в вопросах здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности.
- сознательности и активности – повышение активности учащихся по формированию ответственности за состояние окружающей среды и своего собственного здоровья. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
- доступности и систематичности предложенных форм занятий – школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации. Предусматривается использование форм и средств воспитания, доступных для данной возрастной группы школьников. А также, определяется постоянный, регулярный характер деятельности, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью и безопасности в виде целостной системы.
- организации личностно ориентированного обучения – ненавязчивость в осуществлении воспитательного процесса, исключение сопротивления со стороны воспитанников, предоставление возможности школьнику сознательно формировать свою личность и право на самостоятельный выбор поведения в различных ситуациях.
- актуальности - отражает насущные проблемы, связанные с со здоровьем учащихся, их уровнем компетентности по вопросам здоровьесбережения; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной информацией по данной теме.
- последовательности - предусматривает выделение основных этапов и направлений реализации Программы, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления.
- принцип вариативности – ориентирован на добровольный выбор участия и деятельности в различных формах и мероприятиях по реализации Программы.
III. Цель и задачи Программы
Цель Программы – создание системы здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей деятельности образовательного учреждения.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- разработка и реализация системы мероприятий по коррекции и укреплению физического здоровья школьников;
- формирование системы мероприятий по улучшению социального здоровья школьников;
- создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья учащихся;
- активное вовлечение общественности, родителей, государственных организаций в оздоровительную деятельность школы;
- формирование системы мероприятий по обеспечению безопасности образовательного процесса в школе.
IV. Участники Программы
В разработке и реализации Программы принимают участие администрация, преподавательский коллектив и обучающиеся МБОУ «Школа №89» Приокского района г. Нижнего Новгорода, общешкольный родительский комитет.
V. Система программных мероприятий
Для решения поставленных задач в Программе все мероприятия сгруппированы по следующим направлениям:
1. Учебно-методическая работа
2. Спортивно-массовая и оздоровительная работа
3. Исследовательская и научно-методическая деятельность
4. Общественно-просветительская деятельность
5. Медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
6. Создание безопасных и комфортных условий обучения.
VI. Социально-экономический эффект реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит создать систему здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей деятельности сельской школы и в полном объеме реализовать требования ФГОС в направлении формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. За период реализации Программы планируется активизировать учебно-методическую и спортивно-массовую работу, работу по лечебной и оздоровительной физкультуре, активизировать исследовательскую деятельность учащихся в области зоровьесбережения и физического воспитания, разработать модель медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, привлечь общественность к решению проблем сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья школьников, а также создать в школе условия для безопасного и комфортного обучения. В том числе:
- Создание оптимальных условий в школе для физического, психического и социального благополучия учащихся.
- Улучшение состояния физического и психического здоровья учащихся и сотрудников школы, его коррекция, уменьшение заболеваемости.
- Организационно-содержательное обеспечение предмета «Физическая культура» в соответствие с ФГОС нового поколения.
- Введение инновационных форм преподавания физической культуры в школе (три часа по физической культуре на всех ступенях обучения в школе и модульно-рейтинговая система оценки успеваемости учащихся).
- Охват 100% учащихся и сотрудников школы физкультурно-оздоровительными формами занятий.
- Привлечение к систематическим занятиям спортом (спортивные секции, соревнования школьные районные, областные) до 70-75% обучающихся школы.
- Активизация научно-исследовательской деятельности учащихся и сотрудников школы в области здоровьесбережения, физического воспитания и спорта в контакте с ВУЗами г.Н.Новгорода.
- Создание системы психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся и родителям.
- Формирование у учащихся компетенций основ здорового, активного и спортивного образа жизни, физической культуры личности.
- Интеграция в работе педагогического коллектива, медицинского и социального работников, родителей и общественности поселка по проблеме сохранения и защиты здоровья школьников.
- Формирование социально-активной позиции родителей и общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников, их образа жизни.
- Создание оптимальных условий в школе для безопасного и комфортного обучения учащихся и преподавательской деятельности.
- Создание базы программно-методического обеспечения по здоровьесберегающей деятельности школы.
- Модернизация материальной базы школы в соответствие с современными требованиями здоровьесберегающей деятельности ОУ.
VII. Механизм реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается администрацией МБОУ «Школа №89» совместно с управлением образования Приокского района г.Нижнего Новгорода и жителей поселка Кудьма (при условии участия их в реализации Программы).
Заказчиком Программы является администрация Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №89» Приокского района г. Нижнего Новгорода, разработчиком и координатором исполнения авторский коллектив в составе: учитель физкультуры школы Оринчук А.Н., заместитель директора школы Маслова О.Н.
Реализация Программы будет проводится в рамках основных направлений деятельности.
1. Учебно-методическая работа
- Разработка учебных программ по физической культуре в соответствие с ФГОС начального, основного и среднего общего образования.
- Разработка и апробация модульно-рейтинговой системы оценки успеваемости учащихся по предмету «Физическая культура».
- Увеличение времени на факультативную работу по здоровьесберегающей тематике.
- Разработка и реализация проекта «Декада Олимпийского спорта», направленного на реализацию программы олимпийского образования в ОУ.
2. Спортивно-массовая и оздоровительная работа
- Расширение спектра школьных спортивно-массовых мероприятий и соревнований и вовлечение к участию в них всех учащихся школы.
- Увеличение количества спортивных секций с охватом 70-75% обучающихся школы.
- Формирование групп здоровья и вовлечение 100% учащихся с отклонениями в состоянии здоровья к занятиям в них.
- Разработка системы мероприятий по оздоровлению учителей и сотрудников школы.
- Разработка индивидуальных программ оздоровительной и адаптивной физкультуры с учетом физического развития и состояния здоровья обучающихся.
- Модернизация спортивной базы школы.
3. Исследовательская и научно-методическая деятельность
- Продолжение научно-исследовательской деятельности с вузами г.Н.Новгорода (НГПУ им. К.Минина, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, НИРО) по темам: «Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательный процесс»; «Модернизация образовательного процесса по физическому воспитанию учащихся».
- Привлечение учащихся к исследовательской деятельности в области физической культуры, спорта, здорового и активного образа жизни.
- Разработка программ исследовательской деятельности учащихся и представление их результатов на научных конференциях и конкурсах исследовательских работ.
- Участие и представление опыта работы на региональных и всероссийских научно-практических конференциях.
- Подготовка и издание учебно-методической литературы по вопросам физического воспитания и здорового образа жизни учащихся
4. Общественно-просветительская деятельность
- Реализация совместно с местной администрацией проекта «Школа – физкультурно-досуговый центр» по оказанию физкультурно-оздоровительных услуг населению п.Кудьма.
- Разработка и реализация программы совместных спортивно-массовых мероприятий с администрацией поселка.
- Расширение контактов с образовательными, государственными и общественными организациями в сфере физического воспитания и формирования здорового образа жизни учащихся.
- Разработка и реализация социальных проектов направленных на борьбу с вредными привычками, формирование основ здорового, активного и спортивного образа жизни.
- Расширение сферы и форм деятельности школьного совета по спорту и привлечение к его деятельности общественности и родителей.
5. Медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
- Создание и деятельность школьного кабинета психологической помощи.
- Разработка системы психолого-педагогического мониторинга учащихся школы.
- Дооборудование школьного медицинского кабинета и внедрение системы медицинского консультирования учащихся и родителей.
- Создание системы службы социальной помощи учащимся и родителям.
- Ежегодный мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности обучающихся.
- Разработка и реализация общешкольного проекта «Гармония здоровья».
- Разработка и введение «Личной карты здоровья учащегося», «Карты здоровья класса».
6. Создание безопасных и комфортных условий обучения.
- Обеспечение условий для проведения образовательной деятельности с соблюдением санитарно-гигиенических требований.
- Охват ежедневным горячим питанием 50-60% обучающихся школы.
- Соблюдение требований пожарной и общественной безопасности.
- Разработка цикла семинаров «Безопасность и здоровье в современном образовательном пространстве».
- Проведение тематических недель и месячников безопасности.
Реализация Программы рассчитана на 4 года. Для реализации Программы предусмотрено 3 этапа (таблица 1):
- Организационный – 2021-2022 учебный год.
- Практический –2022-2023 годы.
- Обобщающе-аналитический – 2023-2024 учебный год.
Мониторинг эффективности реализации Программы
- Уровень физического, психического и социального здоровья учащихся и сотрудников школы.
- Уровень физического развития и подготовленности учащихся.
- Охват учащихся всеми формами физкультурно-оздоровительной работы (в том числе и учащихся с отклонениями в состоянии здоровья).
- Уровень спортивной подготовки учащихся школы.
- Качество материальной базы школы для здоровьесберегающей деятельности и ее оснащенность.
- Показатели деятельности психолого-педагогической и социальной служб.
- Уровень образования и информированности учащихся и родителей по вопросам физической культуры и здорового образа жизни.
- Количественные и качественные показатели научно-исследовательской работы в области физического воспитания, спорта и здорового образа жизни.
- Уровень вовлеченности родителей и общественности поселка в работу по сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию у них основ здорового образа жизни.
- Обеспечение требований санитарно-гигиенических норм и норм безопасности организации образовательного процесса в школе.
Механизмы диагностики реализации Программы
- Диагностика распределения обучающихся по группам здоровья, по специальным группам на занятия физической культурой, количество уроков, дней пропущенных по болезни.
- Показатели правонарушений и асоциального поведения учащихся школы.
- Диагностика физического развития учащихся.
- Диагностика общей и специальной физической подготовленности учащихся.
- Количество учащихся, вовлеченных в физкультурно-оздоровительную работу.
- Выполнение массовых спортивных разрядов, результаты выступлений на соревнованиях районного и областного уровня.
- Тестирование и анкетирование учащихся и родителей по вопросам физической культуры и здорового образа жизни.
- Количество учащихся и преподавателей, занимающихся исследовательской работой в области физического воспитания, спорта и здорового образа жизни. Участие в работе школьного, районного НОУ, тематических конференциях.
- Количество физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий, проводимых совместно с общешкольным родительским комитетом, администрацией поселка Кудьма.
Таблица 1.
Реализация Школьной целевой программы
«Школа – здоровьеориентированное пространство»
Этапы | Мероприятия |
Организационный – 2021-2022 учебный год |
|
Практический – 2022-2023 г.г. |
|
Обобщающе-аналитический – 2016-2017 учебный год |
|
Список использованной литературы
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. М.: Аркти, 2004. – 176 с.
- Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении / сост. М. А. Павлова, О. С. Гришанова, Е. В. Гусева – Волгоград: Учитель, 2010. – 248 с.
- Чайцев В.Г., Пронина И.В. Новые технологии физического воспитания школьников: Практическое пособие. – М.:Аркти, 2007. – 128 с.
- Чичикин В.Т. Организационно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся в общеобразовательном учреждении: методическое пособие. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования. – 2010. – 311 с.
- Чичикин В.Т. Регуляция физкультурно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении: монография / В.Т.Чичикин, П.В.Игнатьев, Е.Е.Конюхов. – Н.Новгород: НГЦ, 2007.
- «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373.
- «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
- «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьное правовое пространство
Обобщение опыта формирования правового пространства в школе. Приоритетные направления расширения школьного правового пространства: наведение порядка, расширение прав детей на образование, о...
"Здоровьесберегающие технологии - основа воспитательного пространства школьного интерната"(доклад на педсовете).
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас как никогда актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно - воспитательном процессе. В докл...
Валеологизация школьного пространства
В МОУ СОШ №6 п. Гончарка более пяти лет плодотворно работает творческая группа педагогов «Валеологизация школьного пространства», целью которой является – сформиро...
Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения
Школьное издание является частью информационной среды образовательного учреждения и, при условии осуществления информационных и психолого-педагогических функций, оказывает влияние на формирование инфо...
Статья "Методика формирования культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста на основе использования здоровьеориентированных технологий на уроке английского языка"
В статье раскрывается содержание понятия «культура здоровья», уточняются трудности, связанные с освоением английского языка в школе, анализируются возможности здоровьеориентированных техно...
Статья "Экспозиция школьного музея, как воспитательный фактор в школьном пространстве"
Школьный музей "Из истории быта" развернутый в кабинете истории, помогает в реализации как учебной, так и воспитательной работы, которая способствует становлению личности, гражданственности,...
Школьный театр, как пространство воспитательной деятельности.
В данном материале представлен опыт работы Муниципального бюджетного учреждения "Центр детского творчества" по теме "Школьный театр"....