Технология личностно-ориентированного обучения. Модульное обучение
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnoe_obuchenie_na_urokah_russkogo_yazyka_v_7_klasse.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Модульное обучение на уроках русского языка в 7 классе
Работа составлена к учебнику для общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др; Просвещение,2006.-221 с. Также работу можно адаптировать под любой учебник по русскому языку, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Сегодня учебный процесс в школе продолжает сохранять старые формы и методы работы, которые время от времени “украшаются” нестандартными подходами (диспутами конференциями, деловыми играми, групповой работой и т.д.). Однако преобладающим методом является объяснительно-иллюстративный, который не обеспечивает ученику развитие его интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу, в корне изменить учебный процесс.
Учитель через модуль управляет действиями ученика, поэтому управление плавно переходит в самоуправление. Управление гибкое, сможет осуществляться в два этапа.
Первый этап. Изучение объекта управления. В модуле обязательно должен быть перечень базовых знаний, умений, навыков, которые должен иметь ученик для овладения материалом модуля, а также перечень литературы на тот случай, если ученику придётся освежить кое-что в памяти. Или же можно предложить учащимся задания для актуализации опорных знаний. Встретившись с трудностями, они вынуждены будут обратиться к учебнику.
Второй этап. Выработка стратегии (программы) управления, в которой
отражается и содержание, и действия учащихся по их усвоению.
На какого ученика должен быть рассчитан модуль?
В идеальном случае – на любого.
Это возможно, если осуществлена альтернативность в управлении учебными действиями. Делается это в виде указаний: «прочитай этот текст и повтори три раза», «перепиши это слово», «подумай», «исследуй», «обсуди с товарищем», «спроси у учителя», «сверь с ключом», «поработай над…», «обратись в случае затруднения…» и т.д.
Модули составлены таким образом, чтобы у каждого ребёнка осталась возможность учиться в своём темпе, иметь выбор содержания и способов освоения учебного материала. Ведь именно это и составляет суть личностно-ориентированного обучения.
Начинать надо с подготовки модульных программ для классов, где у детей сформированы в какой-то степени навыки самостоятельной работы (может быть с 7 – 9 классов). Методическое обеспечение – традиционное, а главный нормативный документ – программа.
- В данной работе материал разделён на отдельные самостоятельные информационные блоки (модули). К каждому из них сформулированы дидактические цели и цели учения.
- Материал модуля разделён на относительно самостоятельные фрагменты учебного материала – ТК (технологические карты), а ТК разделены на относительно самостоятельные фрагменты учебного материала - учебные элементы (УЭ). К ним сформулированы частные дидактические цели.
- Разработаны контролируемые характеристики для каждого УЭ и для всего модуля, представленные в виде конкретных знаний и умений, которые ученик должен продемонстрировать после изучения темы.
Обеспечить модулем каждого ученика. Ученик работает с Модулем самостоятельно, то есть новую тему он усваивает сам, пользуясь учебником, словарем, атласом, контурной картой и т.д. В процессе усвоения материала он получает консультацию у учителя, у товарища по классу, свободно общается с ним, не нарушая дисциплины в классе.
Приоритетной целью современного образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром и самим собой. Опыт педагогической работы показывает, что для достижения данной цели особое значение имеет овладение учащимися умениями самостоятельного контроля, оценки и планирования действий по устранению причин возникающих трудностей. Поэтому учащиеся должны приобрести “инструмент” для организации самостоятельной контрольно-оценочной деятельности.
Модульное обучение, несомненно, имеет преимущество перед другими методами обучения.
1.Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность).
2. Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и посредством модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку.
3. Изменяется роль учителя. Учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение материала, а к тому, как лучше управлять деятельностью школьников, которая осуществляется через модули. Задача учителя состоит в умелом структурировании содержания модуля, его целей.
Таким образом, Модульная технология позволяет ученикам выбрать для себя удобный темп работы, определять свои возможности, приобретать навыки самостоятельной работы и самоконтроля; учителю она даёт возможность грамотно и гибко построить содержание обучения, интегрировать различные виды и формы обучения и, в конечном счёте, достигать высокого уровня конечных результатов.
СОДЕРЖАНИЕ
Модуль№1 – Повторение изученного в 5-6 классе.
ТК №1 - Синтаксис и синтаксический разбор
ТК №2 - Пунктуация и пунктуационный разбор
ТК №3- Лексика и фразеология
ТК №4 - Фонетика и орфография
ТК №5 - Словообразование и орфография
ТК №6 - Морфология и орфография
Модуль№2 - Причастие
ТК №1 – Причастие как часть речи
ТК №2 – Причастный оборот
ТК №3 – Действительные и страдательные причастия
ТК №4 - Действительные и страдательные причастия
ТК №5 - Н и НН в суффиксах причастий
ТК №6 - НЕ с причастиями
ТК №7 - Морфологический разбор причастия
Модуль№3 - Деепричастие
ТК №1 - Деепричастие как часть речи
ТК №2 – Деепричастный оборот
ТК №3 – Раздельное написание не с деепричастиями
ТК №4 – Деепричастия совершенного и несовершенного вида
ТК №5 - Морфологический разбор деепричастия
Модуль№4 - Наречие
ТК №1 - Наречие
ТК №2 – Не с наречиями.
ТК №3 – Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ
ТК №4 - Н и НН в наречиях на -О и -Е
ТК №5 - Буквы О и Е , О и А на конце наречий
ТК №6 - Дефис между частями слова в наречиях
ТК №7 - Слитное и раздельное написание приставок
ТК №8 - Ь знак на конце наречий
ТК №9- Морфологические разбор наречия
Модуль№5 - Предлог
ТК №1 - Предлог как часть речи
ТК №2 – Употребление предлогов
ТК №3 – Производные и непроизводные. Составные и простые предлоги.
ТК №4 – Слитное и раздельное написание предлогов
Модуль№6 - Союз
ТК №1 - Союз
ТК №2 – Сочинительные и подчинительные союзы
ТК №2 – Сочинительные и подчинительные союзы
Модуль№7 - Частица
ТК №1 - Частица
ТК №2 – Формообразующие и смысловые частицы
ТК №3 - Отрицательные частицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Продуктивность использования образовательных технологий. 6.Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая.
Тема: «Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств обучающихся на уроке физической культуры»....
Продуктивность использования образовательных технологий.16 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая,
Тема урока: «Обучение технике прыжка в высоту способом перешагивание»...
Продуктивность использования образовательных технологий.17 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая
Тема урока: «Развитие координационных способностей на уроках баскетбола»....
Продуктивность использования образовательных технологий.18 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, проектное обучение, игровая, групповая, дифференцированного обучения.
Тема урока: «Преодоление полосы препятствий, включающих в себя освоенные двигательные действия»....
Технология личностно ориентированного образования и развивающего обучения
Современная жизнь требует более ориентированного подхода к ученику...
Современные образовательные технологии. Личностно-ориентированный подход в процессе обучения английскому языку
Личностно-ориентированный подход в процессе обучения английскому языку...