Школьный театр, как пространство воспитательной деятельности.
материал

Баженова Екатерина Вячеславовна

В данном материале представлен опыт работы Муниципального бюджетного учреждения "Центр детского творчества" по теме "Школьный театр".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shk.t._25.01.2024.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный театр, как пространство

воспитательной деятельности.

Добрый день! Я - Баженова Екатерина Вячеславовна, педагог –организатор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества».

Представляю вам опыт работы нашего учреждения по теме «Школьный театр, как пространство воспитательной деятельности»

     О роли театральной деятельности в воспитательном процессе написано и сказано немало, ведь искусство театра оказывает огромное воздействие на духовное развитие личности, на успешную социализацию детей в современном обществе, на повышение уровня их общей культуры и эрудиции.

     Школьный театр, как и современное искусство театра соединяет воедино все: литература, музыка, вокал, хореография, изобразительное искусство, анимация, цифровые технологии… И вместе с тем театральная деятельность – это искусство индивидуальностей, из которых рождается ансамбль (коллектив), объединённый одной общей целью - постановка спектакля.

     В соответствии с перечнем поручений Президента РФ от 25 августа 2021года Приказ-1808ГС, п.2 г-2, в школах Балахнинского муниципального округа были созданы школьные театры, работа которых проходит в разных жанровых направлениях: музыкальные, комедийные, драматические, кукольные, театр миниатюр. Деятельность 9 школьных театров осуществляется в форме дополнительной общеразвивающей программы и в 6 школах - в форме внеурочного компонента в рамках ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Школьный театр во внеурочной деятельности – это средство знакомства с социальным взаимодействием и театральной культурой.  Играя роли, учащиеся лучше понимают, как общаются люди в качестве субъектов общественных отношений, каковы способы решения коммуникативных задач.

Школьный театр как объединение дополнительного образования ориентирован на знакомство с историей театра, занятия сценической речью, пластикой. Такой формат дает обучающимся возможность попробовать себя в качестве актера, режиссера, декоратора, гримера.

Объединяет их эмоциональное и коммуникативное развитие обучающихся, общекультурное просвещение, содействует раскрепощению.

 Около 500 детей в возрасте от 7 до 17 лет занимаются в школьных театрах Балахнинского муниципального округа.

Руководителями школьных театров в основном являются педагоги – предметники: учителя музыки, начальных классов, учителя русского языка и литературы, старшие вожатые. 

      На сегодняшний день все 14 общеобразовательные школы и Специальная Коррекционная общеобразовательная школа – интернат состоят во «Всероссийском Реестре (перечне) школьных театров».

     МБУ ДО «ЦДТ» второй год является опорным учреждением по теме «Использование приемов театральной педагогики в образовательном процессе». Наши основные направления деятельности по этой теме:

  • - организационно – методическая работа;

   Включает в себя сбор необходимой справочной, методической литературы;

  • творческие, тематические встречи с педагогами Нижегородской области и Балахнинского округа с целью приобретения практических навыков и обмена опытом работы;

     В этом направлении Центром детского творчества были организованы и проведены:

- В 2022 – 2023 учебном году мастер-класс «Уроки театральной азбуки. Методы и приемы театральной педагогики в образовательном и досуговом пространстве» провела Фролова Елена Александровна, руководитель литературно – театральной студии «Лестница Ч», она познакомила участников мастер-класса – руководителей школьных театров и театральных коллективов учреждений дополнительного образования, с упражнениями на расслабление, для дикции, умение чувствовать партнера.

- В 2023 – 2024 учебном году состоялся мастер – класс «Уроки театральной азбуки. Сценическая речь», провела который педагог по сценической речи Нижегородского театрального училища им. Е. Евстигнеева Олеся Валерьевна Эйдельштейн.

  Обучающиеся и руководители школьных театров и театральных коллективов учреждений дополнительного образования вместе с педагогом выполнили упражнения, влияющие на качество речи: как правильно дышать, расслаблять и развивать артикуляционный аппарат.

  • Следующее направление: организация и проведение творческих, тематических, игровых программ, праздников, фестивалей для детей разного возраста и их родителей (законных представителей).

- в 2022 – 2023 учебном году состоялся первый муниципальный Показ школьных театров и театральных коллективов учреждений дополнительного образования Балахнинского муниципального округа. Показали свои постановки МАОУ СОШ № 10 им. Героя Советского Союза А.М. Кузнецова и МБОУ СОШ Липовская ООШ, а также театральный коллектив МБУДО ЦВР.

- Нужны ли детям разного возраста занятия в школьных театрах, театральных кружках и студиях?

Все мы знакомы   с Указом Президента РФ, в пятом пункте которого говорится о российских духовно – нравственных ценностях.  (вы их видите на слайде)

В Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809

(«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей») названы следующие духовно- нравственные ценности:-  жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Мы считаем, что через работу школьных театров есть возможность реализовать поставленные Президентом задачи по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.  

Тематика постановок школьных театров Балахнинского муниципального округа разнообразна:

-постановки о Великой Отечественной войне, такие как «Молодая Гвардия. Черный январь 1943года», «Жди меня» «Зенитчицы Балахны»; о смутном времени на Руси воспитывают в детях чувства патриотизма, гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, способствуют сохранению исторической памяти и преемственности поколений.

- постановки на тему экологии, такие как «Эколята – молодые защитники природы», учат детей гуманному и милосердному отношению к природе и окружающему миру;

- тематические постановки «Новогодние приключения Маши и Вити», «Маленький принц» помогают воспитанникам школьных театров осознать такие качества как дружба, взаимопомощь и взаимовыручка;

- постановки антинаркотической направленности призывают ребят задуматься о жизни и здоровье, о правах и свободах граждан и их достоинстве.

Воспитательный процесс не останавливается и вовремя подготовки к постановкам, во время репетиционного процесса и участия в конкурсах различного уровня. Дети читают тематическую литературу, знакомятся с классическими художественными фильмами, что способствует личностному росту обучающихся, сплочению коллектива и умению взаимодействовать друг с другом.

Неважно, станут воспитанники школьных театров актерами или нет, но занятия театральной деятельностью вводят детей разного возраста в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, раскрывают творческие возможности и развивают многогранную личность.

Закончу я словами немецкого философа Фридриха Шиллера «Театр – это школа, в которой учатся с удовольствием, не замечая того, что учатся.»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного и школьного. возраста через разнообразие совместной деятельности субъектов образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО о НО".

Темы выступления на проблемном очно-заочном семинаре-пректикуме: «Актуальные аспекты интегрирования при обучении младших школьников с нарушениями речевого развития». Создание комфортн...

Возможности интерактивного образовательного пространства для организации воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования

Ахтямова Е. В.методист, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Росси...