"Здоровьесберегающие технологии - основа воспитательного пространства школьного интерната"(доклад на педсовете).
методическая разработка по теме
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас как никогда актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно - воспитательном процессе. В докладе приведены данные проведенной в России диспансеризации детей, которые говорят о том, что в последнее десятилетие заболеваемость детей до 14 лет выросла в 1,4 раза. Дан анализ результатов медицинского осмотра учащихся нашей школы.В нашей школе создано образовательное пространство, которое обеспечивает возможности развития каждого ученика в соответствии с его интересами и здоровьем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet-praktikum.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас как никогда важны здоровьесберегающие технологии в учебно – воспитательном процессе Результаты проведенной в России диспансеризации свидетельствуют, что за последнее десятилетие заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза.
Слайд №1. – Исследования здоровья детей.
Самую большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». Они имеют разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма. Их нельзя отнести к здоровым, однако и диагноза хронического заболевания врачи им не выставили. Согласно статистическим данным, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников.
В нашей школе учится всего 215 учащихся. В 2010 году с сентября по октябрь дети прошли медицинский осмотр всеми узкими специалистами поликлиники №4.
Слайд №2 – Результаты медицинского осмотра учащихся нашей школы.
Слайд №3 – Итоги осмотра узкими специалистами.
Выявлено детей:
1.С пониженной остротой зрения – 12
2.Отстающие в физическом развитии – 1
3. Отстающие в умственном развитии – 68
4.Со сколиозом – 1
5.С дефектом речи – 40
6. С расстройством питания , нарушения обмена веществ – 4
7.Болезни нервной системы – 105.
8.Болезни глаза и придаточного аппарата – 9
9.Болезни органов дыхания -113
10.Болезни органов пищеварения – 57
11.Болезни мочеполовой системы – 4
12.Прочие болезни-130.
Здоровых детей по нашей школе - 5,5%. Как видите, проблема очень актуальна, здоровье школьников, особенно в последние годы , катастрофически ухудшается. Среди основных факторов риска можно выделить следующие: генетические, экологические, социальные, педагогические.
Что же такое - здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии нельзя рассматривать как альтернативу всем другим педагогическим технологиям, так как цель любой педагогической (образовательной) технологии – достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, оно может быть только условием достижения главной цели. Понятие здоровьесбережение относится к качественной характеристике образовательной технологии, показывающей , насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся). Либо здоровьесбережение может выступать в качестве приоритетав идеологии и принципах педагогической деятельности.
Слайд №4 – Здоровьесберегающая технология (по В.Д.Сонькину).
Это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
-соответствие учебной и физической нагрузки возрастным особенностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Слайд №5 – Цель ЗОТ.
-Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
- Сформировать у него необходимые ЗУН по ЗОЖ.
-Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Главная отличительная особенность здоровьесберегающей технологии – приоритет здоровья, грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К.Смирнов.
Слайд №6 – Принципы здоровьесберегающей педагогики.
- Ненанесение вреда одинаково первостепенно для медиков, педагогов и родителей. На его соблюдении строится профессиональная этика любой человеческой профессии. Это важнейшее требование к организации учебной и воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
- Приоритет действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что все происходящее в интернате должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое состояние и здоровье детей.
- Триединое представление о здоровье обусловливает необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с определением ВОЗ как единству физического, психического и духовно – нравственного состояния.
-Непрерывность и преемственность нацеливают на проведение здоровьесберегающей работы ежедневно и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
- Гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике здоровьесберегающей педагогики, включающей в себя обучение основам ЗОЖ, воспитание культуры здоровья, поддержку усилий ребенка по развитию своего интеллектуального, духовно – нравственного и физического потенциала.
Слайд №7.- Здоровье.
Слайд №8.- ЗОЖ.
В понятие ЗОЖ входит:
-благоприятное социальное окружение;
-духовно – нравственное благополучие;
-оптимальный двигательный режим (культура движений);
-закаливание организма;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
- положительные эмоции.
Все ЗОТ, применяемые в УВП, можно разделить на три основные группы:
1.Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
2.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
3.Разнообразные психолого – педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Состояние здоровья детей во многом определяется реальными условиями их жизни. В нашей школе создано образовательное пространство, которое обеспечивает возможности развития каждого ученика в соответствии с его интересами и сохранением здоровья. Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин, а также проведения внеурочных мероприятий. Наличие здоровьесберегающих элементов инфраструктуры отвечает требованиям СанПинов (расположение здания школы, наличие транспортного обслуживания, учебные кабинеты, их площадь и оснащенность, наличие учебных мастерских, соблюдение размеров мебели, воздушно – тепловой режим, освещенность места занятий, наличие спортивного зала). В общежитии школы технический персонал, воспитатели, учащиеся, проживающие там, стараются поддерживать уют, чистоту и порядок, чтобы соответствовать гигиеническим требованиям. По итогам смотра палат в первом полугодии были отмечены палаты:
№1 – ответственные – Василенко И.З., Байчурина Л.Ф.
№3 – Мухаметгалина О.В.
№4 – Василенко И.З.
№ 8 – Байчурина Л.Ф.
№ 14 – Тимирбаева Г.Н.
№11 – Галлямшина Р.С., Сафина Ф.В.
Необходимым условием создания школьной полноценной воспитательной среды является наличие оздоровительной инфраструктуры. В нашей школе имеется:
- медицинский кабинет и оборудование;
- столовая и ее оснащенность;
-организация качественного 5-ти разового питания ;
- 100% обеспечение необходимым квалифицированным персоналом специалистов (учителя физической культуры, педагог – психолог, педагог – логопед, социальный педагог, медсестра, детский педиатр, врач – невролог).
Наиболее часто в условиях нашей школы используются следующие формы здоровьесберегающей деятельности (оздоровление детей):
- диспансеризация;
- санаторно – курортное лечение в течение года (24 чел);
- стационарное лечение (54 чел.);
- профилактические прививки;
-витаминизация ( в рацион питания в меню обязательно включается витаминный напиток «Золотой шар» 2 раза в неделю. Ежедневно дети пьют соки и едят фрукты.
- Дни здоровья;
- спортивные школьные праздники;
-пропаганда ЗОЖ среди обучающихся;
Значимыми для оценки общей организации учебного процесса, его здоровьесберегающей направленности является:
- оценка режима дня учебной и внеурочной нагрузки обучающихся;
-оценка организации физкультурно – оздоровительной работы и двигательного режима школьников.
Расписание основных предметных часов составлено с учетом чередования интеллектуальной активности, напряжения и релаксации. Режим дня соответствует возрастным и гигиеническим требованиям.
Здоровьесберегающие технологии предполагают необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Наша школа располагает набором помещений для спортивно – оздоровительной работы. Создана возможность выбора спортивно – физкультурных и досуговых занятий с учетом интереса каждого учащегося и его состояния здоровья. Большая работа по укреплению здоровья учащихся ведется во внеурочное время. Работают спортивные секции «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Волейбол», «Пионербол», «Каратэ». Традиционными стали Дни здоровья, спортивные праздники – «Веселые старты», «Зимушка – зима», «Осенний кросс», «Весенний кросс», «Солдатская сноровка». В течение года проходит 10-12 мероприятий оздоровительного характера.
На территории школы оборудованы волейбольная площадка, баскетбольная площадка, имеется футбольное поле. Данный спортивно – игровой комплекс дают возможность нашим воспитанникам заниматься спортивными играми на свежем воздухе во второй половине дня круглогодично. Все оборудование проходит контроль и безопасно для здоровья детей.
В общежитии в игровой на 1 этаже установлен настольный теннис, учащиеся с удовольствием играют. В подвале имеется тренажерный зал с минимумом снарядов для физических упражнений (шведская стенка, гири, штанга, ядра, беговые дорожки, конь). Но тренажерный зал требует больших финансовых вложений.
В салоне отдыха общежития имеется небольшая библиотека, настольные игры (шашки, шахматы), телевизор,DVD. Дети имеют возможность полноценно отдохнуть. Воспитателями, учителями проводится необходимая работа по пропаганде ЗОЖ, профилактике вредных привычек. Каждый четверг недели воспитатели проводят воспитательские часы, направленные на воспитание культуры здоровья, поведения (беседы, познавательные игры). Содержательно проходят эти занятия у Тимирбаевой Г.Н., Галлямшиной Р.С., Мухаметгалиной О.В., Байчуриной Л.Ф. , Морозовой Л.В., Василенко И.З.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать ЗОЖ, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы-интерната
Здоровье - одно из важных составляющих жизни человека....
Выступление на педсовете на тему: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы – интерната»
Выступление на педсовете на тему:«Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы – интерната»Подготовила: воспитатель школы – интерната...
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе - основа развития высокообразованной, гармонично развитой и социально ориентированной личности, гражданина и патриота.
здоровьесберегающие технологии в ГПД...
Возможности воспитательного пространства школы-интерната для детей с ОВЗ в процессе формирования общекультурной и учебно-познавательной компетентности обучающихся
Выступление на педагогическом совете...
Возможности воспитательного пространства школы-интерната для детей с ОВЗ
Воспитательное пространство – это результат творческой и интегральной деятельности школы, нацеленный на создание общего ценностно-нормативного уклада жизни школы; это пространство возможностей, ...
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии – основа образовательного процесса в образовательном учреждении"
Цель доклада: рассмотреть роль здоровьесберегающего режима учебно-воспитательного процесса в ОУ...
Доклад "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционной школе – интернате"
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое з...