Специфика модульного обучения
статья по теме
Предварительный просмотр:
Специфика модульного обучения
Модульное обучение предполагает такую организацию учебного процесса, при которой педагог и обучающиеся работают с учебной информацией, представленной в виде модулей. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью. Совокупность модулей составляет единое целое при раскрытии учебной темы или всей дисциплины. Например, целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях или событиях. Второй информационный модуль представляет собой необходимую информацию в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы. Третий операционный модуль включает в себя весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной учебной информации. Последний модуль, для проверки результатов усвоения новой учебной информации, может быть представлен системой вопросов для зачета, экзамена, теста и творческих заданий.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем состоят в следующем:
1) содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и имеет указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровне его усвоения. Кроме того, обучающийся получает от преподавателя совет в письменной форме, как рационально действовать;
2) изменяется форма общения преподавателя с обучающимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;
3) обучающийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
4) отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи обучающимся.
При реализации принципа модульности большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. Более того, самостоятельная работа обучающихся с учебными модулями становится основным видом учебной деятельности.
Достоинства модульного обучения:
- Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.
- Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.
- Задается индивидуальный темп учебной деятельности.
- Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
- Достигается определенная «технологизация» обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя.
Дидактические условия, при которых достигается высокая эффективность модульного обучения:
- Качественная разработка модулей, отбор и конструирование содержания учебного материала, учитывающие интересы, возрастные особенности и другие личностные качества учащихся.
- Последовательная реализация модулей, которые позволяют интенсифицировать учебную деятельность на всех ее этапах.
- Разработка и предъявление модулей позволяют сочетать изучение теории и формировать практические умения и навыки.
- Применение наряду с основными дидактическими материалами вспомогательной справочной литературы.
- Сочетание контроля с самоконтролем учащихся, который сравнительно легко достигается на основе модульного обучения.
Таким образом, модульная организация учебного процесса позволяет модернизировать традиционные методы обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СУЩНОСТЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Сущность модульного обучения...
ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КАК ОДНОЙ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка....
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....
Технология личностно-ориентированного обучения. Модульное обучение
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен ...
Семинар для педагогов о специфике организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью
В материале даны краткие рекомендации педагогам по специфике обучения детей с интеллектуальной недостаточностью....
Индивидуализация процесса обучения и активизация познавательной деятельности учащихся в ходе реализации модульного обучения
Учебный модуль – основное средство модульного обучения, которое является логически завершенной единицей учебного материала, а также заключает в себе целевую программу действий и методическо...